Школа тайн и открытий

Ребенок начинает исследовать мир с первых недель жизни, когда он тянет в рот свои собственные ручки и ножки, потом он учится ходить, попадать ложкой в рот, бросать мяч, проектирует и строит замки из песка – все то, что делает инженер! А еще он пробует управлять родителями, задавая им тысячи вопросов и добиваясь от них выполнения своих желаний…

От всего этого отучают уже в начальной школе, о чем пишет С.Я. Маршак:

Он взрослых изводил вопросом “почему”,
Его прозвали – “маленький философ”,
Но только он подрос, и начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задавал вопроса “почему”.

Как сохранить и развить природную тягу к исследованию и проектированию? Как сохранить желание задавать вопросы? Эти задачи решает Школа тайн и открытий» - альтернативный курс по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов начальной школы.

Как же выполнять учебные планы и добиться дисциплины в классе, где два с лишним десятка детей знают, что задавать вопросы – это хорошо, и когда класс изучает силу ветра, девочка может поднять руку и спросить «А у жуков есть зубы?». Подавить любопытство девочки – плохо, отвлечь весь класс – еще хуже, что же делать? Для этого есть "Книга Тайн и Открытий", куда заносятся этот и другие детские вопросы. Когда придет время, класс вернется к ним, и ответ, полученный совместными усилиями, будет записан в ту же Книгу уже как открытие. Кроме этой Книги, у каждого из ребят есть свой "Журнал Исследователя", куда он заносит свои собственные результаты, полученные как в школе, так и вне ее. Курс очень технологичен: учитель получает более десятка рабочих инструментов – чего стоит хотя бы "Учебный календарь" – рулон обоев, на обратную сторону которого весь год ежедневно заносятся помимо результатов метео- и астрономических наблюдений, события дня и полученные знания. А "Коробка Изобретателя", где сложена всякая всячина, которая пригодится детям, когда они будут что-то мастерить, а "Книга связей", куда класс заносит свои соображения о том, что с чем связано… В ШТО дети учатся задавать вопросы и искать ответы, делать и думать.

Проект “Школа тайн и открытий” проводится в рамках экспериментальной площадки Федерального института развития образования, объединяющей более 30 школ из 11 регионов. В проекте участвует Московский педагогический государственный университет. Участники эксперимента проводят занятия в рамках основного и дополнительного образования, что дает возможность детям познакомиться с основными исследовательскими и инженерными практиками, формируя у них устойчивое положительное отношение к естественнонаучному и технологическому образованию. Курс нацелен на воспитание самостоятельности и умения доводить дело до результата, это интегрированный учебный предмет, где усваиваются на практике методы наблюдения и описания общественных явлений, явлений живой и неживой природы, элементы географии, обществоведения, технологии, физики, химии, биологии и экологии. Дети осваивают технику проведения наблюдений и измерений, учатся изготавливать простейшие приборы и модели, развивают коммуникативные навыки, осваивают практику работы в группе.

  • 20 мероприятий
  • 3 региона
  • 500 участников
  • Цели и задачи
  • Чем мы уникальны
  • Новости

Цель проекта:

Цель проекта - обновление естественнонаучного образования в начальной школе, выведение его на современный уровень.

Задачи проекта:

Экспериментальная апробация и внедрение курса «Школа тайн и открытий», который:

  • широко использует исследовательский метод обучения;
  • естественно реализуется в ИКТ насыщенной образовательной среде;
  • отвечает требованиям ФГОС НОО;
  • обеспечивает устойчивое достижение новых образовательных результатов подавляющим большинством учащихся.

В большинстве стран мира статистические данные показывают, что интерес к исследованиям и науке как способу познания мира у детей за время обучения в начальной школе существенно снижается.

Это служит причиной снижения мотивации к учебе вообще, которое продолжается все годы учебы в средней школе. Аналогичная проблема существует и в отечественной школе. Преподавание дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе дает хорошую возможность заложить у учащихся основы научного мировоззрения, познакомить их с научной терминологией и методами научного исследования. С учетом возраста детей это предпочтительно делать посредством приобретения ими личного опыта проведения элементарных измерений, создания конструкций простых приборов и моделей, реализуя таким образом идею «обучения через действие».

Эта концепция, будучи реализованной в курсе «Школа тайн и открытий», предполагает следующие изменения по сравнению с традиционным подходом к преподаванию дисциплины «Окружающий мир»:

  • Новая роль учителя, который проектирует и организует исследовательскую и творческую деятельность детей, консультирует их и помогает интерпретировать полученные результаты, не предлагая готовых рекомендаций и ответов, но используя методику сократовского диалога
  • Новое отношение к возможным ошибкам (пробным действиям) детей, которые можно использовать для рефлексии и постановки новых вопросов и тем для исследования
  • Новое понимание групповой работы детей как возможности их взаимного обучения, которое является эффективной формой овладения младшими школьниками и предметным материалом, и навыками 21-го века
  • Новая организация учебного материала курса, обеспечивающая целостность восприятия детьми явлений окружающего мира в их взаимосвязи и взаимозависимости
  • Широкое использование реальностей окружающего мира за стенами школы, практические действия детей с предметами и наблюдения за явлениями природы
  • Интенсивное использование возможностей ИКТ насыщенной образовательной среды для организации и осуществления учебной работы школьников и педагогов
  • Новые возможности построения индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа продвижения детей по этим траекториям

Более 7 партнеров

Более 7 партнеров

загрузка карты...

Как стать участником?

  • разработка средств формирования организационной культуры школы как самообучающейся организации (включая методологию, методики, рекомендации, нормативные документы и описания кейсов);

  • разработка и внедрение передовой методологии образовательного процесса, создающего широкое поле возможностей для самоопределения учащихся, что способствует формированию и социализации личности в развивающемся обществе (см «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»)

  • исследование и разработка изменений в содержании и формах педагогического профессионального образования (новые учебные курсы и тренинги);