Установочный семинар «Инновационные педагогические технологии в образовательных программах Фонда «Вольное Дело»
Дата проведения: 24-26 июня 2015 года.
Место проведения: г. Москва, ГБОУ СОШ № 2086 (Ломоносовский проспект, дом 12).
Образовательные организации:
- МБОУ «СОШ № 1», г. Абакан, респ. Хакасия;
- МБОУ СОШ № 149, г. Красноярск, Красноярский край;
- МБОУ «СОШ № 11», г. Байкальск, Иркутская область;
- ГАПОУ БТОТиС, г. Байкальск, Иркутская область;
- МБОУ «СОШ № 25», г. Тулун, Иркутская область;
- МБОО «СОШ № 1 им. М.А. Бухтуева», г. Кызыл, респ. Тыва;
- МОУ «Черемховская СОШ», пос. Черемхово, Красночикойский район, Забайкальский край;
- МБОУ СОШ № 8, пос. Сенной, Темрюкский район, Краснодарский край.
Участники семинара:
1. Маслова Екатерина Алексеевна, МБОУ «СОШ № 1», заместитель директора по ВР.
2. Захарова Олеся Николаевна, МБОУ «СОШ № 1», заместитель директора по УВР.
3. Эккерт Жанна Юрьевна, МБОУ СОШ № 149, заместитель директора.
4. Каштанова Ольга Сергеевна, МБОУ СОШ № 149, социальный педагог.
5. Тулина Нина Николаевна, МБОУ «СОШ № 11», директор.
6. Безбородова Елена Васильевна, МБОУ «СОШ № 11», учитель информатики и ИКТ.
7. Глукман Татьяна Викторовна, ГАПОУ БТОТиС, преподаватель профессиональных дисциплин.
8. Посохина Светлана Владимировна, ГАПОУ БТОТиС, заместитель директора по УВР.
9. Шаравина Наталья Владимировна, МБОУ «СОШ № 25», заместитель директора по УВР.
10. Ооржак Елена Анай-ооловна, МБОО «СОШ № 1 им. М.А. Бухтуева», заместитель директора по УВР.
11. Яковлева Наталья Дмитриевна, МОУ «Черемховская СОШ», директор.
12. Сараев Роман Юрьевич, МОУ «Черемховская СОШ», учитель информатики и ИКТ.
13. Черняев Николай Николаевич, МБОУ СОШ № 8, директор.
14. Черняева Татьяна Анатольевна, МБОУ СОШ № 8, заместитель директора по УВР.
Программа семинара.
Материалы для участников.
1. Представление программ Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело»
- Образовательные программы Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело»
- Программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills
2. Сессия 1: «Реализация системно-деятельностного подхода в Программе «Школа нового поколения». Ведущие: Лачашвили Р.А., Орлова Е.В.
Ценности и образовательные цели Программы «Школа нового поколения»:
1) В области обучения:
- безусловное достижение учащимися требований государственных образовательных стандартов, высоких показателей во всех видах государственной аттестации; - глубокие знания и умения, необходимые для реализации своего призвания к избранной сфере деятельности;
- ключевые надпредметные компетенции;
- способность к непрерывному обучению на протяжении всей жизни.
- развитые познавательные функции, креативность, критическое мышление, функциональная грамотность учащихся;
- культура саморегуляции, сохранения и укрепления здоровья, устойчивая привычка к здоровому образу жизни.
- развитые лидерские навыки, инициативность, самостоятельность, ответственность;
- нравственное поведение, основанное на чувстве принадлежности к семье, краю, России;
- толерантность и уважение к другим культурам;
- экологическая культура, бережное отношение к природе.
4) В области внутришкольного управления:
- целостность образовательного процесса, преодоление межпредметной разобщенности, школа полного дня и полного года;
- обучение через практическую деятельность;
- развитые интерактивные формы обучения (тренинги, проектно-исследовательская деятельность и др.);
- организационная культура школы как самообучающейся организации;
- повсеместное и повседневное использование ИКТ в управлении образовательным процессом и школой как организацией.
Как школа стремится достичь этих целей? Через совместную деятельность администрации и педагогов, учащихся и их родителей, через коллективное преодоление препятствий.
Каковы основные черты ШНП:
- это школа полного дня и полного года;
- это целостный образовательный процесс, где нет разделения между 1-ой и 2-ой половиной дня, основным и дополнительным образованием, между учителями различных учебных дисциплин;
- это синхронизированное тематическое планирование, когда на учебный год ставится большая образовательная цель (например, Семья, Дом, Кубань, Россия) и отсюда определяется тема каждой учебной недели или месяца (например, Моя мама, Мое любимое место в доме, Моя любимая речка, Заповедные места России), и все учителя работают на раскрытие этой темы, каждый - через свой предмет;
- это работа команды учителей с коллективом учащихся, где команда и коллектив формируются в коллективных делах (мероприятиях, значащих событиях, акциях, проектах, тематических лагерях, экспедициях, длительных образовательных играх и др.);
- это самообучающаяся организация, где сама школа выбирает содержание обучения, организует коллективное обучение педагогов и немедленное внедрение его результатов в практику образовательного процесса (например, разработка символики, ритуалов, значащих событий, освоение методов электронного обучения, методик оценивания деятельности учителей, организации работы команды учителей через педагогические консилиумы, освоение методик организации проектно-исследовательской деятельности, длительных образовательных игр и пр.);
- это открытая школа, где педагоги и учащиеся регулярно посещают занятия, праздники, мероприятия своих коллег из других школ, формируя профессиональное сообщество;
- это учитель нового поколения, который подает пример исследовательского поведения, стремления к профессиональному совершенству, потребности в непрерывном обучении, овладения новыми технологиями (включая ИКТ), способности работать в команде, умеет наладить партнерские отношения с учащимися, играя роль советника и организатора совместной деятельности;
- это проектно-исследовательская деятельность;
- это экологическое образование и экологическая культура;
- это ИКТ как повсеместный и повседневный универсальный инструмент, применяемый во всех видах и формах образовательного процесса.
