Почём нынче молодые мозги: русским и заморским купцам показали креативных школьников

Репортер ФАН-ТВ (РИА Федеральное агентство новостей) в Москве посетил ярмарку проектов «Школа реальных дел», где участвуют почти 2000 школьников и студентов.

Теперь им предстоит за четыре месяца выполнить один из кейсов, представленных крупными российскими и зарубежными работодателями. О том, как на других посмотреть и себя показать, рассказали организаторы и участники конкурса по обе стороны баррикад.

Ярмарка проектов «Школа реальных дел» – уже пятый по счету конкурс прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей. Его организаторами являются школа № 2086, городской проект «Школа Новых Технологий», Фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело», проект MAX экономического факультета МГУ. 44 крупнейшие российские и международные компании предлагают около 70-ти кейсов, то есть реальных задач, на выполнение которых дается четыре месяца. Сферы самые разные: образование, экология, ЖКХ, розничная торговля, маркетинг, инженерное дело, альтернативная энергетика, 3D-моделирование, биотехнологии и даже космос. В этом году в конкурсе участвуют почти 2000 человек, это учащиеся 122-х московских школ, 50-ти школ со всей России, студенты колледжей и экономического факультета МГУ.

С корреспондентом ФАН-ТВ общается директор по связям с общественностью компании «РосТехИнформ» Людмила Григорьева.

– Людмила, какова ценность этого конкурса для вас? Что вы ждете от него?

– Мы ждем инноваторских идей, потому что, безусловно, сейчас госкорпорация «Ростех» занимается разработкой передовых инновационных продуктов для сложных и экономически значимых отраслей российской промышленности. И в данном случае нам важно мнение молодежи, подрастающего поколения, потому что тот кейс, который мы сегодня решили ребятам представить, – мессенджер для госслужащих и разработка его маркетинговой стратегии, – мы понимаем, что именно молодежь может уловить тенденции, связанные с Интернетом (они любят там находиться, общаться), и подсказать нам, может быть, какие-то интересные решения, которые мы можем использовать, развивая наши продукты.

– А в связи с чем возникла идея такого кейса? Расскажите подробнее.

– Прежде всего, перед государственной корпорацией «Ростех» в частности и перед страной в целом стоит вопрос, связанный с обеспечением информационной безопасности. Этот вопрос всеобъемлющий и решается госкорпорацией «Ростех», в том числе, благодаря разработке отечественных продуктов, связанных с телекоммуникациями и с коммуникациями в целом.

Репортер ФАН-ТВ общается с учениками 11 класса московской школы № 1370.

– Ребята, какой кейс вы выбрали?

– Мы выбрали кейс от компании «Smart Technologies», в котором мы будем интегрировать образовательную программу с геймификацией. (Геймификация – процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории в решение задачи, – прим. ред.)

– А чем интересен именно такой кейс для вас? Почему вы выбрали именно такое задание?

– Потому что мы больше всего работаем со всякими новыми технологиями.

– Как вы планируете сейчас работу над своим проектом? Уже есть какие-то мысли?

– Да, я думаю, мы станем богами Smart, – шутит один из молодых людей.

С корреспондентом ФАН-ТВ также пообщалась руководитель проектов образовательных направлений и группы компаний «ИнЭнерджи» Ирена Макарова.

– Скажите, что предлагает ваша компания в качестве кейсов?

– Поскольку у нас российская инновационная компания, которая занимается разработками альтернативных источников энергии – в частности, топливных элементов, то для ребят мы хотим предложить кейс – обоснование топливных элементов для автомобиля.

– Я вижу, у вас здесь даже есть модели. Вы специально их приготовили?

– Да, – Ирена берет в руки маленький автомобильчик, – это и есть презентационная модель такого же экомобиля. Как писал Жюль Верн: «Мы когда-нибудь будем с вами ездить на воде». И он был прав, здесь используется обычная вода – я не буду раскрывать всех секретов, но в качестве топлива мы не используем нефтепродукты и газ. Здесь используется именно водород как альтернативный источник энергии. Сейчас это очень актуально для всех. Это и экологические проблемы решает, и социологические, и политические, потому что страна, умеющая использовать водород и добывать его, сразу становится на приоритетные позиции.

Ученица школы № 438 Алена Касько в беседе с корреспондентом ФАН-ТВ сообщает, что вместе с однокурсниками выбрала кейс компании EligoVision («ЭлигоВижн»): «Нас заинтересовали эти задания тем, что мы решили попробовать применение гаджетов. То есть, ты можешь просто прислонить телефон к какой-то табличке, и тебе покажет всю информацию». Девушка говорит, что она специально пошла в российскую компанию: «Мне кажется, надо развивать свою страну, прежде всего, и двигать свои идеи в своей стране, а не в чужих».

Председатель оргкомитета конкурса «Школа реальных дел», директор школы № 2086 Елена Орлова рассказывает о том, как дети будут работать над выбранными кейсами: «Каждая компания выбирает свой стиль работы с ребятами, исходя именно из тех традиций, которые приняты в данной компании. Но есть определенные этапы, которые должна пройти каждая команда в реализации своего проекта. Всё начнется с первой встречи, когда ребята, задавая определенные вопросы, начнут уточнять задачу. И после этого они должны будут определиться, как они понимают свой путь, как они понимают развитие проекта; что им не хватает в знаниях – и тогда компания должна будет им помочь добрать эти знания; что они хотели бы увидеть; что им нужно еще дополнительно для того, чтобы можно было реализовать проект. Потому что есть проекты очень практические, связанные с использованием оборудования, а есть проект социальные, где нужно много увидеть, много почувствовать, пережить какой-то определенный опыт… И вот это всё ребята должны будут пройти за несколько месяцев для того, чтобы потом предъявить – прежде всего, компании – свои результаты, и компания выберет из тех проектов, которые будут представлены, лучший. И его мы увидим уже в марте месяце.

Этот проект на то и направлен, чтобы ребята могли более глубоко войти в контакт с будущими работодателями. Особенно одиннадцатиклассники, выбирая проекты, смотрят не только на яркие названия компаний, но смотрят на то, что является объектом их личного интереса».

Никита и Егор – участники проекта «Школа реальных дел» прошлого года. Они также отвечают на вопросы репортера ФАН-ТВ.

– Ребята, расскажите о ваших достижениях. Насколько я понимаю, вы тогда придумали свой проект, а теперь вы его уже реализовали, и есть о чем рассказать.

– Да, конечно. В прошлом году мы заняли гран-при от «Лаборатории Касперского»: мы разработали антивирус «Метеор», который защищает всех от вирусных атак. Он, конечно, защищает не от всех, но от большей части, которая известна «Лаборатории Касперского» и другим антивирусным компаниям. Для этого мы разработали web-приложение, которое загружается на сервер и сканирует серверную часть или ПК, на который установлен наш продукт. На данный момент продукт скачали 300 человек, его развивают на open-source до сих пор.

– Вы видите для себя какие-то плюсы в том, что вы реализовали такой проект?

– Командная работа – это знакомство с новыми людьми. Мы ездили в Департамент образования, участвовали во множестве других конкурсов, где нас представляли. То есть, о нас узнало очень много работодателей.

Анастасия Алексеева; Александр Цупило; Дарья Пфау