Прошел проектный семинар в Усть-Лабинске
Заканчивается август, и наступает пора педсоветов, круглых столов, совещаний, на которых педагоги делятся своим видением, целями и задачами на новый учебный год
Одна из таких встреч произошла в Усть-Лабинске: 21-23 августа прошел проектный семинар по Программе «Школа нового поколения» (ШНП). Его вели Р.А. Лачашвили и Е.В. Орлова, а участниками были педагоги 9 школ Усть-Лабинского района. Посмотреть программу семинара Первый день был посвящен отчетам школ за прошедший учебный год, и 4 школы, которые приступили к работе впервые год назад, превратили свои отчеты в настоящий фестиваль. Сразу стало ясно, что за год в каждой из школ сложилась команда единомышленников, которые не только умеют планировать целостный образовательный процесс, но и могут показать, какой интересной и яркой может стать школьная жизнь. Особенно порадовали хуторские школы, каждая из которых сделали большой шаг к тому, чтобы стать центром культурного притяжения в местном сообществе. Все школы отметили, как много значит совместная работа с родителями и вообще – с интересными людьми родного города, станицы, хутора. Второй день начался с обсуждения проблемы внедрения ИКТ в жизнь школы. Участники обсудили опыт базовой школы и наметили, что нужно делать в первую очередь, чтобы компьютер стал привычным средством обучения. Затем участники на практике познакомились с современным подходом к оцениванию. Им было предложено заново понять и осознать содержание и соотношение таких понятий, как цель, задача, результат, эффект. Почему иногда цель определена, задача поставлена, результат достигнут, а эффект получился противоположный желаемому? Поразмыслив над этим и выполнив упражнение, участники занялись таким серьезным делом, как Игра. И не просто игра, а Большая образовательная игра, не на одну неделю и не на один месяц (одна из школ предложила проект игры длительностью 4 года!). Игра, которая объединяет разные учебные дисциплины, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и добывать информацию, превращающуюся в знания незаметно для них самих. Участники поделились опытом и создали сценарии новых игр, а на следующем занятии разработали проект подготовки и проведения игры в каждой школе. Заодно обсудили общие правила и методы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе. День пролетел быстро, и участники даже получили задание на дом – подготовить проект игры к защите. На третий день пришлось самое сложное – после защиты своих проектов участники приступили к синхронному тематическому планированию по годовой теме «Дом». Оказалось, что кажущееся простым понятие можно рассматривать и как территорию совместного проживания (возможный источник семейных конфликтов и ссор), и как мастерскую, где общие дела создают у всех членов семьи чувство принадлежности к своему Дому, и как «машину для жилья» (по выражению архитектора Ле Корбюзье). Нелегкую задачу понедельного планирования каждая школа решила по-разному, проявив творчество и оригинальность. Перейдя в компьютерный класс, педагоги приняли участие в телеконференции: А.С. Шуруп и Т.Г. Кудряшова представили презентацию по дополнительному математическому образованию. Оказалось, что предлагаются не факультативы для олимпиадников, а самое настоящее основное образование – с детского сада до основной школы детей учат способам решения задач. Эксперименты показывают, что эта методика позволяет резко повысить уровень остаточных знаний математики у учащихся, которые закончили обучение в начальной школе. А это очень важно при сдаче ЕГЭ и других испытаниях знаний. Присутствующие дружно выразили желание освоить авторскую методику и применять ее в своих школах.
Участники семинара высоко оценили его уровень и полезность для дальнейшей работы школ по Программе ШНП.