Планета Сакраменто или День Игры в школе № 26

В понедельник 23 января уютный актовый зал «красного здания» базовой школы в очередной раз превратился в арену Игры. На этот раз она проходила на мрачноватой планете Сакраменто, к обитателям которой можно было в полной мере отнести слова известной песенки «видно, в понедельник их мама родила»

Планета Сакраменто или День Игры в школе № 26

В понедельник 23 января уютный актовый зал «красного здания» базовой школы в очередной раз превратился в арену Игры.

На этот раз она проходила на мрачноватой планете Сакраменто, к обитателям которой можно было в полной мере отнести слова известной песенки «видно, в понедельник их мама родила».

Согласно легенде Игры, которую проводила команда игротехников Казанского игропрактического центра под руководством Петра Львовича Шилова, на планете действует мощная Корпорация, которая получила в концессию практически всю планету, весьма богатую залежами платиновой руды. Под ногами у Корпорации путаются многочисленные Предприниматели, которые пытаются добывать эту руду и выплавлять из нее вожделенную платину, чтобы потом продать этой самой Корпорации. Жить им очень нелегко, поскольку с самого начала дела на Сакраменто сложились так, что монополисты Энергетики держат цены на драгоценную энергию столь высоко, что Предприниматели еле-еле выживают. Конечно, на Сакраменто есть и Правительство, которое тоже хочет жить и требует со всех граждан уплаты налогов, после чего у Предпринимателей вообще не сходятся концы с концами. Ну а чтобы Правительству жизнь не казалась мёдом, в дебрях планеты рыщут Повстанцы, которые в основном, воюют с правительственными войсками, а в свободное время от работы время – еще и друг с другом, поскольку они разделены на Восточных и Западных. Чтобы населению было совсем не скучно жить, его развлекают многочисленные планетарные СМИ, которые балуют его самой противоречивой информацией…

Всё это игротехники (или Мастера, как они себя справедливо именовали) обрушили на головы Игроков, которым и были предназначены все перечисленные роли. На этот раз Игроками была учащиеся Новой гуманитарной школы под началом директора школы В. Г. Богина (который – спасибо ему, и затеял всю эту Игру), соседи из Московской Международной Киношколы, которых привел зам. директора В.В. Головняк, давние друзья из гимназии № 5 г. Чебоксары, с которыми приехали учителя и зам. директора О.Г. Васенина, ну и конечно, учащиеся 8 и 10 классов школы № 26 , учителя и психологи школы. Сначала ребята было притихли, но вскоре все пространство зала, включая сцену, закипело страстями: Предприниматели пытались выторговать себе хоть какую-то возможность получить прибыль, Энергетики интриговали с Правительством, военные пытались воевать с плохо предсказуемыми Повстанцами, а над всем этим шумным хаосом на большом экране изумленное население могло видеть все новые и новые сообщения СМИ, которые отражая взгляды своих учредителей, без зазрения совести откровенно морочили головы бедным сакраментянам. События развивались на игровом поле – большой Карте, развивалось производство, налаживалась торговля, и все это – в условиях вялотекущей гражданской войны. Как мне кажется, многое в происходящем удивляло и организаторов Игры, ходом которой рулил Б.Ю. Фетисов. Как и полагается, Игра развивалась непредсказуемо, инициатива бурлила ключом, и ее приходилось мягко вводить в берега, определенные правилами. С удовольствием наблюдали за происходящим и новые друзья базовой школы из Центра инновационных образовательных технологий МГУ, которым руководит выпускник школы № 26 Д.И. Земцов. Начавшись в 10 часов утра, Игра была остановлена в 6 часов вечера, когда уже стемнело, - на самом интересном месте ввиду ограничения времени. Ребята получили опыт принятия решений в ситуациях неопределенности, узнали много нового о том, как устроены государство, экономика, бизнес, научились соревноваться и взаимодействовать друг с другом.

А вот что говорят участники Игры – учащиеся базовой школы.

