Startup Academy
На осенних каникулах с 31 октября по 4 ноября в лицее № 1 г. Братска прошла образовательная программа «Startup Academy». 18 учеников 7-9 классов в течение пяти дней занимались обучением и разработкой стартапов.
Какие цели преследовали авторы? На протяжении 3х-4х лет ученики лицея были участниками различных образовательных смен и программ ШНП, и теперь они захотели передать весь свой накопленный опыт, свои знания и умения ученикам младших классов, которые только начинают знакомиться с программой. Теперь им не придётся тратить годы на обучение, теперь они знают всё самое интересное и полезное и готовы начинать свой путь с более высокого уровня.
Ещё одной целью курса было знакомство ребят с такими понятиями как эмоциональный интеллект и методы ненасильственного общения. Благодаря этим знаниям они в будущем смогут избавиться от проблем в своих командах и компаниях, смогут спокойно и правильно выстраивать диалоги и отношения с коллегами или партнёрами.
Но главное, что они получили - это возможность, возможность на практике пройти весь путь от зарождения идеи, до её реализации. Ведь выпускаясь из школы обычный ученик не знает каким образом воплощать свои планы и задумки в реальном, «взрослом» мире. А ученики лицея теперь могут попробовать это на практике, «набить шишки» ещё в школе, и к 11 классу у них будет большой опыт, который поможет им в жизни.
Организаторы придумали для ребят много нового. Они постарались и сделали такую атмосферу и обстановку, в которой просто невозможно не научиться и ничего не сделать. Обучение шло в формате «узнал-применил», за счёт чего полученные знания сразу усваивались. Ученики сами себе создали мотивацию и работали с удовольствием.
Так как же проходила эта программа?
В первый день организаторы поделили ребят на команды так, чтобы в одной группе не было близких друзей (это поможет им не отвлекаться на баловство и игры). Потом они сами придумали себе наказания в случае невыполнения домашнего задания, хотя оно было интересным, и дети с радостью выполняли его.
Затем начались образовательные блоки. Ребята узнали, что такое стартап и мозговой штурм. После этого ученики получили задание, чтобы сразу применить полученные знания. Организаторы придумали ситуацию, что в некотором городе нет дорог и жителям приходится преодолевать далёкие расстояния и тратить на это кучу времени. Ребятам предстояло придумать стартап, направленный на решение этой проблемы, и они с этим справились. Было много идей - от открытия автобусного депо, до создания дорог нового поколения.
После перерыва детей ждали ещё 2 блока: Кайдзен и Лин-стартап, в ходе которых они узнали о методах бережливого мышления и как их можно применять в жизни и при создании стартапа. Затем организаторы снова дали задание: улучшить придуманное ранее решение с помощью кайдзен-технологий. Таким образом, за день ребята узнали и попробовали то, что предстоит им сделать в будущем.
Второй день начался с разбора домашнего задания. Ученики написали по 7 плюсов и минусов жизни лицеиста. Эта информация поможет им и администрации в дальнейшей работе.
Первыми блоками были Структура команды и Эмоциональный интеллект. Хочется отметить, что эта информация показалась очень интересной как самим ученикам, так и некоторым педагогам, которые случайно оказались а актовом зале. Потом было очень много вопросов и обсуждений по поводу этих тем. Затем ребятам опять было дано задание, чтобы на практике закрепить полученные знания - они распределили роли в команде и выявили лидера.
Во время перерыва организаторы провели много подвижных игр, которые очень понравились детям и помогли им быстрее отдохнуть.
После этого командам было дано задание прорекламировать несколько видов продукции и услуг. Особенность этого задания заключалась в том, что на самом деле таких предметов не существует, поэтому посмотреть рекламу в интернете им не удалось, и, чтобы хорошо справиться с задачей, детям нужно было включить воображение и фантазию, ведь рекламировать «Пуленепробиваемый мешок для сменной обуви для учеников начальных классов» или «Водонепроницаемые шнурки для пуант 46 размера» не так-то уж и просто. Но командам удалось придумать хорошую и смешную рекламу.
Затем были еще 2 образовательных блока: Реклама и СТА (call to action), в ходе которых ребята узнали виды рекламы, где её размещать, современные тренды и способы эффективной рекламы и как сделать так, чтобы купили именно у тебя, а не у других компаний. После этого они опять практиковались: писали СТА и рекламировали новые виды продукции.
В начале третьего дня команды показывали сделанное домашнее задание: реклама в виде листовок, сценок, мемов, а одна команда даже сочинила стихотворение. Завершающими блоками стали Презентация и Питч-сессия. На них ребята узнали критерии правильной презентации, как и в каком виде преподносить информацию, как взаимодействовать с аудиторией и многое другое. Затем организаторы снова дали ученикам задание: подготовить презентацию проектов. Но проекты тоже были необычные: «Создание пляжных зон в Антарктиде», «Черепаха на беговой дорожке как альтернативный источник энергии», «Почтовая курица для жителей северных районов страны» и многое другое. Ребятам снова пришлось включить воображение и фантазию, и в итоге у них получились очень хорошие и продуманные презентации. Они смогли привести доказательства реальности таких идей и того, что именно их идеи достойны финансирования. В третий день было много практики, обсуждений, интересных и смешных моментов.
Весь следующий день юные стартаперы уже обдумывали свои собственные инновации, которые могут быть осуществлены в Лицее № 1. Они анализировали проблемы, проводили социологические опросы, звонили ученикам и их родителям. Ближе к вечеру ребята стали думать над решениями проблем и МРП (минимально рабочий продукт).
Суббота стала последним днём образовательного курса. С самого утра команды выступали со своими идеями и решениями перед организаторами и другими участниками. Ребята общались, задавали вопросы, а главное - вместе стали думать над возможными решениями и МРП. Все команды слились воедино, чтобы помочь друг другу. Максимально продуктивно прошли 2,5 часа. Все были настолько увлечены, что даже не заметили, как быстро пролетело время. Ребята плодотворно поработали и затем их ждал аукцион.
В течение всех дней организаторы следили за каждым из участников, смотрели его активность, оценивали правильность каждого его действия или вопроса и каждый раз начисляли за это баллы. Именно эти баллы каждый участник мог поменять на круассаны, пиццу, 5 по обществознанию или на крутые книги. Во время аукциона дети радовались, веселились, боролись за лоты, в общем, отдыхали после прошедшей недели.
По окончанию курса, ребята остались очень довольны, что смогли провести время на каникулах с большой пользой для себя, хорошими эмоциями и в компании своих друзей.
Но на этом их путь не заканчивается, теперь им предстоит доработать свои идеи, пройти питч-сессию перед администрацией Лицея и воплотить в жизнь свои задумки. Их ждёт много интересного, а главное полезного.