Минимум усилий, максимум эффекта

151 740 сертификатов получили участники СДО РУСАЛа в результате успешного прохождения курсов по состоянию на сентябрь 2014 года. И эта цифра ежедневно растет.

Собственная система дистанционного обучения за 14 лет ее существования стала неотъемлемой частью корпоративной культуры РУСАЛа. Сегодня к ней подключены все без исключения сотрудники Компании. Им доступны 278 курсов, на полное изучение которых необходимо потратить 7,7 тыс. часов. Обучение хотя бы по одному курсу — «Основы производственной системы» — прошел каждый сотрудник РУСАЛа. Однако очень многие не ограничиваются обязательными программами и повышают свой уровень знаний в сфере профильных профессиональных дисциплин, менеджмента, технологий, правил промышленной безопасности и охраны труда, корпоративной этики, иностранных языков и т.д. Так, лидером СДО в 2013 году стал аппаратчик-гидрометаллург БАЗа Тимур Гайнуллин, который изучил 20 курсов. 

Впрочем, как утверждают создатели СДО РУСАЛа, главное преимущество данной конкретной корпоративной системы состоит не в массовом привлечении сотрудников, а в новом подходе к обучению.

Прочь стереотипы!

— Прежде всего нам удалось изменить давно сложившийся стереотип, что полноценные знания можно получить только в учебных заведениях, центрах, на специализированных курсах, — говорит руководитель проекта Игорь Скальский. — Сотрудники РУСАЛа на собственном опыте убедились, что обучаться можно всегда и везде, даже дома на ди- ване, имея лишь доступ к интер- нету. Однако при этом во главе угла у нас стоит педагогика, про- цесс научения, а информацион- ные технологии являются всего лишь инструментом и средством.

Кстати, именно этим СДО РУСАЛа отличается от систем дис- танционного обучения многих других компаний, где принято считать, что подключение со- трудников к общей сети уже яв- ляется решением поставленной задачи. Мы же исповедуем сис- темный подход, в нашей системе все взаимосвязано и мелочей просто нет. Наша стратегическая цель заключается в том, чтобы перевести существующую сис- тему развития и подготовки пер- сонала на качественно новый уровень функционирования через использование технологий элект- ронного обучения. СДО РУСАЛа уже доказала свою эффектив- ность, она доступна каждому — от рабочего до топ-менеджера. По сути, за годы существования и развития СДО нам удалось соз- дать реальный прототип рефор- мирования всей российской системы образования, — под- черкнул Игорь Скальский.

Не стоим на месте

Именно поэтому РУСАЛ охотно делится своими наработками с учебными заведениями. Сегодня к корпоративной СДО подключе- ны четыре университета и два колледжа, а также 82 общеобра- зовательные школы — в рамках программы «РУСАЛ — школам России». И во многих из них сис- тема используется очень эффек- тивно, как, например, в лицее № 1 г. Братска, где весь процесс обу- чения построен на широком использовании СДО РУСАЛа. А школа № 26 г. Москвы, где сис- тема используется с 2007 года, по итогам прошлого года вошла в топ-20 наиболее развитых московских школ в области ин- формационных технологий. Этот отбор проводился департамен- том образования и инновацион- ных технологий правительства Москвы в рамках программы «Школы новых технологий».

Сама же СДО РУСАЛа не стоит на месте — постоянно развива- ется и совершенствуется: появля- ются новые курсы, внедряются современные методы изложения учебного материала и проверки знаний. При этом стратегия совершенствования СДО осно- вывается на тех же принципах, по которым развивается сама Компания и которые легли в ос- нову бизнес-системы РУСАЛа.

— Один из ключевых принци- пов — совершенствование про- изводства, — говорит Игорь Скальский. — Наша система в полной мере соответствует тех- нологическим процессам и разви- вается абсолютно в соответствии с принципами и методами биз- нес-системы РУСАЛа. Мы также внедряем кайзены, направлен- ные на совершенствование СДО. Выявляем и видим недостатки, они, конечно, есть, и это очень хорошо — значит, наша система живая. Мы реализуем один из принципов, декларируемых на- шей бизнес-системой: снижение нагрузки на сотрудников, чтобы они затрачивали минимум усилий, но при этом получали максимальную эффективность обучения.

Данил КЛЯХИН