Школа стажеров ШНП и семинар администрации школ Усть-Лабинского района
В субботу, 24 октября, завершились эти два очень тесно связанные мероприятия, и вашему вниманию предлагаются свежие впечатления одного из организаторов обоих событий.
21 октября Усть-Лабинск встретил нас холодным дождем и штормовым предупреждением на следующий день. Это сразу поставило под угрозу выполнение одного из ключевых пунктов программы – занятия по пионерингу, которое должно было состояться на школьном дворе.
Однако утром дождик, вопреки прогнозу, не превратился в ливень, и мы спокойно приступили к выполнению программы нового по формату мероприятия – Школы стажеров ШНП. Цель Школы – подготовить ребят, способных помочь организаторам лагерных смен – как дневных, так и выездных. А в дальнейшем – наладить механизм воспроизводства вожатых, которые составляют основу любого лагеря и которые так быстро взрослеют и покидают школу.
Поэтому утром 22 октября в гимназии № 5 г. Усть-Лабинска собрались 36 самых активных ребят – участников лагерных смен в Усть-Лабинском районе и на Байкале. Каждая кандидатура обсуждалась, и случайных людей среди них не было.
Как же проходила Школа стажера и что отличало ее от других мероприятий ШНП?
Во-первых, из 36 стажеров 30 получили белые футболки и только 6 – черные, это были самые опытные ребята, фактически – эксперты, которые на предстоящей дневной осенней агросмене будут стажироваться в роли руководителя смены. Эксперты сели за отдельный стол. Остальные ребята расселись по группам согласно 3 кустовым осенним агросменам:
- школа № 6 г. Усть-Лабинска (лагерь «Молоко»),
- школа № 19 ст. Ладожской (лагерь «Семечко») и – впервые,
- школа № 7 ст. Воронежской (лагерь «Колосок»).
Во-вторых, обычный этап знакомства на этот раз прошел под лозунгом «В каких программах ШНП я участвовал и что делал», потому что почти все участники были уже хорошо знакомы.
А самое главное - ребята впервые занимали позицию не участника лагеря, а организатора. Но при этом нужно было все время представлять себя на месте участника.
Содержанием занятий стажеров были важнейшие элементы их жизни в лагере и в школе, а также то, как устроены эти две различные организации. Что касается формы занятий, то здесь использовалась хорошо знакомая участникам Школы тайн и открытий технология Карты понятий.
Как это было?
Сначала ребятам нужно было вспомнить и осознать, чем для каждого из них был и является ЛАГЕРЬ. Именно это слово было вписано в большой круг на листе флип-чарта, а ребята после 3-минутного раздумья писали результаты этих раздумий на стикерах, подходили к флип-чарту и приклеивали их вокруг кружка.
Что было удивительным для человека, который не раз и не два проводил сам такое упражнение и наблюдал, как его проводит Кэрол Бреннан и учителя начальной школы: стажеры, не сговариваясь, прилепили свои стикеры так, что получился всенародно любимый на Кубани цветок подсолнуха!
Когда строительство подсолнуха был завершено, ведущая – психолог гимназии
И.А. Бондаренко начала зачитывать содержимое стикеров и записывать те мысли, которые наиболее часто повторялись. Оказалось, что чаще всего упоминалось слово ОПЫТ, за ним шли ЗНАНИЯ, не обошлось и без ДРУЖБЫ, ВЕСЕЛЬЯ и других хороших слов.
Затем ребята, работая в группах, подумали на тем, КАК УСТРОЕН (РАБОТАЕТ) ЛАГЕРЬ, изобразили это на схеме, и каждая группа передала свою схему соседней группе. Получив схему от соседей, группа за 5 минут предлагала и наносила на схему свои дополнения на тему ЧТО МОЖНО УЛУЧШИТЬ в организации лагеря, и потом схема отправлялась дальше по часовой стрелке. Когда все схемы вернулись к своим авторам, они проанализировали предложения коллег, выделили одного представителя, и он доложил всем результаты работы.
Вспомнив хорошенько лагерь и жизнь в нем, а также предложив свои соображения по улучшению условий этой жизни, стажеры, действуя таким же образом, составили карту понятия ШКОЛА, а после обеда – схему КАК УСТРОЕНА (РАБОТАЕТ) ШКОЛА.
Первый день Школы стажеров ШНП завершился рефлексией, которая приняла несколько формальный характер, и все разошлись в раздумьях, почему же так получилось...
На второй день погода немного улучшилась, дождик почти перестал, и уже ничто не угрожало занятию по пионерингу, которое прошло во дворе школы. Кроме пионеринга, прошли занятия еще по 4 образовательным блокам, которые стажеры будут проводить в дневных лагерях в начале ноября.
Но началось все с обычного для лагерей командообразования, но это было планирование будущих занятий с восьмиклассниками в дневных лагерях: на каждую из запланированных игр ребята в своих группах выделили по одному стажеру, который будет вести эту игру.
