Ломоносовская неделя. День пятый

Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт - только средства, только способы собирания материалов для разума

Ломоносовская неделя. День пятый

Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина.
Наука и опыт - только средства, только способы собирания материалов для разума.

М.В. Ломоносов

Несмотря на то, что только вчера закончилась охота за QR-кодами, а сегодня завершилась «Лента времени», предпоследний день Ломоносовской недели оказался одним из самых насыщенных.

В пресс-центре проходила мастерская «Ломоносовские ведомости». Светлана Кулагина рассказывала о первой газете Российской империи, показала, как выглядела газета 1703, 1717 и 1727 годов, а потом предложила сделать газету, посвящённую М.В. Ломоносову. Ребята разделились на небольшие группы: кто-то отбирал тексты, кто-то – фотографии, кто-то всё это приклеивал на большой лист формата А3. Отобрать было не так просто: в распоряжении юных журналистов было всего 15 минут, чтобы скомпоновать номер «Ломоносовских ведомостей». На удивление, все участники быстро и ловко справились и компоновка завершилась очень удачно! Случались и у организаторов свои открытия: действительно, не все же ребятам удивляться открытиям М.В.Ломоносова, все-таки на пятый день пора бы и самим «поудивлять». Вот так мы удивились на мастерской «Ломоносовские ведомости» (из рассказов организаторов): «Никита, ученик 5 класса, пришёл в пресс-центр на мастерскую "Ломоносовские ведомости". С важным видом подошёл к столу, держа руки в карманах. Вы не поверите, что он достал из этих самых карманов. Одну за одной, медленно, без спешки, Никита выложил на стол...машинки! Причём все вокруг ахнули - как такая коллекция могла поместиться в двух среднестатистических детских карманах!» Вот так нас удивляют участники!

Пока одни ребята постигали азы расположения текстов и фотографий, другие, а именно наши семиклассники, отправились в естественнонаучную экспедицию «Дорогами открытий». А началась эта экспедиция совсем необычно. На общем сборе в актовом зале совершенно неожиданно вместо привычного «Сейчас мы пойдем туда-то и делать будем то-то и так-то» от Игоря Михайловича Гребенника мы услышали: «Земля 2312 год. Планета перенаселена. Ресурсов катастрофически не хватает… Было принято решение приступить к колонизации дальнего космоса…Развернута программа активной подготовки переселенцев. Особый упор делается на изучение условий жизни большого количества людей в ограниченном пространстве, обеспечение продовольствием, водой, кислородом, создание комфортных условий проживания, поддержание работоспособности человеческого организма в различных условиях…» Как определить пригодность планеты для жизни землян? На этот вопрос ребятам и предстояло ответить в ходе естественнонаучной экспедиции.

Каждый класс разделился на три команды. С первым испытанием – распределением обязанностей внутри команды – ребята, имея за плечами опыт коллективного творчества и командной работы в Длительной образовательной игре «Дорогами цивилизаций», справились легко и выполнили очень быстро. Получив по рабочему комплекту, в состав которого входили: рабочий лист, нетбук, лаборатория AFS, инструменты и материалы для взятия различных проб почвы, кислорода, воды, команды двинулись в путь в сопровождении консультантов Юлии Александровны Шарониной, Антона Дмитриевича Фрыкина, Лилии Владимировны Сиреневой, Флюры Алексеевны Лебедевой, Натальи Владимировны Счетчиковой, Елены Борисовны Вавиловой, Ольги Евгеньевны Пономаревой, Игоря Михайловича Гребенника и Елены Вячеславовны Морохиной. За время экспедиции было обследовано три территории: Ломоносовский проспект, д.12 (территория Красной школы), сквер улицы Молодежная, Университетский проспект, д.12 (территория Белой школы).

Первые в учебной практике семиклассников самостоятельные исследования, первая практика по работе с мобильной лабораторией…Чего только не пришлось изучить самостоятельно в условиях естественной природной среды нашим землянам: сделать панорамную съемку местности и создать ее план, произвести замеры температуры, исследовать почву, определить виды древесной растительности и чистоту воздуха, тщательно собрать необходимые пробы для дальнейшего изучения. Собственно дальнейшее изучение не заставило себя долго ждать, и вернувшись с территорий, команды отправились в естественнонаучную лабораторию школы, где провели исследования взятых проб и обобщили свои результаты. На общем сборе каждая команда представила презентацию итогов своей работы «Наши открытия». Семиклассники рассказывали о трудностях, с которыми столкнулись, делились опытом их преодоления, сделанными открытиями и удивлениями. Что ж, первыми умениями мы овладели и знаем, как определять рН, измерять температуру, используя мобильную лабораторию AFS, правильно фиксировать данные в нетбуках, определять чистоту воздуха и узнавать древесные породы. Экспедиция прошла на «отлично»! Но это только первый шаг в подготовке к освоению новых планет, впереди наших землян ждут новые, не менее увлекательные экспедиции!