Пути-дороги российского образования
Поскольку первый опыт выкладывания видеоотчетов удался, и я получил 1 (!) благодарственный отзыв, продолжаю знакомить всех желающих с новостями педагогической науки и практики
Поскольку первый опыт выкладывания видеоотчетов удался, и я получил 1(!) благодарственный отзыв, продолжаю знакомить всех желающих с новостями педагогической науки и практики. Кстати, срок хранения файлов на файлообменнике ограничен.
Событие первое: 17-18 февраля состоялась Девятая международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования: Разные, но равные. Как преодолеть разрыв в доступе к качественному образованию» Программа конференции приложена в виде архива, а видеоотчет можно скачать по следующим ссылкам: 17 февраля, 18 февраля.
17 февраля конференция началась без разминки, и первые два пленарных доклада (С. Мюррей и М.Л. Агранович) заставили участников задуматься о социальных последствиях образования, грамотности и интеллектуального уровня выпускников. Затем я отправился на секцию А.Г. Каспржака, где первым выступил Е.Я. Коган, который предложил глобальный взгляд на глобальные процессы, смену технологического уклада и на место нашей страны и нашего образования в этих процессах. Второй докладчик, Д.А. Иванов напомнил 14 принципов Э. Деминга и приложил их к нашему образованию. Разгорелось эмоциональное обсуждение, что дало повод А.Г. Каспржаку в свойственной ему манере квалифицировать всю аудиторию как яркую демонстрацию результатов советской школы, которая образовала всех присутствовавших в духе признания правильной лишь одной точки зрения и настроя на борьбу со всеми позициями, которые отличаются от этой правильной. После перерыва участники снова собрались на пленарном докладе А.Г. Каспржака, посвященном Стратегии-2020, которую разработали 92 эксперта из нашей отрасли. Вот некоторые мысли, которые запомнились. Система образования как открытая система, которую нужно анализировать без лишних эмоций. Какой «материал» будет заканчивать школу в 2020 году? Что это за люди, которые заканчивают сейчас начальную школу? И что мы делаем в основной школе с выпускниками начальной школы, что они через 4 года в испытаниях PISA уже далеко не на первом месте. В обществе нет позитивных социальных установок, люди концентрируются не на том, что есть, а на том, чего не хватает. В большинстве стран к необучаемым относятся 20%, а у нас – 30%. В обществе 30% поддерживают реставрацию советской школы (даже среди слушателей «Эха Москвы», из которых во время радиоопроса 83% проголосовали за советскую школу). Докладчик упомянул возможные сценарии (стабилизационный, модернизационный), сказал о необходимости усовершенствовать ЕГЭ за счет системы дополнительных испытаний. Меня удивило разделение образования и социализации в названии доклада, но ответа на свой вопрос я не получил – было удивление, что я цепляюсь к словам… Затем последовал еще один иностранный доклад (Д. Хоукер), который представлял британский взгляд на концепцию, представленную предыдущим докладчиком, и который можно легко понять, используя презентацию, любезно переведенную докладчиком на русский язык (кстати, все презентации не только демонстрируются в видеозаписи по ходу доклада, но и выложены отдельно в файле с фотографиями, а организаторы обещали выложить их на сайте МВШЭСН). Среди прочих мыслей докладчик еще раз подтвердил мнение о том, что повышение зарплаты учителям необходимо, но деньги – это далеко не всё, нужно профессиональное развитие. В докладе Д.А. Александрова (из Санкт-Петербурга) говорилось о внешкольном образовании и его вкладе в неравенство. Мое внимание привлекло упоминание о sense of belonging, т.е. чувстве принадлежности, и я очередной раз понял, как важен перевод (я искал belongness, а я искал belonging!). Затем я отправился на секцию, которую вел С.Г. Косарецкий, где были представлены три достаточно конкретных доклада (Вальдман И.А., Пинская М.А., Сергоманов П.А.), посвященных анализу и даже рекомендациям по сокращению неравенства в образовании (см. программу), а завершился день обсуждением Концепции-2020, для чего была выделена специальная секция, помещение которой было забито до отказа, и А.Г. Каспржак постарался ответить на все вопросы собравшихся.
День 18 февраля начался с большого доклада В.А. Болотова, который, в частности, обсуждая ЕГЭ как инструмент, упомянул экспертную комиссию по приему в физтех, которая задает абитуриентам вопросы об их спортивных достижениях в школе, считая это проявлением таких компетенций, как умение преодолевать препятствия, достигать поставленных целей и т.п. В частной беседе он высказался за то, чтобы разделить ЕГЭ на разные категории по притязаниям выпускников и сдавать их по отдельности, при этом сдавать часть А можно было бы дистанционно, с использованием ГАС «Выборы», что сразу исключило бы большую часть злоупотреблений. Второй пленарный доклад сделал К. Хасбэндс. Для меня это был один из самых интересных докладов, который я с удовольствием пересматриваю. Докладчик ввел в рассмотрение такую категорию как passion и добился правильного перевода этого слова на русский - словом страсть, без которой, по его мнению, невозможно иметь хорошее качество образования! В обсуждении были затронуты такие темы, как подотчетность и ответственность, а также - давление и поддержка, необходимость награждать и праздновать успех, понимание того, что если санкции за ошибки будут больше, чем награда за успех, то тем самым порождается страх и избегание риска. Затем последовал доклад финского профессора (Й. Валиярви) на ужасном английском, который несколько смягчали переведенные на русский кадры презентации. Зато второй финский доклад (Р. Вуорайнен) был произнесен на замечательном литературном английском, что показало, что нет плохих национальных акцентов, а есть разная степень владения языком (которая в свою очередь, происходит от разной степени желания им овладеть!). Докладчик представлял интересную организацию European Lifelong Guidance Policy Network, которая дополняет романтичную мечту о «пожизненном» образовании вполне конкретными и рациональными функциями консультирования и руководства непрерывным образованием для тех, кто вынужден или хочет по доброй воле сменить работу или квалификацию (программа Европейского Сообщества). Здесь и помощь тем, кто рано бросил школу, и профориентация, и переквалификация и получение полезных компетенций, сдвиг от обучения для образования к обучению для жизни, выход на управление собственной карьерой.
