Три горячих дня
После московской дождливой прохлады краснодарский аэропорт встретил ласковым 29-градусным закатным ветерком, а уже следующий день выдался действительно жарким – перед самым началом учебного года на базе школы № 2 г. Усть-Лабинска начался трехдневный семинар по инновационному курсу «Окружающий мир» для начальной школы. Он был во многом необычен даже для Программы ШНП, которая вся построена на педагогических инновациях
![Три горячих дня](/upload/resize_cache/iblock/854/638_425_2/003-_1_.jpg)
После московской дождливой прохлады краснодарский аэропорт встретил ласковым 29-градусным закатным ветерком, а уже следующий день выдался действительно жарким – перед самым началом учебного года на базе школы № 2 г. Усть-Лабинска начался трехдневный семинар по инновационному курсу «Окружающий мир» для начальной школы. Он был во многом необычен даже для Программы ШНП, которая вся построена на педагогических инновациях: если до этого в мероприятиях Программы принимали участие 17 школ, то на этот семинар Учебно-методический центр пригласил учителей из всех 31 школ района. Другое существенное отличие – вели этот семинар свои, усть-лабинские педагоги: И.А. Сечкина из школы № 2 г. Усть-Лабинска и Д.В. Рязанцева из школы № 19 ст. Ладожской - (при участии научного руководителя Программы ШНП в качестве супервизора).
О чем был этот семинар? Содержание удивительного авторского курса DASH и впечатления от прохождения июньского семинара профессора Кэрол Бреннан из Университета штата Гавайи (США) описаны на нашем сайте в посте «Таинственный остров». Ведущим предстояло донести это содержание, прежде всего, до тех педагогов, которые должны взять с 1 сентября первые классы в своих школах. Донести с полным соблюдением принципов, заложенных в основу курса DASH – обучение через действие, стимулирование любознательности учащихся, объяснения и ответы на их вопросы через сократовский диалог (т.е. через новые вопросы), смещение роли учителя к позиции советника… Для начала всех участников семинара предупредили, что они будут играть роль учеников 1 класса, и даже беджи нужно делать соответственные – так в зале появились Алёнка, Иринка и более 40 их подружек. Класс получился довольно большой, но дружный, и все «девчонки» прекрасно справились со своей ролью: они увлеченно занимались конкретными делами и сразу начинали скучать и отвлекаться, когда ведущие хоть немного затягивали объяснения, в группах сразу же выделились лидеры и наблюдатели, голосистые и тихони, непоседы, которые раньше всех набрасывались на любую предложенную деятельность, заставляя ведущих придумывать для них что-нибудь дополнительное – словом, всё было – почти, как в школе. Каждому была дана возможность выбрать свою образовательную траекторию и продвигаться по ней в своем темпе и со своей скоростью. Но имея в виду свою цель: кто-то решил, что сможет использовать кое-что из предложенных замечательных инструментов, а кто-то – взять весь курс целиком, во всем его великолепии и многоцветии. Но ближе к финалу все участники получили счастливую возможность проявить свой артистизм: сначала проектные группы с энтузиазмом принялись изображать, как ходят букашки (по-научному – насекомые), а затем каждый попробовал себя в роли кукольника. Замечу, что хождение букашек я наблюдал второй раз и считаю этот номер безусловным хитом семинара DASH. Можно только представить себе, с каким энтузиазмом его встретят первоклассники. Завершила семинар сессия кукольной педагогики: каждая из групп получила задание разрешить конфликтную ситуацию с помощью куклы, которую они должны были тут же изготовить из подручного материала (главным подспорьем были носки, которые участники должны были принести с собой). Команды по-разному расставили акценты в этом этюде: одни увлеклись содержанием и представили на сцене миниатюры с живыми актерами, другие решили испытать новое педагогическое оружие в его истинном воплощении и поручили воспитательную функцию свежеизготовленным кукольным персонажам.
Щедрое кубанское лето подарило участникам массу возможностей: «первоклассниц» то и дело выводили во двор - то пускать мыльные пузыри, то измерять силу ветра, то ловить жуков и делать еще многое другое, что смогут делать дети в краю, где осень часто длится до Нового Года. Энергичные кубанские учительницы, увлекаясь процессом, на глазах становились все более активными сторонницами деятельностного подхода, который они впервые попробовали на себе как ученики. И конечно, все они существенно помолодели (см. фото), чему способствовала их роль первоклассниц и азарт творчества. Ну а ведущие семинара имели все основания быть довольными собою вдвойне: как учителя учителей (всякий знает, как это непросто) и как учащиеся московского семинара – ведь в курсе DASH предусмотрена «трехбалльная шкала самооценки»: «не могу – могу - могу научить». И по этой шкале они получили высший балл – доказали, что могут научить коллег, хотя не прошло и трех месяцев со дня окончания московского семинара…
По итогам семинара многие школы района заявили о своем намерении проводить курс во второй половине дня, где ФГОС предусматривает организацию деятельностного образования, а две школы, вторая и девятнадцатая, решили присоединиться к базовой школе № 26 г. Москвы и представить документы в Федеральный институт развития образования на организацию федеральной сетевой экспериментальной площадки. В любом случае, первоклассников ждет в этом учебном году особенно много интересного!