После этого приступили к планированию образовательных блоков в дневных лагерях. При этом были учтены особенности дневного лагеря: сокращенная программа, и то, что все блоки пройдут в один день. Обсудив вопрос в группах, стажеры предложили около десятка интересных тем, среди которых были и Кайдзен, и Инженерная книга, и даже Инженерная культура.
Пришлось обсуждать, какие 5 из них останутся, и отбор происходил по критерию - без чего нельзя обойтись при построении агробизнеса. В конечном счете, сошлись на списке из 5 образовательных блоков:
- Экономика малого бизнеса
- Особенности агробизнеса
- Маркетинг и реклама
- Пионеринг
- Документация
Еще одна, шестая тема, которую активно поднимали и обсуждали стажеры, звучала как Управление в малых группах, но решили, что она – самая важная, так как напрямую относится к повседневной жизни в лагере, и ее не стоит ограничивать рамками образовательного блока, а следует ежедневно обсуждать во время вечерней рефлексии.
После определения перечня тем, каждая из «кустовых» групп выделила преподавателей, которые будут вести эти образовательные блоки, и стажеры образовали 5 новых групп по этим темам, которые собравшись отдельно, составили подробный план занятия по своим темам. При этом роль консультантов играли как взрослые, так и стажеры-эксперты в черных футболках. По окончании обсуждения будущие преподаватели доложили Школе планы своих занятий.
Занятия Школы стажеров ШНП завершились рефлексией, которая прошла намного более живо и искренне, что еще раз подтвердило правило «Нет проблем – нет рефлексии» и показало стажерам, что не нужно стараться облегчить жизнь своим подопечным в дневном лагере. Ребята открыто говорили о своем волнении перед выполнением новой для них роли, о чувстве ответственности за поставленную задачу и за подопечных восьмиклассников, которые вливаются в агротехнический раздел Программы ШНП.
Но завершилась Школа не для всех стажеров – 6 экспертов в черных футболках отправились вместе со взрослыми в лагерь Тополек, где после обеда открылся проектировочный семинар для директоров и администрации школ Усть-Лабинского района. И это уже другая история.
На этот семинар Усть-Лабинское районное управление образованием собрало 38 человек -директоров школ №1, 2, 4, 6-20, 22-27, 30, 31, 36 и заместителей директоров школ №2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 19, 28 (т.е. фактически – все школы района, кроме двух). В работе семинара участвовали также руководитель РУО А.А.Баженова, ее заместитель Н.В.Тимонина, зам. руководителя районного УМЦ Е.Г. Долотина, а также И.А. Бондаренко (гимназия № 5) и, И.В. Полтарабатько (школа № 2). Перед директорским семинаром стояла цель – разработать проекты улучшений в школах, используя технологию кайдзен, по которой большинство из них прошло обучение на протяжении 2015 года по программам и под руководством персонала Японского кайдзен-центра в Краснодаре.
Естественно, занятия начались с работы над картой понятия КАЙДЗЕН, которое было составлено из представлений всех участников семинара. Выяснилось, что «уровень остаточных знаний по теме» достаточно высок, что говорит об уровне и качестве преподавания Японского кайдзен-центра, за что участники и организаторы семинара весьма признательны специалистам Центра во главе с его директором – О.П. Андреевой.
Припомнив теорию, участники семинара, разделившись на 6 групп, к каждой из которых был прикреплен 1 стажер-эксперт, отправились на футбольное поле, где их ждала игра, придуманная к образовательной экспедиции в г. Черемхово сотрудницей компании Иркутскэнерго Еленой Голенковой и И.М. Гребенником. В эту игру уже играли участники летней Агрошколы-2015 в Топольке, и теперь школьная администрация с азартом принялась за возведение конструкций методом пионеринга.
Вела игру зам. директора школы № 2 И.В. Полтарабатько, которая снимала на видео действия участников, а затем уже в зале организовала просмотр видео и анализ потерь, чтобы во время второго выхода «в поле» выстроить такую же конструкцию, но уже согласованно, без суеты, лишних движений и потерь времени.
Здесь кайдзен предстал перед участниками во всей своей красе - через практику и личный опыт, то есть через собственные впечатления и переживания, через ощущение тугой веревки и занозистых брусьев, через легкую усмешку над собственными ошибками и радость преодоления…
После этого в зале их ждало глубокое погружение в собственные представления о главном деле их жизни – этому помогла индивидуальная работа с картой понятия ШКОЛА, и директорские руки вывели на большинстве стикеров слово ЖИЗНЬ. Следующие места заняли ВТОРОЙ ДОМ, СЕМЬЯ, ТВОРЧЕСТВО…
А нашим стажерам-экспертам было интересно снова поработать в группах, но уже с руководством школ над отработанной накануне схемой КАК УСТРОЕНА (РАБОТАЕТ) ШКОЛА. Все происходило так же, как вчера на Школе стажеров, однако схемы у взрослых получились, пожалуй даже более красочными и выразительными, чем у детей. Без слов было понятно, что удерживает этих людей на их нелегкой работе.
