Встреча с Александром Федоровичем Кавтревым

«Школа нового поколения» - это самообучающаяся организация. Администрация лицея № 1 г. Братска нашла возможность организовать встречу с Александром Федоровичем Кавтревым, кандидатом физико-математических наук, учителем высшей категории по физике и информатике, автором-разработчиком мультимедиа курсов «Открытая физика», «Физика 7-11», методистом Всероссийской Интернет-олимпиады, научным сотрудником Лаборатории «Образование для Новой эры». На тренинг были приглашены 14 педагогов лицея, 12 педагогов из других образовательных учреждений города Братска и 29 лицеистов

Встреча с Александром Федоровичем Кавтревым

«Школа нового поколения» - это самообучающаяся организация. Администрация лицея № 1 г. Братска нашла возможность организовать встречу с Александром Федоровичем Кавтревым, кандидатом физико-математических наук, учителем высшей категории по физике и информатике, автором-разработчиком мультимедиа курсов «Открытая физика», «Физика 7-11» и других, методистом Всероссийской Интернет-олимпиады, научным сотрудником Лаборатории «Образование для Новой эры». На тренинг были приглашены 14 педагогов лицея, 12 педагогов из других образовательных учреждений города Братска и 29 лицеистов (обучающихся 8-10 классов).

29 октября прошла первая часть встречи с гостем из Санкт-Петербурга. Александр Федорович провел семинар-тренинг для учителей физики, информатики, классных руководителей на тему «Всероссийские Интернет-олимпиады по физике на основе виртуальных лабораторий». В этот день педагоги узнали о принципах организации Интернет-олимпиад на основе виртуальных лабораторий; сроках участия школьников 7-11 классов в Интернет-олимпиадах в 2012/2013 гг.; темы заданий всех туров Интернет-олимпиады; о льготах для победителей и призеров олимпиады при поступлении в Вузы РФ; о методике подготовки учащихся к Интернет-олимпиадам; о методике использования виртуальных лабораторий на уроках физики и информатики. А самое главное – побывали в роли учеников, сами попробовали выполнять задания олимпиады и составили собственное мнение о виртуальном эксперименте.

В апреле 2012 года Александр Федорович как методист интернет-олимпиады дал возможность учащимся 7 и 8 классов поучаствовать в интернет-игре на основе виртуальной лаборатории. Лицеистам было очень интересно и необычно выполнять экспериментальные задания. В этом учебном году планируется массовое участие во всероссийской интернет-олимпиаде по физике, так как данный предмет в образовательном учреждении изучается углубленно.

Следующие два три дня были еще интереснее. Педагоги участвовали в семинаре-тренинге по теме «Открытые задачи как инструмент создания яркого интересного урока». Педагоги учились использовать открытые исследовательские задачи в учебном процессе, получили навыки решения задач, управления процессом решения открытых задач учащимися, а также самостоятельного сочинения открытых задач. Все эти три дня в аудитории царила атмосфера открытий, творчества, любопытства. Педагогам пришлось по новому взглянуть на свой практический опыт преподавания предметов (в аудитории работали педагоги физики, химии, биологии, географии, информатики, истории, МХК).

Вот некоторые отзывы педагогов, участвующих в тренинге:

Какой материал вам был интересен?

  • Мне интересно было все. Изумительный лектор, интересный материал, поданный в хорошей доступной форме. За много лет первый семинар, от которого я получила большое удовольствие. 
  • ТРИЗ, интересен подход, захватывает работа. Решение открытых задач. 
  • Методика проведения креатив-боя. Формулировка противоречий.

Какие трудности вы испытывали в процессе занятий?

  • Трудно избегать шаблонов. Необходимо сломать свои стереотипы, а это очень даже сложно. Очень трудно самой преодолеть инертность мышления. 
  • Преодолевать собственные комплексы (стеснительность, идеализация собственного представления), собственное стереотипное мышление.

Что нового вы узнали?

  • Впервые на практике был осмыслен теоретический материал, впервые более подробно узнали о ТРИЗ, поработали с алгоритмом решения изобретательских задач, разобрали методику проведения креатив-боя.

Что вы предполагаете использовать в ближайшее время, и каким образом?

Метод «Мозгового штурма» у меня не получался. Взяла на вооружение много моментов, надеюсь, что теперь получится. 
Решать открытые задачи во время предметной недели, проводить креатив-бои. 
Работу по решению открытых задач с детьми при подготовке к олимпиаде. Это нужно делать для развития творческого мышления, чтобы их направлять не по пути «шаблонов», а направить к оригинальным решениям.

