Десант на Пандору

Кто не смотрел фильм про Пандору? - симпатичные туземцы с красивыми синими хвостами, летающие ящеры и горы, разноцветная и опасная природа – в общем, сплошные приключения! В субботу 10 ноября актовый зал средней школы № 26 г. Москвы заполнили восьми- и девятиклассники, которых привлекла возможность поиграть в Пандору и попробовать себя в роли колонистов, обживающих неизвестную планету

Десант на Пандору

Кто не смотрел фильм про Пандору? - симпатичные туземцы с красивыми синими хвостами, летающие ящеры и горы, разноцветная и опасная природа – в общем, сплошные приключения!

В субботу 10 ноября актовый зал средней школы № 26 г. Москвы заполнили восьми- и девятиклассники, которых привлекла возможность поиграть в Пандору и попробовать себя в роли колонистов, обживающих неизвестную планету.

20121112_001.png

С чем они здесь встретились? Забегая вперед, можно сказать, что туземцы, конечно же, были, была и природа, которую нужно было исследовать. Здесь развернулось действие образовательной Игры. Впрочем, здесь лучше предоставить слово организаторам игры – сотрудникам Центра интерактивных образовательных технологий МГУ им. Ломоносова, которым руководит выпускник двадцать шестой школы Дмитрий Земцов. А руководил образовательной игрой Алексей Федосеев, ведущий специалист Центра, научный сотрудник НИИ Инновационных стратегий развития общего образования.

Вот какая легенда Игры была предложена участникам: в отдаленном будущем земляне начали колонизацию планеты Пандора, которая обладает очень ценным для экономики ископаемым ресурсом. Несколько стран и корпораций, представленные в игре командами учащихся, в конкурентном режиме осваивают богатства планеты. Однако, им не обойтись без помощи ученых, которые способны не только указывать на места возможных месторождений ископаемого ресурса, но и, проведя последовательность наблюдений и экспериментов, открывать законы происхождения данного минерала, связь его с геосферой и биосферой планеты, и тем самым достоверно предсказать расположение ресурса под планетарной поверхностью.

Помимо работы с природой в рамках инструментария естественных наук, игроки могут взаимодействовать с местными жителями, культура и язык которых тесно связаны с особенностями планеты и, в частности, расположением ископаемых ресурсов. Понимание языка, установление контактов с местными жителями может дать бесценную информацию об истории, климатических особенностях и других интересных деталях планеты.

Важно, что ученые в игре имеют набор начальных знаний, а также жестко заданные рамки для проведения эксперимента. Например, можно зондировать поверхность планеты в указанной точке и получать образцы грунта, а дальше, работая непосредственно с материалом и микроскопом, определять его состав и другие свойства. Точно так же можно, устанавливая контакт с местным жителем, фиксировать его языковые особенности и сопоставлять это с имеющимися представлениями об их языке.

Таким образом, в рамках игры ученики погружаются в предмет выбранной ими науки, имеют возможность углублять имеющиеся представления об объекте исследования, проверять и уточнять имеющиеся у них теории. Более того, наиболее эффективными окажутся те группы ученых, которые найдут способ взаимовыгодного сотрудничества и обмена достижениями.

Я не уяснил, какой была температура на Пандоре, но температура в актовом зале начала подниматься очень быстро. Сделали свое дело хорошо продуманная легенда плюс дружная команда игротехников, каждый из которых знал «свой маневр», и конечно, потрясающая энергия руководителя, который ухитрялся быть одновременно во всех 8 конкурирующих корпорациях, отвечать на все вопросы ребят и задавать им свои вопросы.

20121112_003.png

Было очень интересно наблюдать, как ребята постепенно осваивались в непривычной обстановке: нужно было обращаться к незнакомым взрослым людям (хорошо, что это были молодые люди, в большинстве своем – студенты), заниматься непривычными видами деятельности, наконец, просто взаимодействовать друг с другом. И очень быстро они приобретали эти самые компетенции, о которых так часто спорят педагоги. Но никто и не думал заниматься их оценкой – игровые цели были определены совсем по-другому, и на экран бесстрастно выводились результаты работы корпораций, которые и вызывали бурные эмоции игроков. Ситуация менялась с каждым тактом Игры, ребята делали химические и биологические анализы, просеивали пандорский грунт, интервьюировали туземцев и добывали у них стратегическую информацию. В конце концов все информация наносилась на карту, и ребята решали, где же можно заложить новую шахту, которая должна не только окупиться, но и принести прибыль.

Но самые главные открытия были впереди, когда игра закончилась, и ребятам были предложены несколько вопросов, которые заставили их задуматься о том, чем занимаются ученые и экономисты, и в чем разница между ними. Причем выводы делали они сами, и никто их не оценивал – вместо этого завязалась интересная дискуссия почти на равных, когда руководитель искренне удивлялся тем мыслям, которые высказывали ребята.

О том, что произошло в школе за эти 6 часов, чему научились ребята, какие выводы сделали их учителя, разговор еще предстоит – получена масса интересной информации, но ясно одно прошедшая игра совершенно не укладывается в рамки унылого понятия «профориентация», хотя наверняка ребята получили бесценный жизненный опыт, который обязательно повлияет на их решения в важнейших жизненных ситуациях.

Наиболее ценным было то, что организаторы постарались воссоздать научную деятельность в разных ее проявлениях: столкновение с неизвестным, постановка эксперимента, формулирование теории, обобществление (обмен на «конференции») полученных знаний, и даже существование науки в современных институтах (необходимость если не поиска финансирования, то хотя бы обоснования своих открытий и их прикладного применение).

Еще одна характерная черта – за этот длинный день организаторы и игроки немного устали друг от друга, но прощаясь, и те, и другие совершенно искренне высказали желание встретиться снова.

Все фотографии