Форум «Образование: взгляд в будущее»

На закате Года Учителя, с 17 по 20 октября в подмосковном пансионате Бекасово собрались участники форума «Образование: взгляд в будущее»

На закате Года Учителя, с 17 по 20 октября в подмосковном пансионате Бекасово собрались участники форума «Образование: взгляд в будущее». Уже сам состав участников был необычным: опытнейшие педагоги, не первый десяток лет сотрудничающие с Малой академией наук «Интеллект будущего», сверх-инновационная проектная группа МЕТАВЕР, фонд PH International (оператор всех образовательных программ фирмы ИНТЕЛ), представители других организаций и общественных движений. Подробно о работе форума можно узнать на сайте edu.rucamp.org, а я постараюсь выразить свои впечатления от этого необычного мероприятия. Необычности начались с формы – работа форума проходила в двух режимах: перед участниками с лекциями и мастер-классами выступали такие известные люди, как Л. Ляшко, А. Адамский, М. Резник, А. Прохоров, М. Смирнова, Ю. Устынюк, С. Буланов, Т. Пирог, Е. Картаева, Л. Маленкова, Е. Федоровская, Д. Конанчук, Д. Песков, П. Лукша и многие другие, но основная работа форума проходила в режиме форсайта (foresight [англ.] – взгляд в будущее), когда участники разбились на группы по отраслям образования (высшее, послевузовское, неформальное и т.д.) и начали работу над предсказанием будущего образования, заглядывая в 2020, 2030 и даже в 2050 год.

Я решил поработать в группе школьного образования и еще раз убедился, как трудно оторваться от привычных стереотипов и представить себе нечто, принципиально отличающееся от знакомой нам всем школы Коменского.

Возможно, в этом – слабость и сила традиционной школы, консервативной хранительницы культурного ядра…Конечно же, группы предположили, что в школу придут ИКТ, гаджеты, виджеты, Веб 2.0, 3.0 и так далее, обычные книжки будут заменены электронными, учиться можно будет дома, лежа на диване и т.д. и т.п.

Серьезные вещи начались, когда организаторы предложили группам ни в чем себе не отказывать и подумать над тем, как они хотели бы изменить существующую систему образования и законодательство. Мне запомнилась работа в группе с Михаилом Кожариновым и революционные предложения, которые мы выработали:

  • Сделать образование действительно свободным на всех ступенях и разрешить людям сдавать экстерном экзамены на получение лицензии в любой области профессиональной деятельности. Для этого нужно создать независимые аттестационные органы и доверить им прием экзаменов, а где и у кого учиться – человек (или его родители) сможет решать сам. 
  • Изменить пенсионную систему так, чтобы размер пенсии зависел от того, сколько и каких детей воспитал человек: алгоголиков - или ученых, преступников - или врачей, политиков, художников и др. Или вовсе – никого…

В своем выступлении на форуме А. Прохоров, автор популярного проекта «Смешарики», поведал о своей мечте - чтобы в обществе возникла «мода на детство», чтобы люди поняли, что воспитание детей – не только обязанность, но и удовольствие. Нам показалось, что в обществе потребления такая мода должна быть, прежде всего, выгодной – грустно, но факт.

Еще одна инновация форума – работа над так называемыми стартапами или старт-апами (start-up). Так называется начальный этап нового дела, когда предпринимателю очень нужна помощь. На форуме была группа специалистов по оказанию такой помощи, и они предлагали ее всем желающим, готовым предложить новый проект в области образования. Несколько проектов даже были представлены, и участники с интересом их заслушали. Подробности можно узнать на сайте с красноречивым именем Nachinaj.com.

На фото я попытался передать атмосферу этого мероприятия.

Ренальд Лачашвили