Учимся играя

Новая форма игры разработана в школе № 3 г. Усть-Лабинска. Интересна она тем, что такой формат можно использовать в любом предмете, любыми предметниками, которые проявляют интерес к игрообразованию. Особенно это актуально при введении ФГОС в среднем звене

Учимся играя

Новая форма игры разработана в школе № 3 г. Усть-Лабинска учителем истории и обществознания Е.В. Кололеевой. Интересна она тем, что такой формат можно использовать в любом предмете, любыми предметниками, которые проявляют интерес к игрообразованию. Особенно это актуально при введении ФГОС в среднем звене, где пятиклассники мотивированы не только на проигрывание игровых ситуаций, но и на создание проектов.

Кололеева Елена Викторовна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 3 г. Усть-Лабинска:

«В этом учебном году наша школа является пилотной по введению ФГОС ООО, что предполагает (кроме других составляющих) формирование у школьников умения осуществлять проектную деятельность. Важно осознание ребятами того, что проектом считается любое самостоятельное дело (исследование, изделие, действо), осуществляемое индивидуально или в группе, дающее конкретный результат. Проектная деятельность учащимся очень нравится, и предложенные настольные игры это подтверждают. Кстати, играть ребята умудряются не только после уроков, но и на переменах.

Правила практически одинаковы для всех игр, изготовленных ребятами: игроки с помощью фишек и игрового кубика перемещаются по полю, выполняя какие-либо задания, попадая в «коварные» ловушки, пропуская ход, возвращаясь назад… Побеждает тот, кто доберется до финиша первым. Хочу представить несколько интересных находок, которые ребята предложили самостоятельно и к которым мы пришли в ходе «апробации» игр и обсуждения возможных вариантов развития нашей игровой деятельности:

  • темы игры могут быть самыми разнообразными (древнегреческие олимпийские игры, поэмы Гомера, мифы Древней Греции и т.д.); 
  • игры можно разрабатывать по разным предметам; 
  • правила игры можно устанавливать самостоятельно, исходя из ситуации (количество игроков, ограничение по времени, уровень подготовки участников и т.д.); 
  • используя одно и тоже «универсальное» игровое поле с обозначением точек (шагов), предполагающих выполнение задания, можно менять карточки с вопросами (заданиями), тем самым игра из исторической может превратиться, например, в обществоведческую (или сборную); 
  • оформление игрового поля, его размер, количество участников, продумывание препятствий, тематика игры, вопросы-задания и т.д. – полномочия (творчество) автора, главное, чтобы игра была яркой, интересной и полезной.

Сегодня мы отошли от запланированной темы и все занятие посвятили «апробации» изготовленных собственноручно интеллектуальных продуктов - проектов по истории. Данные проекты представляют собой настольные игры, предполагающие путешествия по Древней Греции, например, древнегреческие олимпийские игры, мифы Древней Греции, достопримечательности Древней Греции и т.п. Ребята работали над проектами, в основном, группами, проявили творческий подход, и результаты этой работы оказались очень интересными и для меня, и для самих пятиклассников.

Перед занятием ученики сами расставили столы и стулья, разложили игры, договорились о правилах. Почти все игры-путешествия спланированы таким образом, что добраться до финиша без выполнения каких-либо заданий (не всегда простых), пропуска ходов, возврата на несколько шагов назад практически невозможно. А если ты оказался в «лабиринте Минотавра», то твои шансы дойти до финиша практически равны нулю. Но, несмотря ни на что, некоторым счастливчикам сегодня улыбнулась удача и они, достойно пройдя все испытания, дошли до финиша. Я тоже не отказала себе в удовольствии поиграть с ребятами, но мне сегодня не везло.

Интересна еще одна форма работы с разработанными предметными играми старшеклассников для младших школьников. Предлагаю один вариант такой ролевой игры.

Мы со старшеклассниками изучаем элективный курс по избирательному праву. Учащимися 10 класса была подготовлена и 2 марта 2012 года проведена деловая игра «Я – избиратель» с учащимися 4 класса, приуроченная ко дню выборов Президента РФ 4 марта 2012 года. Четвероклассники в этой игре являлись избирателями, а десятиклассники выполняли разные роли: 1 человек - ведущий, 3 человека - кандидаты на должность Президента, несколько человек – избирательная комиссия. После непродолжительной информационной части о выборах, их назначении, процедуре проведения, кандидаты, учитывая возраст электората, озвучили свои предвыборные программы. Четвероклассники очень серьезно отнеслись к ответственной роли избирателя. Выслушав всех кандидатов и обдумав свой выбор, они сделали соответствующие отметки в «бюллетенях» и опустили их в «избирательные урны». После проведения процедуры голосования избирательной комиссией были подсчитаны голоса и назван победитель - Павел Мелконян».