«В поисках волшебной чаши»

Каждый день каждый из нас что-то ищет в глобальной сети. Мы хотим рассказать Вам как одна случайная находка учителей и учеников школы № 40 г. Ангарска привела к интересным, познавательным и увлекательным приключениям.

«В поисках волшебной чаши»

Учениками школы была найдена в социальных сетях фотография с удивительно красивым местом, озером. Ребятам удалось выяснить (язык, как говорится и до неизвестного нам озера доведёт!), что делана она в Нукутском районе Иркутской области, где-то за деревней Шараты. Только вот где точно? Ответ пришлось искать недолго - организовать экспедицию. Но не простую, а образовательную!

В Нукутском районе в основном проживает бурятское население, с которым им пришлось общаться, чтобы найти интересующий природный объект и изучить его. участниками-разведчиками стали добровольцы из 10 учеников 7-11 классов школы и 4 учителя - английского языка, географии, истории, математики. В состав группы также вошли двое учеников Гимназии № 8 г. Ангарска: Мархаева Анна, дочь учителя физики сороковой школы, которая принимает участие во многих проектах школы ещё с пятого класса, а также Вичканова Ирина, которая сдружилась на «Школе СМИ» с учеником школы Ильёй Мурашевым, а в смене «Бережливая экология» лагеря «Сердце Байкала-2015» была в патруле заместителя директора школы Ирины Цыреновны Буржатовой. В общем, Иру не пришлось долго уговаривать, а мама всегда согласна…

Целью экспедиции стало определение местоположение озера, выяснение его происхождения. Задачи организаторами были поставлены следующие:

  • способствовать формированию умений ориентироваться на местности, как при помощи специальных приборов и карты, так и при помощи местных признаков;
  • отработать картографические и топографические умения в условиях определённого природного комплекса;
  • закрепить на местности умения работать с приборами, которые необходимы для топографической съёмки: компас, нивелир (прибор для измерения относительной высоты холмов), визирная линейка.

И вот 22 августа в восемь часов утра, экспедиционная группа отправилась на поиски «волшебной чаши». Точной дороги никто не знал, с собой был небольшой фрагмент карты с изображением Нукутского района, т.к., по слухам озеро располагалось, где-то там… После того, как участники группы проехали населённый пункт Залари, и начались приключения. Куда ехать? Где свернуть? Сообразительность и находчивость учеников, пришла на помощь: Данил воспользовался интернет-картой, и включил навигатор, Аня и Роза по фрагментам карты сообразили, что от п. Залари нужно двигаться на северо-восток, в сторону Новонукутска до посёлка Тангуты.

По дороге ребята отмечали:

  • как изменился ландшафт местности - лесной сменился на степь;
  • многочисленные стада коней и коров говорят о том, что в этой местности развито сельское хозяйство, а именно животноводство;
  • реки на пути следования были узкими и не многоводными;
  • местность холмистая, цвет почвы говорит о большом преобладании в ней глины.

И вот, наконец, экспедиция добралась до посёлка Тангуты. Там ребята провели опрос местного населения и выяснили, чтобы добраться до озера, которое, кстати, называется Сидоровским, сначала нужно доехать до деревни Шараты, которая, как рассказывали и показывали местные жители, находилась в 5-7 минутах езды от их села. Озеро, как говорила местная жительница, образовалось благодаря человеку, который поставил дамбу, то есть перекрыл русло реки. Значит, оно искусственного происхождения. Также ребята узнали, что раньше на этом озере была мельница.

Участники экспедиции продолжили свой путь до села Шараты, в котором увидели памятник героям ВОВ. Памятник находится в запущенном состоянии, и ребята решили убрать мусор, а в следующий раз приехать и подкрасить памятник. От местных жителей школьники узнали путь до озера, но о его происхождении жители этого села ни чего сказать не смогли. Ребятам встретилась библиотекарь местной школы, которая рассказала о школьной краеведческом музее. Но он, к сожалению, был закрыт, и попасть в него участники экспедиции не смогли. Но ещё они узнали, что бывший ректор Ангарской Государственной Технической Академии (АГТА) Виктор Баденников родом из деревни Тангуты и окончил местную школу.

Пора выдвигаться дальше. К 13:00 экспедиция прибывает к берегу заветной «волшебной чаши»! Надо было видеть неописуемый восторг детей и взрослых!

На территории этого природного комплекса ребята провели следующие работы:

  1. Измерили длину береговой линии. Она получилась равной 3280 метров. Ребята проводили измерение в шагах, предварительно измерив свой шаг (у Димы он составил 80 см), количество шагов умножили на 80 см и, разделив на 100, получили длину береговой линии в метрах.
  2. В хвойном лесу ребятам представилась возможность определить стороны горизонта по местным признакам; по дереву на котором рос мох (как правило, мох растёт с северной стороны). Сориентировав компас, ребята убедились, что это на самом деле так. Еще один способ - по количеству веток. Большее количество должно быть с южной стороны, но дерево должно быть обязательно отдельно стоящим.
  3. Измерили относительную высоту холма, при помощи нивелира.
  4. Произвели топографическую съёмку местности, для этого сначала подобрали масштаб исходя из размеров территории.
  5. Произвели ориентирование планшета, для этого планшет повернули так, чтобы буква С на шкале компаса совпадала с северным концом магнитной стрелки.
  6. Выбрали точку-полюс, с которой производили съёмку.
  7. С помощью визирной линейки нанесли на бумагу линии направлений на окружающие объекты (на реку, холм, овраг, лес, озеро), отметили расстояние до них в соответствии с выбранным масштабом. Объекты обозначили с помощью условных знаков.
  8. Придумали легенды об озере и перевели их на английский язык.
  9. Представили свои работы.

В общем, потрудились ребята на славу и с большим удовольствием! Вот как надо изучать географию! На рефлексии все были очень довольны! Людмила Иннокентьевна, учитель математики, которая была со своим внуком, была просто поражена детьми, которые так слаженно и с интересом работали, а ведь возраст участников был от 11 до 17 лет.

А еще ребята от души накупались! Погода была изумительная, и вода в озере тёплая! А «волшебная чаша», это просто небольшая впадина, люди обложили её камнями, и получилось подобие джакузи.

Итак, разведчики нашли природный объект, который был на найденной в соцсетях фотографии. Значит, можно собирать вторую экспедицию, которую организаторы планируют назвать «Приключения в поисках знаний». На озере ещё много интересного!

Легенда о происхождении озера

Однажды жили четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух. Решили они выбрать место, где покажут своё мастерство. Земля образовала впадину и укрыла её от людских глаз: сопками и каменистой местностью. Вода с помощью подземных вод создала «Озеро магов». Воздух вызвал сильное течение и волны соприкасались с камнями, из-за этого бушевала пена. Огонь поддерживал жаркую погоду. Для людей это место считалось райским. Они всегда хотели посетить его. Были смельчаки, которые пытались найти это озеро, но они бесследно пропадали. Тогда в деревне жил рыбак Сидор. Он был коварен и умён. Он сказал, что, если искать озеро, то это бессмысленно. Он сам свергнул магов и озеро показалось перед народом. И в честь рыбака озеро назвали Сидоровским.