Образовательная игра «Переправа»

Во второй половине апреля в лицее № 1 г. Братска состоялось последнее промежуточное событие длительной образовательной игры «Война 1812 года» в параллели 6-х классов. Педагоги лицея использовали ту же идею, что и в параллели 9-х классов, и назвали образовательную игру «Переправа»

Во второй половине апреля в лицее № 1 г. Братска состоялось последнее промежуточное событие длительной образовательной игры «Война 1812 года» в параллели 6-х классов. Педагоги лицея использовали ту же идею, что и в параллели 9-х классов, и назвали образовательную игру «Переправа».

Рассказывают организаторы игры Т.А. Сазонова, Е.В. Иванова, Г.В. Олекминская, Е.Г. Анчугова, Е.Ф. Карпеченко, О.А. Андреева:

«Разделились по группам (родам войск) и работали 1,5 часа над выполнением заданий. Понтонеры (группа из 4-х человек) строили бумажный мост. Получилось сооружение толщиной 4-5 см. Всем запомнился процесс испытания прочности моста. Строители с замиранием сердца следили за М.А. Тарасовым, который постепенно прибавлял гири: 0,5 кг, 1 кг, 5 кг, 10 кг. Мосты, построенные шестиклассниками, выдержали груз в 15 кг! Зрителям не верилось, что мост из бумаги может выдержать такой груз. Молодцы шестиклассники!

bratsk_01.jpg

Пока строились мосты, в «Генеральном штабе» под руководством учителя математики Е.Ф. Карпеченко решались стратегические задачи. В составе генерального штаба трудились математики. Они получили следующее задание: «Французы рвутся к Москве. Несмотря на отчаянные сопротивления русских, 21 июля захватили Могилев и направились к Смоленску. Русские Армии под командованием Багратиона с Юга и Барклая с Севера, должны объединиться под Смоленском и встретить боем армию Наполеона. В то время, как французы находились в Могилеве (21 июля), армия Багратиона переправилась через реку Березину в районе г. Бобруйска (19 июля). Вы - штаб Багратиона. Перед вами ставится стратегическая задача: организовать движение войск так, чтобы 4 августа, обогнав французов, вступить в сражение под Смоленском с армией Наполеона. По выданной вам карте произвести необходимые измерения и расчеты, и ответить на вопрос «На сколько км/сут. скорость продвижения войск Багратиона должна быть больше скорости войск Наполеона?».

С заданием успешно справились. В рефлексии шестиклассники отметили (а там трудились одни мальчики), что долго думали над тем, как с помощью настоящей карты определить масштаб на той карте, которая была выдана (на ней масштаб был не указан). На это у них ушло минут 20-25, но решение было найдено. Вот где реально нужно было применить свои теоретические знания на практике. Задание математикам понравились.

bratsk_02.jpg

В батальоне «Интерактивная история» под руководством Е.В. Ивановой, учителя информатики, в течение полутора часов шла оживлённая работа. Ребята выполняли непростую задачу: создавали в программе Scratch анимированную схему отступления наполеоновских войск через р. Березину у д. Студенки. Уже через 20 минут были видны первые результаты. На экранах ноутбуков появилась река Березина, наведены понтонные мосты, указано местоположение деревни Студенка. Но самое интересное и трудное их ожидало впереди. С помощью разноцветных команд кирпичиков им предстояло задать движение кавалеристам французских войск. Оставалось совсем немного времени. И вот уже слышен топот лошадей. Конница отступает, горит подожжённый мост. Ребята справились, уложились в срок.

В процессе программирования у учащихся возникали интересные идеи, которые они успешно реализовали. Хороший результат получен благодаря общим усилиям ребят, чёткой, слаженной работе, умению слушать и слышать друг друга.

bratsk_03.jpg

Под руководством учителя истории Г.В. Олекминской пять шестиклассниц лицея стали не только участницами игрового события «Переправа» в рамках длительной образовательной игры «Отечественная война 1812 года», но и попробовали себя в роли хроникёров. Им нужно было, используя новую программу «Хронолайнер» составить линию времени, где в хронологической последовательности отобразить события, связанные с заключительным сражением Отечественной войны 1812 г. на реке Березина. Изучив материал, посвященный этой теме, девчата отобрали наиболее интересные и значимые моменты, связанные с переправой наполеоновских войск через Березину, о действиях Наполеона, Чичагова, Витгенштейма, которые пытались обхитрить друг друга.

