Образование района: отдыхаем, обучаясь, - учимся, играя

Начало сентября – пожалуй, самое удивительное время для школьников. Учебный год едва успел начаться, а в памяти еще свежи воспоминания о летних каникулах. Море, солнце, игры и развлечения, походы и экскурсии, новые друзья и… учеба. Да-да, вы не ослышались! Оказывается, помимо всего прочего, отдых может быть еще и обучающим. «Образовательное лето-2015» – именно под таким девизом усть-лабинские ребята провели три каникулярных месяца. Результаты более чем впечатляющие. Но обо всем по порядку.

Образование района: отдыхаем, обучаясь, - учимся, играя

Педагоги общеобразовательных учреждений района собрались в гимназии № 5 на масштабную конференцию, посвященную подведению итогов проведенной работы в рамках программы «Школа нового поколения». В течение лета в районе, а также далеко за его пределами при поддержке фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» наши подростки стали участниками различных профильных лагерных смен.

– У нас в стране каникулы самые длинные, и дети приходят первого сентября совершенно отвыкшими от учебного процесса, поэтому мы постарались использовать это время не только для оздоровления, но и как возможность несколько по-иному подойти к учебным дисциплинам, – обратился к присутствующим научный руководитель программы «Школа нового поколения. Школа инженерной культуры» Ренальд Лачашвили. – Причем, самое главное, что дети от такого подхода остались только в восторге!

В награду самым активным ребятам – заслуженные призы (моноподы для селфи). Ценные подарки победители Всероссийской недели грамотности, участники курса «Инженерное дело» и волонтеры получили из рук почетного гостя.

Но самое интересное было чуть позже. Учителям предстояло поменяться местами со своими воспитанниками. В стенах школы одновременно заработали девять разных площадок, названных в соответствии с лагерными сменами, где в роли наставников выступили сами дети.

К примеру, пока участники площадки «Сердце Байкала» недоумевали, для чего на школьном дворе подготовлены деревянные брусья, старшеклассники из СОШ № 7 Анна Зейтунян и Денис Полижай ознакомили преподавателей с принципом работы энерголагеря. В ходе политико-экономической игры мальчишки и девчонки создали на смене свое правительство, предприятия и кампании и возвели собственные объекты энергоструктуры. Правда, символические, но, судя по настрою юных инженеров, претендующие на воплощение во вполне реальной жизни (кто знает, лет эдак через 10?)

Буквально за полчаса на глазах удивленных педагогов команда ребят в белых футболках соорудила из брусов энергостанцию, трансформатор и линию электропередач, соединенные веревками-проводами. Зато для взрослых такая ответственная задача оказалась, прямо скажем, не по плечу – повторить конструкцию удалось лишь частично.

– Но зато на необитаемом острове теперь точно не пропадем с такими-то провожатыми! – отшучивается замдиректора по воспитательной работе СОШ № 20 Ирина Кобелева. – Вначале освоим сами, а потом будем внедрять это в образовательный процесс. У нас игровой площадки недостает, вот и попробуем смастерить макет! Да, это игра, но какую мотивацию и ответственность она несет!

Бурная деятельность кипела и на площадке под загадочным названием «Волшебник». Распределив роли, педагоги перевоплотились в метеорологов и летописцев, иллюстраторов и дежурных и приступили к выполнению возложенных обязанностей прямо-таки с детским воодушевлением. Что и неудивительно, ведь профильная смена, прошедшая в девятнадцатой ладожской школе, была разработана для учащихся начальных классов.

– Программу «Волшебник изумрудного города» для организации нашей летней площадки мы попробовали впервые и сами не ожидали таких результатов! – рассказывает директор Галина Селезнева. – За 21 день мы не только совершили увлекательное путешествие вместе с героями любимой книги, но и многому научились в ходе игры: мастерить, собирать и систематизировать информацию, а главное – дружно работать единой командой. Каждый день наши маленькие «специалисты» со всей ответственностью вели календарь, в нем отражали основные события, погоду и свое настроение. Дойти до самого конца, встретиться с Волшебником и поучаствовать в сказочном карнавале хотелось всем, поэтому число посетителей площадки осталось строго неизменным.

