Играем или учимся? Учимся играя!

Пятиклассники базовой школы Программы, московской школы № 26, целых три дня занимались интереснейшим делом, название которому – ИОС! Вы спросите, что такое ИОС? В базовой школе любой ученик ответит – Игровая образовательная сессия
2012.12.22_moscow_26_001.png

Пятиклассники базовой школы Программы, московской школы № 26, целых три дня занимались интереснейшим делом, название которому – ИОС! Вы спросите, что такое ИОС? В базовой школе любой ученик ответит – Игровая образовательная сессия!

2012.12.22_moscow_26_001.png

Справка. Игровая образовательная сессия – форма обучения, которая предполагает глубокое погружение в материал в течение нескольких дней, как правило – трех. Все это время ученики двух или трех классов, разбитые по группам (10-15 человек), заняты решением одной какой-либо задачи, предложенной разработчиками игры. При этом педагоги выступают в роли игротехников, которые не оценивают деятельность учащихся, более того, не всегда являются специалистами в предметной области игры. Игротехники моделируют ситуацию, в которой учащиеся могут проявить свой собственный интерес, предложить свою версию понимания текста и, самостоятельно ее аргументировав, опробовать свой метод решения задачи. На образовательных сессиях ученики не обращаются к учителям за правильными ответами, а нередко вступают с учителями в дискуссии, отстаивая свою точку зрения. Вопросы, критика и мнения других участников образовательных сессий (как педагогов, так и самих ребят), заставляют учащихся доуточнять, восстанавливать, переосмысливать и рефлексировать ход и результаты своей работы. Игровые образовательные сессии представляют учащимся условия для формирования способностей, навыков и качеств, большая часть которых отражает запрос современной экономики. Это и способности к рефлексии своей работы и работы других, к мыследеятельности, формированию своей точки зрения, и различные коммуникативные навыки, связанные с умением работать в команде, примерять на себя разные позиции, умением говорить, высказывать свою точку зрения, умением слышать точку зрения других, работать над критикой, и навыки работы с текстами и большим объемом информации, выделения элементов и их взаимосвязей, и лидерские качества, развивающиеся у некоторых участников по ходу их работы в группе. Кроме того, участники образовательных сессий получают уникальный опыт, связанный с успешным решением нетипичных задач, с принятием на себя ответственности перед группой, игротехником и самими собой за выступление на общем заседании с рассказом о результатах работы группы. Игровые образовательные сессии проводятся в базовой школе 3 года.

2012.12.22_moscow_26_002.png

Игровая образовательная сессия «Схематизация как средство организации коллективной работы по пониманию текста» основывалась на работе с рассказом Ю.И. Коваля «Вода с закрытыми глазами» и входит, в свою очередь, в проект «Ковалиная книга», события которого реализуются на уроках русского языка, литературы, ИЗО, музыки, классных часах, в самостоятельной поисковой деятельности команд классов и внеурочных мероприятиях.

ИОС началась с установочного доклада руководителя игры – Котелкиной Наталии Сергеевны, заместителя директора школы, и на протяжении всего времени сопровождалась пристальным вниманием профессионального эксперта в области русского языка и литературы Лебедевой Флюры Алексеевны. Далее – работа в группах: чтение теста и обмен впечатлениями. Цель – ответ на вопрос «О чем этот текст?», а также схематизация состава текста. И тут началось! Рассказ вызвал массу самых различных впечатлений – начиная от «интересного и странного» до «непонятного и неприятного». Разбирали все: слова, интонации, смену настроений, картины природы, описание чувств, ощущений, поступки и настроения героев и многое, многое, многое другое… А предположения и домыслы! Они плодились и размножались, как бантики, ленточки и цыплята в шляпе фокусника!

Но… Самое строгое условие – найти, где это в тексте – тут же ставило все на свои места. Схемы – вот итог жарких споров и обсуждений текста рассказа! И обязательно – ВЕРСИЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА. На пленарном заседании заслушивались и обсуждались групповые доклады, представлялись и пояснялись схемы групп, которые носили замечательные названия «Ученые Ковали», «Ковалийцы», «Дружба и верность» и «Вода с закрытыми глазами»… Необыкновенно внимательно, с глубоким и напряженно-вдумчивым вниманием слушали ребята выступления своих товарищей и… засыпали вопросами. Самые главные и часто повторяющиеся «А с чего вы это взяли, что… ? А где это значится в тексте? А на основании чего вы сделали такой вывод?» И еще: версии понимания текста обязательно соотносились друг с другом, что позволяло по-новому взглянуть на текст, увидеть то, чего не увидели сами. А далее – следующий виток в понимании текста, работа мысли и неожиданные открытия! И так целых три дня!

2012.12.22_moscow_26_004.png

Можно еще очень долго рассказывать об ИОС, потому что это

  • учит, развивает, объединяет! 
  • придумываем, запоминаем, играем и веселимся! 
  • конечно же, заряд бодрости, позитивный настрой и хорошее настроение! 
  • сессия, которая научила нас думать и размышлять!

Но самое главное - ребята со своими замечательными игротехниками - Улунян Е.Е., Морохиной Е.В., Александровой К.А., Маркус О.А., Лоховой Е. М., Бирюк Н.Л. - учились ЧИТАТЬ И ПОНИМАТЬ ТЕКСТ, что есть важная учебная задача. Сказать, что прочитали и все поняли, нельзя, потому что процесс понимания текста БЕСКОНЕЧЕН, как бесконечны человеческие возможности…

Все участники первой игровой образовательной сессии «Схематизация как средство организации коллективной работы по пониманию текста» получили именные сертификаты, подписанные директором школы, руководителем Программы «Школа нового поколения», к.п.н. Орловой Еленой Владиславовной.

Все фотографии