Однако пришлось вернуть их к теме семинара и начать работу с понятием ПОТЕРИ. Снова был запущен алгоритм коллективного творчества, который породил множество горьких эмоций, отразившихся на результатах – все та же боль за время и энергию, потраченные впустую на оформление массы бумаг, работу с разнообразными проверяющими органами…
И все же удалось настроить участников на поиск направлений, где можно найти потери, которые школа может устранить своими силами. Эта работа закончилась тем, что были определены 6 таких направлений:
- Благоустройство школьного двора
- Развитие детского самоуправления
- Развитие платных услуг
- Формирование здорового образа жизни
- Мотивация педагогов
- Повышение результатов ЕГЭ через обеспечение преемственности образования
День завершился общей рефлексией, на которой взрослые участники семинара и стажеры прежде всего выразили удивление и восхищение друг другом. Кроме этого, они продемонстрировали осознание того, что детско-взрослое сотрудничество и сообщество – вещь вполне реальная, полезная и необходимая в реалиях сегодняшнего дня. Получился большой откровенный разговор о том, чем живут школы района, в котором приняло участие руководство РУО в лице А.А. Баженовой и Н.В. Тимониной, а также организаторы семинара.
В субботу с утра явились все участники предыдущего дня!
Они припомнили выявленные накануне направления и решили работать в тех же командах и по тем же направлениям. При этом работа была организована также по одной из технологий кайдзен – в формате, известном, как Проект А3.
Чтобы освежить знания об этом формате, снова была использована карта понятий: оказалось, что в каждой группе есть люди, знакомые с этим форматом проектной работы, и работая сообща, группам удалось его восстановить. Строгость формы здесь не играла главной роли, тем более, что при поиске в Сети можно обнаружить множество вариантов этой формы, зависящих от особенностей производства. Главное, что участники пришли к выводу, что этот формат хорошо согласуется с целью семинара – созданию школьного проекта улучшений по выбранным направлениям. Вот к какой форме пришли участники.
В этом формате и начали разработку своих проектов все группы. Результаты этой работы были доложены и обсуждались всеми участниками семинара, при этом организаторы подчеркивали, что Проект А3 – это не плановый документ и не форма отчета, а удобный рабочий технологический инструмент для обсуждения и принятия решений. Эта форма может и будет меняться по ходу работы, она не должна слишком тщательно оформляться – наоборот, хороший Проект А3 – это лист, содержащий множество поправок, помарок, замечаний, пометок. Лучше всего заполнять его карандашом, чтобы можно было вносить поправки и изменения на очередных встречах проектной команды.
А составление плана работ и отчета – это другая, отдельная работа. Об этом участникам напомнила Н.В. Тимонина, которая предложила участникам в срок до 16 ноября оформить свои планы работ по школьным проектам улучшений и выслать их в РУО.
Этим завершилась основная часть семинара, а после
обеда организаторы семинара в рамках рефлексии поделились с участниками обзором
тех образовательных технологий, которые были использованы при подготовке и
проведении семинара:
1. Индуктивное обучение (от проб – к анализу ошибок – и обучению) как дополнение к дедуктивному
2. Обучение действием
3. Физическая активность
4. Обучение в малых группах
5. Проектный метод
6. Визуализация
7. Коллективное преподавание (бригадный подход)
8. Разновозрастные группы
9. Интерактивное обучение
10. Директивное обучение в гармонии с исследовательским
11. Выосвобождение творческой энергии за счет гармонии анализа и синтеза в проектной деятельности
12. Взаимодействие малых групп (взаимообогащение проектов при их передаче из одной группы в другую)
13. Гармония со-трудничества и со-ревнования (подарки друг другу - вместо оценки и защиты)
14. Карты понятий
a) Обучение действием (без определений, выработка навыков)
b) Диагностика остаточного уровня знаний
c) Формирующее оценивание как обратная связь
d) Выравнивание уровня знаний группы
e) Физическая активность
f) Индивидуальная и групповая работа
g) Концептуализация и систематизация знаний
15. Рефлексия в кругу (элемент принуждения в гармонии с эмоциональной разгрузкой)
16. Проект
А3 и возможность переноса этой
технологии на другие формы проектной деятельности в школе
17. Контекстное обучение
Последний пункт относится к самой конструкции семинара: КАЙДЗЕН представлял контекст семинара (отвечая на вопрос: ЧТО являлось его содержанием), в то время как перечисленные технологии (отвечающие на вопрос: КАК доносилось это содержание) усваивались участниками параллельно и не полностью осознанно.
Что впрочем, не помешает участникам использовать эти технологии в своей практике образования и управления.
Итоговая рефлексия завершилась словами благодарности и взаимными пожеланиями успеха. К прошедшему комплексу из двух детско-взрослых интерактивных мероприятий в полной мере можно отнести слова:
ВСЁ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ!
Р. Лачашвили
Все фотографии