Деловая длительная образовательная игра «Первый опыт»

В Иркутском энергетическом колледже, начиная с 2012 года, активно практикуются длительные образовательные игры. 12 апреля завершилась еще одна игра - «Первый опыт»

Деловая длительная образовательная игра «Первый опыт»

В Иркутском энергетическом колледже, начиная с 2012 года, активно практикуются длительные образовательные игры (деловые, профессиональные), в том числе как один из видов самостоятельной работы студентов (СРС).

Рассказывает Витязева Наталья Александровна, преподаватель колледжа.

«Преимуществами игрового метода:

  • цели игры согласуются с практическими потребностями обучающихся; 
  • данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, носит практикоориентированный характер; 
  • игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению; 
  • игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых; 
  • деловая игра насыщена обратной связью; 
  • в игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка; 
  • метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

В январе 2013 года началась длительная образовательная игра «Первый опыт» для студентов 2-го курса специальности «Информационные системы (по отраслям)» по учебной дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования». В игре участвовали 2 группы: 2ИС-1 и 2ИС-2.

Целью игры является приобретение и развитие профессиональных умений и практических навыков по выполнению технических заданий при устройстве на производственную практику (или рабочее место). Игра была разделена на несколько этапов:

  • составление резюме; 
  • написание эссе «Моя будущая профессия»; 
  • командообразование; 
  • выполнение технических (практических) заданий и оформление разработок (у каждой команды индивидуальные задания): написание программ на языке TURBO PASCAL 7.0, написание программ на языке С++ (CodeBlocks), разработка проектов на языке VISUAL BASIC 6.0; 
  • тестирование по теоретическим основам программирования; 
  • психологическое тестирование (многофакторный личностный опросник); 
  • подготовка презентаций – отчетов о проделанной работе.

Каждая группа была разделена на команды по 4-6 человек в каждой (случайным образом посредством командообразования). Капитаном каждой команды стал отличник по учебной дисциплине. Команды придумали название, девиз и началась работа! Команды собирались во внеучебное время для решения тех или иных задач. Можно ответить на следующие вопросы. «Какие задачи решает игра?», «Какие умения, навыки оценивает, развивает?»:

  • оценка общих и профессиональных компетенций студентов; 
  • умение конструктивно работать в обстановке конкуренции; 
  • умение оценивать ситуацию и определять соответствующие способы поведения; 
  • умение работать в команде; 
  • взаимопомощь при достижении результата (взаимообучение в команде).

Завершающим этапом игры было собеседование – защита презентаций – отчетов о проделанной работе (25 марта 2013 для группы 2ИС-2, 12 апреля 2013 для группы 2ИС-1). Этап защиты и ответа на вопросы проходили все команды. Жюри состояло из преподавателей и администрации колледжа – игровой совет менеджеров IT-отделов компании. Сложность защиты отчетов заключалось в том, что заранее неизвестно, кто именно будет представлять команды и выполненные работы, это определяло жюри непосредственно на защите. В связи с этим можно сделать вывод, что членам команды необходимо было знать и понимать весь материал в равной мере, здесь должен был сработать фактор взаимообучения в малой группе.

С заданием справились все хорошо. После игры были подведены итоги и результаты, проведен анализ.

Студенты предложили администрации колледжа проводить хотя бы одну деловую ДОИ в год для каждой группы. «Благодаря игре, мы больше узнали о программировании, сплотились и заняли свое свободное время», – говорили нам студенты.

На этом, для данных групп студентов, длительная образовательная игра закончена. А вот для других студентов 2-го курса специальности «Информационные системы (по отраслям)» (нынешняя группа 1ИС-1) она только впереди!»

Все фотографии