Не менее увлеченно обмен опытом происходил в кабинетах с табличками «Крылья границы», «От Кубани до Тамани», «Экология жизненного пространства», «Агрошкола «Кубань» и «Лингвистическая смена», после чего, снова собравшись вместе, участники долго и эмоционально подводили итоги встречи – настолько богатыми были впечатления.

А уже на следующий день представители педагогической общественности вновь встретились на традиционном совещании перед началом учебного года. Районный дворец культуры «Кубань» гостеприимно распахнул двери для учителей и родителей, устроив для них настоящий праздник.

Соревнование в зрелищности презентаций учреждений дополнительного образования развернулось на втором этаже. Вот Усть-Лабинский центр компетенции «Импульс» представляет целое соцветие востребованных профессий и полезных мастер-классов. Студентка педколледжа Мария Брилева в белоснежной форме медсестры тщательно перевязывает бинтом руку юного пациента.

– Осталось еще немного, так что потерпи! – шутливо уговаривает она мальчонку.

– Лечу племянника! – поясняет Маша. – Не бойтесь, раны никакой нет! Это просто для наглядности! Но учусь врачебному делу я по-настоящему.

За соседним столиком одиннадцатиклассник Рома Буцай уверенно демонстрирует изготовление кровельных элементов, а специальном станке.

Склонившись над кусочками нарезанных кожаных элементов увлеченно мастерят изящные розочки сотрудницы детского сада.

Необычную игру у «Дерева желаний» затеяли представители Центра компетенций «Ориентир» из станицы Ладожской.

От обилия специальностей так и разбегаются глаза. По словам открывшей совещание начальника управления образованием Аллы Баженовой, главная задача системы общего образования – сориентировать выпускника в мире профессий – в нашем районе реализуется успешно.

К сожалению, есть и проблемы: очередность в детские сады, а также наличие второй смены для более чем 1300 школьников. Для исправления ситуации принято решение о строительстве трех новых зданий.

Что касается преподавательского состава, то уже в этом году в его ряды влились 14 молодых педагогов. Вот они, немного смущенные, но такие яркие и позитивные, сидят в почетном первом ряду.

Илья Фоминов, кажется, совсем недавно окончил школу № 24 в Болгове, потом институт, армия, и вот он снова возвращается в родное учреждение. Только теперь в статусе преподавателя.

– Всегда очень любил заниматься спортом, поэтому теперь буду стараться приучать к нему и своих подрастающих земляков. Я – учитель физкультуры! – с гордостью говорит Илья. – Немного необычно чувствовать себя коллегой своих бывших учителей, но, думаю, скоро привыкну.

– А я работаю с самого начала лета, сразу после того, как окончила наш соцпедколледж! – признается молодой воспитатель некрасовского детского сада № 50 Юлия Колыбельникова. – Теперь я Юлия Сергеевна! Как же приятно это слышать от детишек! Я их уже всех успела полюбить!

– Всегда мечтала стать учителем, а теперь, наконец, у меня будут свои классы! – радостно отвечает учитель иностранного языка пятой гимназии Гулистан Алиева. – Миссия очень ответственная, но вместе с ребятами справлюсь! Они у меня замечательные!

Все-таки особенные они люди, наши учителя. Кто еще радуется окончанию отпуска так же, как и его началу. Кто с ответственностью первоклассника готовится к 1 сентября? Для кого понятие «личная жизнь» лишь слегка дополняет жизнь в профессии?С новым, учебным годом вас, педагоги! И новых вам побед, достижений и результатов!

Н.ПОПОВА

«Сельская новь» от 10 сентября 2015 г., № 99 (13387)