Они узнали о героизме французских понтонеров, возводивших мосты для переправы своих войск и русских воинов, стремившихся уничтожить здесь армию Наполеона. Ко всем этим сведениям, распределенным по дням и часам, был подобран иллюстративный материал и затем, используя технические возможности программы, все это было представлено в электронном виде. За полтора часа участницы, погрузившиеся в военную эпоху начала девятнадцатого века, проделали огромную работу и затем представили ее результат в виде хронолинии «Переправа через Березину».

bratsk_04.jpg

Батальон «Пионеры» трудился в библиотеке под руководством Е.Г. Анчуговой. А задание они получили следующее: «Назовите растение, применявшееся для изготовления корзин для провианта интендантами, пионерами для изготовления заграждений. Создайте рисованный гербарий растения (рисунок). Подпишите на латыни. Дайте краткую характеристику (письменно, до пяти предложений). Ответьте на вопрос: что такое тур (от франц. tour)? Изготовьте фрагмент макета полевого укрепления, которое может быть изготовлено из данного растения».

Задание предполагало применить умение находить информацию, используя любые источники (как традиционные – печатные справочные издания, так и ресурсы удалённого доступа – электронные справочные ресурсы в сети Интернет). Для выполнения поисковой части задания необходимо было знать: виды справочных изданий, справочный аппарат книги, принципы поиска информации в Интернете, а также уметь работать с найденной информацией: анализировать, обобщать, синтезировать (то есть обрабатывать) и сохранять.

bratsk_05.jpg

В практической части задания была возможность не только показать теоретические знания, продемонстрировать творческие способности к рисованию, каллиграфии, макетированию, но и применить их на практике.

Результат работы батальонов пионеров 6 «А» и 6 «Б» классов – найденная информация, на основе которой выполнены рисованные гербарии растения, применявшегося для изготовления заградительных сооружений и фрагменты макетов заградительных сооружений.

Анализируя свои затруднения, участники игрового события отметили, что им было нелегко создать фрагменты макетов, так как никогда не приходилось делать этого ранее.

Интенданты отвечали на вопросы о видовом составе флоры и фауны реки Березина, о породах деревьев, которые могли использоваться для строительства мостов, о породах лошадей, которыми комплектовалась конная армия в 1812 году.

Дешифровальщикам в генеральном штабе пришлось очень трудно. Им пришлось расшифровать 6 фрагментов, из которых нужно было в логической последовательности составить инструкцию проявления письма, написанного химическими чернилами. Соприкоснулись с тайнописью, с наукой химией. И это было самым интересным в данном задании.

bratsk_07.jpg

В группе «История в лицах» пришлось восстанавливать исторические события по картине «Военный совет в Филях» А. Кившенко. Шестиклассники должны были провести историческое расследование, ориентируясь во времени и пространстве. Определить, кто изображен на картине, где находится данное место, какое решение принял совет. С таким заданием встретились впервые. Сколько нового узнали по мере выполнения задания? Спасибо учителю истории Г.А. Шайдуровой.

Группа «Горячий репортаж» ходила, брала интервью, фотографировала. Постепенно педагоги лицея осваивают технологию проведения длительных образовательных игр, задания становятся все более интересными, практико-ориентированными, запоминающимися как учениками, так и их родителями. И сами педагоги получают удовольствие от тех заданий, которые рождаются в процессе подготовки образовательных игр. Спасибо Программе «Школа нового поколения», руководителям проекта, познакомившими нас с данной технологией, спасибо всем участникам проекта. Совместное обучение – это интересно и эффективно. Сколько интересных идей мы находим друг у друга!»

bratsk_08.jpg