Эта идеология должна быть подкреплена элементами культуры:
- символика, баннеры, роллап, фотовитрины;
- школьная форма для учащихся и педагогов, бейсболки, нашивки и пр.;
- песни, речевки, постановки;
- документы: приказы, нормы и правила, ценности школы, методики, технологии, синхронизированные тематические планы, разработки образовательных игр и семинаров, сценарии праздников, отчеты, протоколы педагогических консилиумов, соглашения о сотрудничестве между школами, копии публикаций в СМИ и профессиональных изданиях, ссылки на сайты, блоги и др.;
- ритуалы: школьной повседневности, форм командной работы, проектно-исследовательской деятельности и подведения ее итогов, межшкольного общения и пр.
Каждая из школ должна разработать план постепенного и постоянного продвижения в этих направлениях с учетом своей уникальности, изложить это для себя и предложить для обсуждения. Каждая школа может рассчитывать на всестороннюю помощь НМЦ ШНП в любом из этих направлений.
Презентации:
- Орлова Е.В.: «Программа «Школа нового поколения»
- Лачашвили Р.А.: Школа нового поколения
- Системно-деятельностный подход в образовании
3. Сессия 2: «Практика проектирования системно-деятельностных мероприятий». Ведущие: Лачашвили Р.А., Гребенник И.М.
4. Сессия 3: «Методика организации длительных образовательных игр». Ведущий: Гребенник И.М.
- Орлова Е.В., Гребенник И.М., Лачашвили Р.А. Методическое пособие «Длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций»
5. Сессия 4: «Игровая педагогика. Методика организации игровых внешкольных мероприятий (квесты, образовательные экспедиции)». Ведущие: Лачашвили Р.А., Гребенник И.М.
- Лачашвили Р.А.: «Игры в образовании»
- Сайт сетевого международного проекта «Гений места» (Пушкиногорье-2011)
- Сайт образовательной экспедиции «Пушкиногорье-2012»
- Сайт сетевого проекта «Квест «Ландшафт»
6. «Введение в программу «Школа инженерной культуры». Ведущий: Лачашвили Р.А.
- Лачашвили Р.А.: «Концепция Школы инженерной культуры»
7. Сессия 5: «Курс «Основы естественнонаучных исследований» (5-6 класс)». Ведущие: Африна Е.И., Крылов А.И.
- Презентация «Курс «Основы естественнонаучных исследований»
- Учебно-методические материалы проекта «Наблюдай и исследуй». Сборник заданий
- Сайт «ИнтернетКласс»
8. Сессия 6: «Курс «Школа тайн и открытий» (1-4 класс)». Ведущие: Лачашвили Р.А., Потапова Н.В., Кухтинская А.И.
9. Сессия 7: «Программа «Школа реальных дел». Ведущий: Орлова Е.В.
- Орлова Е.В.: «Презентация «Школа реальных дел»
10. Сессия 8: «Школа полного года (проектирование и проведение тематических лагерных смен). Методика организации игровых внешкольных мероприятий (квесты, образовательные экспедиции)». Ведущий: Гребенник И.М.
11. Сессия 9: «Методика организации игровых образовательных сессий». Ведущий: Бирюк Н.Л.
12. Сессия 10: «Школа бережливого мышления». Ведущие: Лачашвили Р.А., Гребенник И.М.
13. Сессия 11: «Проектируем образовательную программу ШИК». Ведущий: Орлова Е.В.
- Орлова Е.В.: Презентация «Проект «Школа инженерной культуры». Ожидаемые результаты»
- Матрица курсов ШИК
- Матрица курсов ГБОУ СОШ № 2086 (доступна по запросу, необходим Google-аккаунт)
14. Сессия 12: «Организационная культура». Ведущий: Лачашвили Р.А.
- Лачашвили Р.А.: Презентация «Принадлежность и культура»
Контакты ведущих семинара:
- Орлова Елена Владиславовна: evolod21@gmail.com, (916) 601-01-81
- Лачашвили Ренальд Александрович: sysped@gmail.com
Отзывы участников:
- Глукман Т.В., ГАПОУ БТОТиС, г. Байкальск, Иркутская область
- Шаравина Н.В., МБОУ «СОШ № 25», г. Тулун, Иркутская область
Фотографии семинара:
Запись семинара будет доступна по запросу.