Впечатления в свободной форме:

  • Для меня семинар оказался очень своевременным. Появилось много новых мыслей, систематизировались и свои наработки. Раньше был свет в конце «туннеля», а теперь видна и «дверца».
  • Впечатления самые положительные, очень четко, конкретно, наглядно, с практикой. Очень хорошая обстановка, атмосфера, уютно в лицее (коллеги из других ОУ). 
  • Интересно работать в группе, выслушивать мнение других и подхватывать развивающую идею. Действительно вдохновили на творческий поиск!

Читая отзывы, становится приятно, что не зря организовали встречу именно на каникулах. Педагоги получили заряд положительных эмоций, удовольствие от работы в группе с коллегами, преподающими разные предметы. А самое главное – педагоги готовы к непрерывному профессиональному совершенствованию, способны работать в команде, умеют налаживать партнерские отношения с учащимися. И теперь у них есть еще один ресурс, с помощью которого педагоги готовы организовывать совместную деятельность с учащимися.

Все четыре дня параллельно с педагогами в тренинге участвовали лицеисты из 8-10 классов. Группа восьмиклассников была многочисленнее – 16 человек. Никто не пропустил ни одного занятия. В аудитории царила атмосфера творчества, всегда было оживленно, решались логические задания, открытые задачи, учились работать в группе с применением «мозгового штурма». Аудитория подобралась самая благодарная и доставила ее руководителю Кавтреву А.Ф. большое удовольствие. В составе группы активно работали участники кружка робототехники Хороших Матвей и Шамин Антон. Им как никому было полезно освоить навыки решения изобретательских и исследовательских задач. В группе учащихся 9 и 10 классов атмосфера была спокойнее, не давала расслабиться боязнь ошибиться. Только на четвертый день обстановка стала оживленнее, перестали стесняться, высказывали самые невероятные идеи.

На четвертый день было самое интересное. В 14-00 педагоги и лицеисты встретились в актовом зале. Между тремя командами учащихся и командой педагогов лицея состоялся креатив-бой по решению открытых задач. В первый раз педагоги и дети были соперниками, что вызвало интерес и утех, и у других. Восьмиклассники не уступали своим наставникам, а в некоторых случаях получали большее количество баллов. Нужно было предложить как можно больше способов по привлечению посетителей в ресторан, терпящий убытки, решить проблему по сбору большого урожая ягод, когда хозяин не успевает сам собирать урожай, а денежных средств для привлечения работников нет. И много других задач, связанных с жизнью, физикой, историей, биологией. Креатив-бой закончился победой наставников, выиграли у восьмиклассников всего один балл.

А вот некоторые отзывы детей:

8 класс:

Что было интересного?

  • Было интересно решать детективные задачи. 
  • Интересно было все. Мы стали одной командой. 
  • Нестандартное решение обыденных задач. 
  • Интересно было все. Начиная с работы в команде, заканчивая решением задач и интересными фактами.

Что было трудно?

  • Решать некоторые задачи, требующие определенного мышления. 
  • Трудно, наверное, было заставить себя идти на занятия во время каникул. 
  • Трудно было, а больше непривычно выкладываться на все 100. Сначала задачи давались мне с трудом, но со временем стала получать настоящее удовольствие. 
  • Не все задачи поддавались решению, иногда не хватало воображения, умения представить все варианты. 
  • Несколько раз было сложно найти взаимопонимание в команде, но мы справились.

Что нового вы узнали?

  • Как решать нестандартные задачи, задумываться, мыслить, искать пути выхода из затруднительных ситуаций. 
  • Что мышление должно быть системным. 
  • Я получила знания, которые могут мне понадобиться в повседневной жизни. 
  • Что не всегда сложные задачи имеют сложное решение.

Чему захотели научиться?

  • Я хочу узнавать еще больше, получать больше знаний. Научиться решать сложные задачи, искать все больше и больше новых решений, идей. 
  • Захотелось развить свою логику. 
  • Мыслить смело! Работать в команде, искать альтернативные решения, выходить за рамки обычного.

«Посетив четыре занятия, я поняла, что это очень мало, чтобы насладиться такими методами преподавания. На все занятия я ходила с огромным удовольствием. Нас заставляли очень много думать и логически мыслить. Во время учебных занятий учителя преподают нам новую информацию только на запоминание, а реальных задач на активную работу мозга мы получаем очень редко. За эти четыре занятия мы научились многому. Я действительно поняла, что нужно постоянно «питать мозг». Теперь я знаю на своем опыте, что нет сложных и непостижимых задач, есть слабая и сильная воля». Махалова Ксения.

Четыре интересных дня, в течение которых администрация, педагоги и дети учились у руководителя семинара, друг у друга в своем родном лицее.

Теперь остается самое главное – не растерять то, чему научились, посеять вирус творчества во всем коллективе, проведение креатив-боев сделать традиционным.

В июне планируется следующий этап - освоение теории решения изобретательских задач теми, кто занимается робототехникой.

Все фотографии