Всегда открытые двери

День открытых дверей. В самом названии этого традиционного школьного мероприятия заключен парадокс: ведь школа – не музей, не режимное предприятие, не иностранное посольство, и ее двери должны быть всегда распахнуты для всех «участников образовательного процесса», как их принято называть в официальных документах и научной педагогике

Всегда открытые двери

День открытых дверей. В самом названии этого традиционного школьного мероприятия заключен парадокс: ведь школа – не музей, не режимное предприятие, не иностранное посольство, и ее двери должны быть всегда распахнуты для всех «участников образовательного процесса», как их принято называть в официальных документах и научной педагогике. В советской школе это мероприятие выглядело так: учителя-предметники рассаживались по своим кабинетам, а родители бродили по этажам, находили «любимого» учителя, дожидались очереди и обсуждали проблемы своих детей. Это хождение по кругу вряд ли можно было сравнить с кругом почета, скорее – с прохождением сквозь строй. Ну а дети в это время дома с тревогой ожидали возвращения родителей, и часто их тревожные ожидания оправдывались с лихвой.

А вот то, что происходило в 26-ой школе в субботу 25 февраля, воспроизводило старые традиции с точностью «до наоборот». По своему формату мероприятие более всего походило на так называемую «не-конференцию» или «баркемп» (см., например, статью в Википедии). Прежде всего, школа была заполнена детьми, которые то выступали на сцене, то не снимая сценических костюмов, принимались учиться чему-нибудь интересному: вышивать болгарскую розу, выжигать по дереву, осваивать китайскую чайную церемонию и написание первых иероглифов, выделять эфирные масла из цитрусовых и даже разбирать-собирать автомат Калашникова. Разнообразные и увлекательные события разворачивались на всех пяти этажах школы и перед ее зданием, где была выстроена, а потом взята и разрушена снежная крепость, где бегали наперегонки, переворачивая на ходу блины на сковородке, где перетягивали канат и где в конце концов сожгли чучело масляницы как символа длинной и холодной зимы.

На входе в школу каждый гость сразу получал красочную программу, где он мог выбрать то, что его интересовало больше всего: школа представила всю богатую палитру так называемого «дополнительного» образования, которое многие специалисты и ученые считают самым важным, что школа может дать своим воспитанникам. Именно воспитанникам, а не только учащимся. А в непростом деле воспитания любая совместная деятельность (тем более – творческая) позволяет детям добиваться самых главных для них образовательных результатов – надпредметных и личностных (ФГОС начальной и основной школы). Школа практикует целостный подход, в котором тематически объединяются первая и вторая половина дня, основное и дополнительное образование. Опыт прошлых лет показал, что лучше всего дети учатся, играючи, а целостность естественно достигается в формате Длительной образовательной игры, этапы которой были представлены взрослым и юным зрителям на сцене актового зала и в рекреационном холле второго этажа. Причем представляли греческую мифологию и средневековое рыцарство не участники театральной студии, а «простые» ученики 5-ых и 6-ых классов, которые показывали в театрализованном виде то, чему они научились в курсе истории и других наук. Масляничные гуляния тоже были частью большой программы «Самоопределение», где семи- и восьмиклассники знакомятся с жизнью в самых разных ее проявлениях, встречаются с людьми разной судьбы и разных занятий, знакомятся через проживание с некоторыми обычаями и получают знания, которые не предусмотрены основной школьной программой. Часто при этом случаются неожиданные открытия - так на конкурсе о средневековой кухне девочки впервые познакомились с такими традиционными русскими овощами, как редька и репа! Что же касается кружков, секций и студий – они были представлены как в многочисленных мастер-классах (см. программу), так и в действии – в выступлениях детских коллективов на сцене актового зала. В завершение состоялись самые настоящие соревнования по робототехнике, где маленькие электронные создания послушно, а иногда и не очень послушно, выполняли программы, которые придумали для них ребята: вышибали из круга кегли, ездили по замысловатому маршруту. Всех удивил робот-богомол, который изображая известное насекомое, уверенно шагал на своих шести ногах, взмахивал крылышками и покачивал головой. Победители получили дипломы, а побежденные…их просто не было - удовольствие получили все.

Не случайно юные артисты по окончании своих выступлений спрашивали у директора школы: «А когда мы снова будем выступать?». И Елена Владиславовна заверила: «Скоро».