Усть-Лабинские школьники посмотрели фильм «Чучело»

В течение трех занятий курса «Я – лидер» ребята из гимназии № 5 г. Усть-Лабинска смотрели фильм Р. Быкова «Чучело». Фильм с одной стороны жестокий, наполнен событиями, носившими отрицательные примеры. Но с другой стороны, он очень глубокий, призывает быть толерантными по отношению друг к другу, учит милосердию, находить выход из любой ситуации и достойно преодолевать все трудности

В течение трех занятий курса «Я – лидер» ребята из гимназии № 5 г. Усть-Лабинска смотрели фильм Р. Быкова «Чучело». Рассказывает педагог дополнительного образования гимназии Е.Г. Шаповалова.

«Цель просмотра – наглядно показать, какой была школа 30 лет назад, как жили школьники, какие у них были интересы, как формировались отношения внутри классного коллектива и т.д. Фильм, можно сказать, с одной стороны жестокий, наполнен событиями, носившими отрицательные примеры. Но с другой стороны, он очень глубокий, призывает быть толерантными по отношению друг к другу, учит милосердию, находить выход из любой ситуации и достойно преодолевать все трудности.

Вначале я переживала, поймут ли мои дети этот фильм и не начнут ли они копировать поступки и поведение своих ровесников. Но буквально через 10 минут просмотра я убедилась, что я не ошиблась в выборе фильма и в своих детях. Тишина стояла полная. Ребята были буквально поражены происходящим на экране. Только иногда слышались реплики в адрес, каких-то героев или событий. То и дело мне приходилось делать остановку, чтобы выслушать комментарии детей. Какие-то моменты они поддерживали, а какие-то наоборот, осуждали. Всем была симпатична главная героиня Лена Бессольцева. Ребят поразила её чистая улыбка, детская непосредственность и одновременно взрослые философские рассуждения в разговоре с дедушкой. Она другая, непохожая на остальных. Каждый раз в отношениях с одноклассниками она проявляла столько силы духа, смирения, покорности, что можно было этому только удивляться, что в таком маленьком человечке скрыта такая широкая душа, заложена такая огромная мощь!

Я наблюдала, как дети осуждающе отзывались об отношении одноклассников к главной героине. Когда по фильму все над ней смеялись, у нас в классе стояла тишина. Мои дети не понимали, почему её прозвали «чучелом» и почему её так негативно восприняли. Мы разговаривали и на эту тему. Дети высказали предположение, что она и весь класс полная противоположность друг другу, как будто они из разных миров. Вместе с Леной Бессольцевой мы влюблялись и плакали, спасали беспризорных собак и горели на костре. Ребята как бы вживались в каждую жизненную ситуацию, вместе с героями проживали её. Моих детей поразили отношения внутри класса между ребятами: вроде бы они все вместе проводят свободное время, собираются, гуляют. И в то же время они подсмеиваются друг над другом, могут ударить, высказать нелестные отзывы. Мои ребята сказали, что в их классе нет коллектива, их нельзя назвать одной большой семьёй, чему пыталась все четыре года научить их я.

2013.03.06_ul_001.png

Возможно, я недооценила влияния этого фильма на детей. Получилось, что он произвёл на них более сильное впечатление. Я осталась довольна теми высказываниями детей, которые слышала от них в ходе просмотра фильма. А ещё мне понравилось то, что после просмотра первой серии на следующий день несколько человек подошли ко мне и сказали, что они самостоятельно нашли этот фильм и просмотрели его всей семьёй.

На вопрос: «Понравился ли вам фильм?», - все ребята однозначно ответили: «Да». Кроме этого, они сказали, что очень рады, что его посмотрели, ведь многих он заставил задуматься над вопросами взаимоотношений внутри классного коллектива, над своими отношениями с одноклассниками. Чувства фильм вызвал разные и противоречивые. У Лизы Петуховой смешались жалость и удивление. Ей жалко было Лену Бессольцеву, и она осуждала её одноклассников за предвзятое к ней отношение. И в то же время она удивлялась силе и мужеству, стойкости этой хрупкой девочки, её силе воли и тому, как она достойно выходила из ситуаций. Валя Горбенко: «Я не понимаю, как можно учиться в одном классе и так относиться друг к другу. У них нет коллектива, они все каждый по себе. Их объединяют только плохие поступки».

Надя Ларина: «Лене Бессольцевой удалось проникнуть в глубины душ каждого человека. Она и её дедушка явились примером милосердия, стойкости, порядочности, высоких нравственных идеалов. И я думаю, что одноклассники поняли свою ошибку». И никто из моих детей не хотел бы учиться в таком классе. «Лена Бессольцева, бесспорно, лидер, сильный лидер, раз смогла заставить задуматься каждого своего одноклассника над своей сущностью».

Ребята, попросили меня подобрать ещё какой-нибудь фильм про сверстников. Работа по изучаемой теме продолжится на следующем занятии, и мы еще не раз вернемся к эпизодам просмотренного фильма».