10 лет программы «Школа нового поколения»

Ренальд Лачишвили

"Директор школы" №04 (187)
15.04.2014

10 лет программы «Школа нового поколения»

История

.

В 2004 году на базе московской школы № 26 родился новый образовательный проект – «Школа нового поколения», который был принят и поддержан Благотворительным Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело». Вскоре локальный проект был преобразован в межрегиональную программу, перед которой вначале стояли две задачи: создание экспериментальной образовательной площадки в школе № 26, которая стала базовой для Программы, и межрегиональное организационное развитие.

В сентябре 2004 г. в базовой школе был организован экспериментальный первый класс, с которым начал работать коллектив педагогов старшей школы, не имеющих опыта работы с детьми начальной школы. Это позволило не только получить совершенно новый опыт коллективной исследовательской работы педагогов, но и быстро распространить его на всю школу. Целью исследований было построение целостного образовательного процесса, включающего воспитание и развитие детей.

Одновременно на огромной территории от Архангельска до Абакана шло формирование сообщества школ-участниц Программы «Школа нового поколения» (ШНП) в городах Абакане, Архангельске, Ачинске, Братске, Дмитрове, Иркутске, Красноярске, Миассе, Нижнем Новгороде, Новокузнецке, Павловске, Саяногорске, Селенгинске, Твери, Усть-Илимске, Челябинске, Шелехове, Ярославле и Усть-Лабинском районе Краснодарского края. Сразу стало ясно, что для эффективного взаимодействия школы необходимо оснастить компьютерными классами и обеспечить им доступ к сети Интернет. В течение 2004-06 гг. 40 школ получили 400 компьютеров, а начиная с 2007 г., в рамках проекта Фонда «Компьютер для школьника» еще 350 школ получили 82 000 нетбуков.

Межшкольное общение происходило не только в дистанционной форме: за эти годы было проведено более 100 конференций педагогов и администрации школ, 2 фестиваля творчества учащихся, выходила ученическая газета «Будь настоящим», в каждой школе появились собственные печатные издания, начали работать ученические пресс-центры и телестудии. Проведено более 70 лагерных смен различной тематики.

Программа «Школа нового поколения» стала стержневой образовательной программой Фонда «Вольное Дело». Важнейшие составляющие образовательной модели ШНП: 

  • целостный образовательный процесс в школе полного дня и полного года, где нет разрыва между обучением и воспитанием, основным и дополнительным образованием, между учителями различных учебных дисциплин 
  • проектно-исследовательская деятельность учащихся, 
  • синхронизированное тематическое планирование и работа команды учителей с коллективом учащихся в коллективных делах 
  • культура самообучающейся организации, где школа сама выбирает направления профессионального развития педагогов, 
  • учитель нового поколения, который подает пример исследовательского поведения, стремления к профессиональному совершенству, потребности в непрерывном обучении, 
  • открытая школа, где педагоги и учащиеся регулярно посещают занятия и мероприятия своих коллег из других школ, формируя профессиональное сообщество, разделяющее ценности непрерывного обучения и профессионального развития.

Сегодня главный результат Программы – тиражируемая модель школы, обладающей культурой самообучающейся организации: ее приняли 46 школ и колледжей из 9 регионов страны.

Юбилейная сессия. День первый

.

С 24 по 27 февраля представители администрации этих образовательных организаций собрались на Юбилейную образовательную сессию в подмосковном поселке Валуево, где на протяжении четырех дней работали над тем, что можно сделать, чтобы осенью новыми достижениями отметить 10-летний юбилей Программы ШНП. Главной темой сессии стал запуск проекта «Школа инженерной культуры».  В 21 веке качество инженерно-технического образования является вопросом национальной безопасности любой страны. В разных странах важным средством подготовки инженерных кадров стали специальные программы для школьников, и Россия не может оставаться в стороне.  Инженерно-техническое направление в школе должно включать сильную естественнонаучную подготовку, но не ограничиваться этим, а предлагать широкий спектр возможностей для формирования инженерной культуры, основанной на базовых представлениях об устройстве мира и роли инженерного подхода в его преобразовании. 

Первый день сессии начался с установления ее рамки: участники приняли на себя роль экспертов предложенной им концепции Школы инженерной культуры (ШИК) как модели образовательной системы школы. Действительно – кому, как не директорам школ быть экспертами практической реализуемости педагогических инноваций? Работа началась в формате творческой мастерской: участники, разбившись на 5 команд, разработали описание культурных особенностей идеальной Школы нового поколения, включая ее ценности, нормы и правила, символику, ритуалы, артефакты и другие атрибуты. В рамках следующей мастерской участники разработали ритуал и наметили сценарий такого важного события, как ежегодный запуск в школе проектно-исследовательской деятельности учащихся (ПИДУ). Задача усложнялась тем, что каждая школа (колледж) была представлена только директором и/или его заместителем, а некоторые школы знакомились с ШНП впервые. Однако преодоление трудностей сразу сплотило команды, и представленные проекты показали их готовность использовать педагогические технологии ШНП в проекте ШИК.

