Вторая Школа стажера ШНП в Усть-Лабинском районе
Вторую Школу стажера ШНП провело 28 октября Управление образованием администрации МО Усть-Лабинский район и НМЦ «Школа нового поколения» при участии заместителя начальника Управления образованием Н.В. Тимониной, директора Школы стажера ШНП И.М. Гребенника, научного руководителя Программы ШНП Р.А. Лачашвили, заместителя директора гимназии № 5 И.А. Бондаренко, заместителя руководителя УМЦ Е.Г. Долотиной.
По предложению Управления образованием администрации МО Усть-Лабинский район осенняя сессия образовательных программ АгроШколы «Кубань», намеченная на 1-5 ноября, должна охватить 100% школ района, имеющих восьмые классы. Программы по традиции будут проходить в формате лагерей дневного пребывания одновременно в 5 населенных пунктах – в городе Усть-Лабинске, станицах Воронежской, Ладожской, Некрасовской и хуторе Братском. В них примут участие более 420 восьмиклассников изо всех школ района.
Суть программы каждого из этих лагерей – ребята на местах знакомятся с различными формами агробизнеса, а потом в игровой форме воспроизводят основные черты этого бизнеса, организуют свои агропредприятия, получают в аренду землю, берут кредиты в банке, возводят символические конструкции и начинают производственную деятельность – стараются получить доход, уплатить налоги, вернуть кредиты в банк и получить прибыль.
Все это произойдет за четыре игровых дня, а на пятый день участники представят полученные результаты жителям района на Выставке достижений в одной из городских школ. От каждой из школ района в программе примет участие команда из 10 человек с сопровождающими педагогами. Конечно, для успеха такого мероприятия, кроме педагогов, нужны квалифицированные игротехники, которым нужно перемешать школьные команды и помочь ребятам пересобраться в новые группы, чтобы организовать свой агробизнес в форме Общества с ограниченной ответственностью.
Для этого нужно провести мини-обучение новоявленных бизнесменов и далее - консультировать их по всем возникающим вопросам, собирать их в конце каждого дня на рефлексию и… много всего другого, что нельзя заранее предусмотреть, разрешать возникающие споры и конфликты, поддерживать игровой настрой, а главное – не играть вместе с участниками и вместо них!
Решение этой неразрешимой проблемы было найдено в прошлом году, когда накануне осенних смен была впервые организована Школа стажера ШНП. Для обучения в этой Школе пригласили все тех же ребят из школ района, которые имели опыт участия в лагерях – как дома, так и на Байкале. Никто тогда не знал, что из этого получится - всё было впервые. Впервые ребята надели белые футболки стажеров, а самые опытные получили в знак особых заслуг черные футболки – что-то вроде черного пояса в единоборствах как символа экспертного уровня.
«Белые» стажеры готовили себя к роли игротехников, курирующих команды восьмиклассников, а «черные», как настоящие эксперты, стали готовиться выполнять функции руководителей смен. И это не литературный оборот – руководители Школы стажера, учитывая предыдущий опыт, давали стажерам возможность максимально использовать свой собственный опыт, обучать друг друга и таким образом примерять на себя будущие роли и осознавать свою ответственность за порученное дело. Причем это было вполне реальное дело – организация смены для ребят, которые были младше всего на один год.
То, на что у молодого педагога уходит обычно несколько месяцев напряженной борьбы за самоутверждение, борьбы, которую не каждый выдерживает – ребятам придется преодолеть даже не за дни, а за часы! Конечно, организаторы рисковали. Риск был тем более велик, что в лагере дневного пребывания, который проводится на каникулах, участники могли «проголосовать ногами», то есть просто не прийти на следующий день, если им что-то не понравилось.
Но здесь сыграла свою роль великая сила детского коллектива, отмеченная А.С. Макаренко: чтобы коллектив состоялся, нужен актив, пользующийся уважением и доверием у ребят. Здесь они сами устанавливают то, чего им часто не хватает в школе – СПРАВЕДЛИВОСТЬ…
Конечно, нынешнюю, вторую Школу стажера ШНП организаторы планировали и проводили с гораздо меньшей долей риска, но новым фактором неопределенности был возросший масштаб события, его одновременность и географическая разрозненность. И снова, как всегда в ШНП, проблема обратила внимание на возможности – возникла и получила свое развитие идея организации онлайн-общения разных кустовых площадок проведения смены. Но это – очередной эксперимент, итоги которого подводить рано.
Вторая Школа стажера ШНП началась с того, что все ее участники, включая педагогов, собрались в помещении агрокласса гимназии № 5, где со стены на происходящее одобрительно взирал портрет О.В. Дерипаски, который имел ко всему этому непосредственное отношение, как учредитель Фонда «Вольное Дело» - инициатора всей этой большой образовательной инновации и интегратора совместной деятельности агробизнеса и образования. С приветствием и напутствием выступила заместитель начальника Управления образованием Н.В. Тимонина.