Мартьянов Артем, 10 кл.: «У меня была роль Управляющего корпорацией. Надо сказать, что несмотря на то, что роль себе я выбрал сам, оказалась она совсем непростой. Все было как в жизни: хочешь что-то узнать, получить, добиться, иди и узнай, получи и добейся. Как? Думай сам. Мне кажется, что это замечательная, очень увлекательная игра – настоящая школа для будущих политиков и бизнесменов».

Фокина Мария, 10 кл.: «В игре я была повстанцем, полевым командиром. На первом ходу игры я ничего не понимала, ко второму – стала немного разбираться, суть игры удалось схватить только к третьему ходу. Было сложновато, потому что никто из мастеров игры ничего подробно не рассказывал, нужно было вникать и разбираться самостоятельно…Жаль, что на планете Сакраменто так и не восторжествовал мир: правительство было свергнуто, но промышленникам и повстанцам так и не удалось договориться. Очень жаль, что мы не смогли закончить игру, ведь власть была почти в наших руках!»

Евдолюк Вероника, 10 кл.: «Мне очень понравилось, что судьба планеты Сакраменто зависела от каждого из нас, и каждый мог изменить будущее этого мира. Я была в группе СМИ от повстанцев и вращалась в самой гуще событий. Я считаю, что именно благодаря действиям СМИ удавались экономические проекты корпорации GM.»

Евдолюк Юра, 10 кл.: «Корпорация General Metalic», членом которой я являлся, строила грандиозные планы. Заключив трехсторонний договор, компания планировала захватить планету и тем самым закончить игру к 3-4 ходу. Но планы GM потерпели крах, т.к. кто-то решил объявить перевыборы Президента. Начался хаос, и я перестал понимать, что происходит…»

Горин Павел, 10 кл.: «Играя за повстанцев, я почувствовал истинную атмосферу гражданской войны. Если первая половина игры была более или менее спокойной, то во второй половине все население планеты как будто вышло на баррикады. Все сферы: и политика, и экономика, и СМИ повлияли на случившийся переворот…»

Янин Иван, 10 кл.: «На мой взгляд, такая игра учит ведению бизнеса, в котором главное – продуманная стратегия.»

Морохина Елена Вячеславовна, педагог-психолог: «Я участвовала в подобной игре впервые и по чистой случайности оказалась в той части "Планеты Сакраменто", которая была посвящена экономике. Вместе с Ореховой О.М. мы стали владельцами заводов по переработке руды в платину и должны были "играть" на рынке сырья и готовой продукции. Нашей основной задачей было не разорить компанию и не потерять заводы в военных действиях. Можно сказать, что мы с ней достойно справились. В целом, игра была достаточно интересной и насыщенной, а несколько неожиданных событий, таких как закрытие внутреннего рынка или перевыборы правительства и президента, добавили игре непредсказуемости и "жизненности". Небольшим неудобством было то, что "Планета Сакраменто" состояла из нескольких "игр в игре", которые зачастую происходили параллельно и независимо друг от друга, так что участники иногда теряли нить происходящего, не смотря на широкую сеть СМИ, действовавшую в игре. Как сторонний наблюдатель, я бы хотела отметить энтузиазм, с которым дети осваивали мир "Планеты Сакраменто", и их активность на протяжении большей части игрового времени».

Улунян Елена Евгеньевна, руководитель психологической службы школы и программы «Самооопределение»: «Игра – значимое событие. Мне было интересно увидеть поведение и поступки участников. Ребята 8-9 классов нашей школы уже имели опыт игрового взаимодействия и быстро включались в игру, но проявляли осторожность в плане лидерских амбиций. Вообще, конечно же, ребятам было непросто и приходилось буквально отвоевывать себе «место под солнцем» в каждом ходе игры. Это и понятно, на каждом шаге нужно было заявлять и отстаивать свои интересы, выживая в жесткой конкурентной борьбе».

Р.А. Лачашвили