Затем состоялось торжественное открытие юбилейного года Программы “Школа нового поколения». С большим приветственным словом выступила Генеральный директор Благотворительного Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» Тамара Дмитриевна Румянцева, которая была с первых дней главным заинтересованным лицом Программы, инициатором многих важных начинаний, вдумчивым экспертом, заботливым инвестором и строгим контролером всей многообразной деятельности, которая разворачивалась и разворачивается в рамках Программы. Обо всем этом она рассказала участникам в своем обстоятельном докладе, за которым последовала не менее обстоятельная презентация руководителя Программы Елены Владиславовны Орловой.  Она развернула перед собравшимися историю Программы, в которой часто пионерские работы третьего сектора предваряли и готовили почву для значимых решений государства в области образования, подробно остановилась на ключевом ее аспекте – людях. С самого начала Программа была открыта и активно взаимодействовала с теми, кто в той или иной степени разделял ее ценности: Учителями, экспертами, активными соучастниками инноваций – от таких классиков отечественной педагогики, как  Т.И. Шамова и В.Ф. Шаталов, и до молодых энергичных носителей идей 21 века. 

Участники сессии с энтузиазмом встретили выступления представителей бизнеса. Ведь без их активного участия, было бы невозможно за столь короткий срок развернуть такую объемную и яркую работу в Восточной Сибири, привлекая к ней самые различные образовательные организации в самых разных населенных пунктах на территории от Енисея до легендарных Шилки и Нерчинска. Такая заинтересованности бизнеса в развитии Программы, в частности, и школы в целом вызвана не модой, а глубоким и постоянным интересом к людям, живущим на территориях присутствия бизнеса, его социальной ответственностью перед ними. Эта позиция нашла глубокое понимание у участников и свое отражение в работе сессии, которая часто опиралась на концепцию школы, открытой к активному взаимодействию с бизнесом и местным сообществом.

Вторая половина дня была отдана актуализации всего спектра техник и приемов игровой педагогики ШНП. Участники еще раз осознали через фрагменты игровой деятельности, как много в школьной жизни от Игры (даже если об этом не говорится напрямую), и создали наметки сетевого игрового мероприятия – общешкольной межпредметной Недели Ломоносова. Подготовка к мероприятию начнется уже после возвращения участников в свои школы и будет вестись в режиме сетевого взаимодействия, а проведение самой Недели будет приурочено к очередной годовщине со дня рождения русского гения (19 ноября).  Проведение Недели Ломоносова во всех образовательных организациях Программы ШНП станет кульминацией юбилейного года ШНП, который завершится итоговой научно-практической конференцией.

День второй.

Второй день Юбилейной образовательной сессии начался с обсуждения ключевых характеристик ШИК. Участникам была предложена трехкоординатная модель, где роль осей играли Познание, Продуктивность и Целостность. Построению модели предшествовали неоднократные обсуждения характеристик инженерной культуры в стремлении выделить те из них, которые можно отнести к среднему образованию. Ядро модели составляют современные представления об универсалиях деятельности инженера – вне зависимости от области его интересов и специализации. Эти представления, выраженные в стандартах всемирной инициативы CDIO (Постижение-Дизайн-Внедрение-Управление) и уточненные развернутой схемой дизайнерского этапа от Стэндфордского университета (Эмпатия - Постановка задачи - Изобретение – Прототипирование -Испытание) были предложены участникам для решения вопроса – как можно в школе готовить ребят к такой деятельности? Забегая вперед, можно сказать, что участники сессии, выступая в роли экспертов, согласились принять все предложенные им компоненты модели ШИК в качестве прототипа для его испытания и уточнения в ходе дальнейшей совместной работы. Используя понятия предложенной модели, команды разработали свои проекты «Как преобразовать школу в Школу инженерной культуры».

Затем участникам сессии были представлены современные технологии, которые можно использовать для прототипирования (моделирования) опытных образцов инженерной продукции.

Первым перед ними выступил изобретатель и предприниматель, который решил бросить вызов монополии ЛЕГО, создав российский конструктор, основанный на новых принципах соединения деталей – ЛокосБлок. Участники ознакомились с принципами конструирования, увидели на экране, как работают с ЛокосБлоком ребята из московской школы № 2086 (бывшая 26) и сразу же получили от автора задание: собрать несложную конструкцию. Через 10 минут оно было выполнено, и каждый получил свою конструкцию в подарок, чтобы на досуге подумать над перспективами использования нового средства в деятельностном образовании. Но главный просветительский результат этого мастер-класса – впечатление от знакомства с автором: Дмитрий Андреевич Соколов явил собой живой пример инженера, изобретателя, предпринимателя и, конечно – педагога.