Первое, что было предложено детско-взрослой аудитории – создать Карту понятия «Бизнес», а затем, оттолкнувшись от нее, Карту понятия «Агробизнес». Карта понятий, этот замечательный инструмент, снова показала свою силу: аудитория еще раз осознала, что цель бизнеса – не только прибыль, но и польза для людей.
Кроме этого, коллективный разум пополнил знания каждого такими чертами бизнеса, как (приводятся в авторской интерпретации и без упорядочивания):
Предприимчивость, прибыль, риск, ответственность, продуктивность, работа, деньги, заработок, стабильность, систематичность, общение, новые знакомства, взаимоотношения с партнерами, знания, экономика, финансы, управление, кайдзен, 5s, распределение обязанностей, собственность, включенность, коммуникативность, удача, успех, статус, положение в обществе, процветание, любимое дело, интересное дело, сотрудничество, команда, компания, сплоченность, общие цели, коллектив, саморазвитие, потребитель, конкуренция, высокое качество, производство, рынок сбыта, продажа товара, технология, ресурсы, документация, пиар, реклама.
А вот какие ассоциации вызвало понятие Агробизнес:
Земля, вода, солнце, природа, животные, природопользование, семена, экология, продукты, экологически чистая продукция, региональная своя продукция, здоровье, натуральная еда, сельское хозяйство, передовые технологии, безотходность, польза, урожай, оборудование, сельхозтехника, фермы, заводы, агроспециалисты, квалифицированный персонал.
Несмотря на то, что эти результаты были получены за неполные 15 минут, они дают интересную картину ценностей и общего позитивного настроя стажерской аудитории. Она радикально отличается от расхожего мнения, распространяемого СМИ, - об общем негативном отношении граждан РФ к бизнесу. Возможно, это – один из главных образовательных результатов деятельности наших Агрошкол и Агроклассов…
Затем стажеры покинули агрокласс и построились в рекреации для получения футболок, которое сопровождалось поздравлением ребят, отличившихся в лагерных сменах прошедшего лета. Переодевшись, ребята расселись для работы в проектных группах по местам дислокации лагерных смен. За отдельным столом собрались черные стажеры, у которых было свое задание – помочь белым стажерам пройти знакомую им как участникам программу лагеря, но уже в новой роли – кураторов групп и ведущих образовательных блоков. Эти блоки имеют сугубо практическую направленность – без них участники лагеря просто не смогут организовать работу своих игровых предприятий. После этого стажеры тренировались в исполнении таких важнейших ролей, как банкир, торгово-закупочная компания, техотдел и других.
Завершил Школу традиционный обряд посвящения, когда каждый стажер произнес торжественное обещание отдать все силы для успеха осенней сессии и ему был повязан зеленый галстук – символ участия в сессии. Посвящение прошли и педагоги, включая заботливую хозяйку всей сессии – заместителя начальника Управления образованием администрации МО Усть-Лабинский район – Наталью Васильевну Тимонину.
До встречи на сессии 1 ноября 2016 года!
В Школе Стажера приняли участие 63 учащихся 9-11 классов из 17 школ района (№№ 2, 3, 4, 5, 6, 36 г. Усть-Лабинска, № 7 ст. Воронежской, № 9 хут. Железного, № 10 с. Суворовского, № 11 ст. Кирпильской, № 12 ст. Некрасовской, № 15 ст. Восточной, № 16 пос. Вимовец, № 19, 20, 25 ст. Ладожской, № 23 хут. Братского), а также 34 педагога из 29 школ Усть-Лабинского и Кореновского районов (учителя, которые будут сопровождать детей, и руководители смен). Кроме этого, участвовали гости:
- Чаадаева О.О., директор Школы искусств Кубанского казачьего хора, г. Краснодар;
- Егорова О.В., и.о. директора СОШ № 17 п. Ильского Северского района;
- Виденеева Т.И., зам. директора по УМР СОШ № 44 ст. Северской Северского района.
От предприятий агробизнеса выступили перед стажерами специалисты, которым - наша искренняя и глубокая благодарность:
- Кутуб-Заде Олег Эмельянович, главный агроном АО «Агрообъединение «Кубань»;
- Мехоношен Максим Владимирович, главный ветеринарный врач-гинеколог АО «Агрообъединение «Кубань»;
- Орловская Надежда Сергеевна, начальник отдела кадров ЗАО «Сахарный завод «Свобода»;
- Тимохина Ольга Байрамовна, заместитель главного технолога-заведующий лабораторией ЗАО «Сахарный завод «Свобода»;
- Жилин Евгений Аркадьевич, агроном Ладожского кукурузного калибровочного завода.