После перерыва я переместился на заседание Круглого стола, где обсуждались перспективные проекты российского образования, которые ведущий С.Э. Зуев (ректор МВШСЭН) переквалифицировал в «точки предельной эффективности, стартуя из которых можно достичь наибольшего эффекта для всей системы». Как всегда интересно выступил К.М. Ушаков, который заявил, что нужна среда, которая и определяет эффект, и нужно исследование продуктивных школьных сред, и именно этим нужно управлять, а не пытаться управлять отдельными людьми (это еще можно) или множествами людей (это уже очень трудно, так как нужно управлять связями). Прозвучали еще несколько довольно рациональных выступлений, после чего попросил слова Е.Л. Рачевский и - буквально взорвал аудиторию, сравнив поиск точек предельной эффективности с поисками эрогенных зон, а когда смолкло женское хихиканье, изложил позицию практика, которому некому и нечего было возразить (это выступление, конечно, лучше смотреть в оригинале!). Как и всю последующую живую дискуссию, в которой родилась одна интересная мысль – организовать общественную экспертизу всех новых нормативных документов, предназначенных для образовательной отрасли. В заключение Е.А. Ленская еще раз определила миссию директора школа - обеспечение качества образования учащихся и профессиональный рост всех своих подчиненных.
Затем я отправился на «свою» секцию, где сообщил собравшимся о том, каких успехов мы достигли в Программе ШНП, и какие проблемы нам решить так и не удается из-за несовершенства законодательства и правоприменительной практики. С содержанием доклада можно ознакомиться по презентации. Конференцию завершило пленарное заседание, на котором были заслушаны доклады А.Н. Майорова и И.Д. Фрумина, в которых были поставлены общие проблемы управления образованием.
Событие второе: семинар 20 февраля в гимназии 1567 (программа прилагается). Это был настоящий фестиваль педагогического творчества двух замечательных преподавателей физики – Елены Ильиничны Африной и Александра Андреевича Чеботарева. Всё это вызвало у меня смешанные чувства: восхищение педагогическим мастерством и преданностью своему призванию и белую зависть к школе, где преподают такие учителя. Презентации размещены здесь, а видеоотчет можно скачать отсюда.
Событие третье: Третьи сабуровские чтения прошли по традиции на нескольких площадках, поскольку Евгений Федорович Сабуров совмещал в одном лице экономиста и государственного деятеля, педагога и поэта. В этом коротком посте нет возможности даже вкратце остановиться на истории жизни этого удивительного человека (желающие легко найдут всё в Интернете), отмечу лишь, что именно Первые сабуровские чтения позволили мне познакомиться с замечательным коллективом ЦО «Измайлово», с которым Евгений Федорович сотрудничал почти 10 лет. С содержанием чтений можно ознакомиться в приложенной программе, а видеорепортаж описывает то, что происходило на площадке Федерального института развития образования. К сожалению, не все заявленные доклады состоялись, но то, что состоялось, было интересно и трогательно, формат чтений как-то незаметно изменился, стал более задушевным, как мне показалось… Интересно, как на метафору А.Г. Асмолова «Оптика инноваций» откликнулась И.В. Абанкина в своем сообщении про интерференцию и дифракцию инноваций. Я еще раз убедился в том, какой эвристической силой обладает метафора и как полезно хорошее знание основ физики (даже на школьном уровне) для генерации новых идей в любой гуманитарной области. Продолжением чтений стал семинар в Институте развития образования НИУ ВШЭ, на котором были подведены итоги конкурса на концепцию «Школы Сколково». Итоги подвел И.Д. Фрумин, а с сообщением и презентацией выступил от имени консорциума победителей конкурса А.Л. Семенов. Организации, объединившие усилия для победы в конкурсе, считают, что их концепция не только может стать основой деятельности строящейся школы для «иннограда» Сколково, но и моделью будущей российской школы. Видеоотчет содержит вступительное сообщение об итогах конкурса, доклад (с демонстрацией слайдов презентации) и его обсуждение.
В заключение я хочу обратиться к посетителям сайта с просьбой: подготовка подобных материалов отнимает массу времени и энергии, и я занимаюсь этим в надеждой на то, что это будет полезно для тех, кто не может лично посещать такие мероприятия. Чтобы понять, насколько оправдывается эта надежда, я прошу всех желающих дать мне обратную связь через сайт или по электронной почте. От результатов этого опроса будет зависеть решение – продолжать или нет эту работу.
Р.А. Лачашвили