Второй мастер-класс был посвящен 3D-печати – новому направлению, которое быстро завоевывает популярность. Здесь участники снова приобщились к реальному действию: среди них был проведен экспресс-конкурс на лучшее компьютерное 3D-конструирование, и его победительница получила право изготовить свою детальку на небольшом принтере, который школе вполне по силам приобрести и эксплуатировать. Участники с интересом наблюдали, как из пластикового прутка, намотанного на катушку, постепенно формируется футляр для флешки в виде протянутой для рукопожатия ладони.

Затем участники познакомились с двумя авторскими курсами для первых-четвертых и пятых-шестых классов, которые уже опробуются в некоторых школах Программы. Оба курса относятся к категории деятельностного образования, о котором так много говорится в Федеральных образовательных стандартах, и которое довольно редко можно увидеть в школе. Эти курсы, построенные в парадигме обучения действием, не только могут заложить основу инженерной культуры и мировоззрения у учащихся, но и существенно повлиять на изменение уклада всей школы. Курс «Основы естественнонаучных исследований» для 5-6 классов, проводимый в рамках дисциплины «Естествознание» и его дистанционное продолжение – сетевой проект «Наблюдай и исследуй», были подробно и наглядно представлены его авторами, к.ф-м.н. Е.И. Африной и к.п.н. А.И. Крыловым. Он с успехом внедряется уже не первый год в базовой школе и в восьми школах Усть-Лабинского района Краснодарского края.

А курс «Школа открытий» как предмет федеральной экспериментальной площадки по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов представляли участники ФЭП от школы № 2086 – учителя начальных классов Анастасия Кухтинская и Наталья Потапова. Под их руководством участники пускали мыльные пузыри, конструировали компас из подручных средств, а под руководством автора этих строк изготовили и использовали для разрешения заданных педагогических ситуаций перчаточные куклы. При этом материалом для кукол служили мужские носки, нитки, обрезки ткани и другие мелочи.

После ужина команды вернулись к своим проектам преобразования школы в ШИК. Проекты были представлены в формате стендовых докладов: у каждого плаката были оставлены по 2 стендиста, а остальные члены команды осуществляли экспертизу проектов других команд, отмечая их практическую реализуемость, заимствуя полезные идеи для своего проекта и предлагая коллегам улучшения их проектов.

День третий

Один из важнейших этапов и предпосылок деятельности инженера нового поколения – эмпатия, способность представить себя на месте Другого. Это абсолютно необходимо для того, чтобы новый продукт был востребован, нужен людям. При выполнении проекта инженер должен обладать умением объяснять, доказывать, убеждать. Однако умение объяснять невозможно без умения понимать, как умение убеждать – без умения слушать и слышать. С утра и до обеда участники погрузились в оригинальную методику углубленного чтения и понимания текстов в исполнении одного из ее авторов И.Г. Назаровой из московской гимназии № 1811. Пяти командам были предложены пять русских народных сказок и один вопрос – о чём этот текст? Свои ответы нужно было доложить на пленарном собрании, подтверждая свою аргументацию схемами и выдержками из текста. Участники заново открыли для себя сокровищницу народной мудрости, поражаясь тому, какие яркие ассоциации с современностью пробуждают знакомые с детства сказки. Но главным результатом было практическое знакомство с важнейшей (но далеко не единственной!) гуманитарной составляющей ШИК.

День четвертый.

Четвертый день Юбилейной образовательной сессии начался с рассмотрения основных видов образовательной деятельности ШИК– Просвещения, Обучения и Практики, проектирования их содержания и выстраивания последовательности курсов и мероприятий по ступеням образования. В качестве примера участникам была представлена Матрица образовательных курсов ШИК, разработанная и внедряемая в базовой школе № 2086 (бывшая 26) г. Москвы. Работа над содержанием образования продолжилась в направлении проектирования процедур оценивания в ШИК, где участникам пришлось задуматься над грамматическими и семантическими особенностями построения русского предложения. Это понадобилось им, чтобы вернувшись к своим проектам второго дня, построить критериальную оценку по рубрикам для тех задач, которые были поставлены ими в проектах преобразования школы к ШИК. 

Затем состоялась мастерская по новому формату организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, получившему название Школа реальных дел, поскольку основное его отличие – выполнение проектов по заданиям, полученным извне школы, от работодателей различных категорий (бизнес, предприятия, органы управления и др.). После этого участники работали над своими проектами преобразования школы в ШИК, стараясь ввести их в рамки организационного проектирования с учетом положений Закона об образовании, ФГОС и других нормативных актов.  Основная программа юбилейной сессии завершилась обсуждением и планированием на ближайшие месяцы сетевого взаимодействия участников сессии и Программы ШНП. (подробный репортаж о событии с фотографиями выложен на сайте Программы www.leaducation.ru)

Ренальд Александрович Лачашвили,
к.т.н., научный руководитель
АНО Научно-методический центр "Школа нового поколения"