Праздник науки в Усть-Лабинске
19 декабря на базе школы № 2 г. Усть-Лабинска прошла научная конференция учащихся 8 школ Усть-Лабинского района, которые в сентябре начали изучение авторского курса Е.И. Африной «Основы естественно-научных исследований»
19 декабря на базе школы № 2 г. Усть-Лабинска прошла научная конференция учащихся 8 школ Усть-Лабинского района, которые в сентябре начали изучение авторского курса Е.И. Африной «Основы естественно-научных исследований».
Сразу можно сказать, что конференция не просто удалась, а превратилась в настоящий праздник: всё начиналось с выставки приборов, которые ребята сделали своими руками (иногда – с помощью папы или мамы). Актовый зал был украшен воздушными шариками, докладчики – празднично одеты и просто искрились, как провода под высоким напряжением, с большим трудом сдерживая волнение.
Каждая из школ (№№ 2, 3, 5, 6, 9, 19, 25 и 26) была представлена не только докладчиками, но и представительной делегацией с участием директора школы, координатора Программы ШНП, классного руководителя, преподавателя курса. Юных ученых приветствовали начальник районного управления образованием А.А. Баженова, ее заместитель Н.В. Тимонина, научный руководитель Программы ШНП Р.А. Лачашвили и координатор Программы Е.Г. Долотина.
На конференции было заслушано 19 научных докладов, в которых рассматривались вопросы исследования роста лука из луковицы, изготовления и исследования маятника, песочных и огненных часов, мензурки, угломера. Докладчикам было задано множество вопросов, причем большинство из них – коллегами по науке. Некоторые из них продемонстрировали действие своих приборов прямо с кафедры, иногда получая при этом не совсем ожиданные эффекты. Неожиданный талант открыла для себя и для всех присутствующих преподаватель курса ОЕНИ И.В. Полторабатько, которая с блеском исполнила роль руководителя секции, ведущей конференцию. Еще одним открытием стали эксперты, в роли которых выступали две благосклонных одиннадцатиклассницы и два очень серьезных девятиклассника. Их вопросы не столько ставили докладчика в затруднительное положение, сколько помогали глубже понять обсуждаемую тему.
Самое глубокое впечатление оставила выставка приборов, вокруг которых сразу же собралась плотная толпа учеников школы № 2. Ребят с трудом оторвал от выставки звонок на урок, но уже на следующий день она была развернута в холле первого этажа.
Каждый из докладчиков получил сертификат победителя конкурса – ведь на конференции докладывали свои работы только победители школьных конкурсов. Но главное – все они получили свой первый опыт публичного выступления с научным докладом, а еще раньше все они получили не только опыт, но и ощущение того, что они прикоснулись к миру исследований, где главная награда – удовольствие от самого процесса. От того, что ты открываешь нечто новое для себя, и может быть, когда-нибудь ты откроешь что-то новое не только для тебя, но и для всех.
А когда докладчики, гордые собой, удалились с чувством исполненного долга (перед собой, школой, родителями), собравшиеся взрослые участники обменялись впечатлениями от увиденного. Главной эмоцией было, конечно, удивление: как за два с половиной месяца дети смогли так продвинуться. Конечно, эти дети прошли хорошую подготовку в классах ШНП, но сколько было опасений и волнений в связи с переходом их в 5 класс. Все вспомнили, что этому пришлось посвятить специальную сессию на семинаре, но конечно, главная заслуга в происшедшем – автора курса, Елены Ильиничны Африной, которая очень переживала, как пойдут дела в Усть-Лабинске.
Теперь мы можем с легким сердцем поздравить Елену Ильиничну с очередным успехом ее курса и ее методики в новом для нее регионе, с которым она впервые познакомилась, когда проводила в июне установочный семинар. Одна из самых старательных девочек принесла с собой цветок, выращенный ею в горшке, а по окончании доклада передала конверт с семенами – для передачи Елене Ильиничне. Кстати, в прошлом месяце в Москве прошла другая конференция, где Е.И. Африну поздравляли с 20-летием ее курса, и целый день авторитетной международной конференции был посвящен опыту его внедрения в школах России.
Успешным стартом курса ОЕНИ сделан первый шаг проекта «Школа инженерной культуры» на Кубани, и можно не сомневаться, что проект будет и дальше успешно развиваться, помогая ребятам лучше разбираться с тем, как работают роботы, как физические принципы воплощаются при практическом конструировании приборов и устройств, и вообще – как устроен мир вокруг нас.