«Переселение казаков на Кубань»

В школе № 19 ст. Ладожской Усть-Лабинского района Краснодарского края 6 сентября была проведена образовательная игра «Переселение казаков на Кубань», посвященная годовщине образования Краснодарского края

В школе № 19 ст. Ладожской Усть-Лабинского района Краснодарского края 6 сентября была проведена образовательная игра «Переселение казаков на Кубань», посвященная годовщине образования Краснодарского края.

В игре принимали участие учащиеся 6-х классов, учителя-предметники школы, координаторы Программы ШНП школ № 2, 3, 5, 6, 9, 25, 26, заместитель начальника управления образования Н.В. Тимонина, сетевой координатор Программы ШНП Е.Г. Долотина. Цель для взрослых – научиться технологии организации и проведения образовательной игры, а для учащихся – научиться работать в команде, используя приобретенные ранее компетентности. В подготовке и проведении игры активное участие приняли ребята, побывавшие этим летом в лагере «Сердце Байкала-2013».

По игровой легенде Екатерина даровала земли кубанские казакам из Запорожской Сечи, по дороге казаки преодолевали препятствия, которые встречались на их пути. И вот сегодня ребятам – шестиклассникам предстояло пройти «испытания». Учащиеся с помощью отличительных знаков распределились на команды (9 куреней) и отправились в путешествие по 9 маршрутам. Станция «Шалаш» На этой станции учащимся, как и казакам, когда-то прибывшим на Кубань, необходимо было прежде всего построить жилище, испытать его на прочность, разместившись в нем всей командой. С помощью жердей, веревок, узлов они справились с этим испытанием. Пионеринг – так называется эта технология. Обучали шестиклассников этому искусству старшеклассники, которые летом провели смену в экологическом лагере на озере Байкал и овладели этим мастерством. За хорошую работу ребята получили подарок - шматок настоящего кубанского сала.

001.jpg

Станция «Перенеси груз»

В пути казаки часто попадали под дождь. Соответственно, им надо было спасать своё имущество. Целью ребят было – найти способы переноса тяжелого груза в виде сундука. Сундук был настоящий, из школьного музея, и нести его надо было очень бережно. Было над чем поразмыслить ребятам.
002.jpg
Станция «Картина»

Так как, казаки уезжали из родных мест, то на память они рисовали картины родной природы. Каждому участнику команды надо выбрать один цвет краски и раскрасить часть картины. Процесс происходит одновременно, поэтому только командная работа поможет учащимся справиться с этой задачей. Головка кубанского лука была призом за хорошую работу.

003.jpg

Станция «Семена»

Путь казаков был длительным. Мешки с крупой, зерном могли в пути прохудиться, всё зерно перемешаться. Цель - перебрать и рассортировать зерно. У шестиклашек это здорово получилось! Приз – горсть орехов!

004.jpg

Станция «Математика»

Работа с контурной картой, определение расстояния от Запорожской Сечи до Кубани во время переселения казаков, немного затруднили работу учащихся. Многие долго думали, как найти решение. Некоторые и затылок чесали, и ходили по кругу… Жаль, но не все команды справились с этим заданием, хотя большинство ребят были на правильном пути. На этой станции они получили связку баранок за трудную работу.

005.jpg

Станция «Письмо»

Написать письмо – дело несложное, а вот написать письмо самой Екатерине Великой от имени казаков, да ещё глаголицей – дело непростое. Так интересно было наблюдать за одиннадцатиклассницей Настей (играла роль Екатерины Великой), которая предложила ребятам написать своё имя и свою фамилию глаголицей. Чернила сделали сами (здесь же, на станции) из винегретной свёклы, а вместо ручки писали гусиными перьями! Работа закипела. Молодцы! Справились с заданием. А те, у кого осталось в запасе время, написали и дату своего рождения.

006.jpg

Станция «История»

Оказалось делом непростым найти первые курени на карте Кубани и поставить флажки. Помогла чудесная книга, которую предлагал прочитать педагог после того, когда ответ на вопрос был неточным. Границы современных районов на административной карте найти было тоже не совсем лёгким заданием. Но здесь помогли знания сторон горизонта, умение читать карту. Буханка свежего кубанского хлеба была наградой ребятам. Станция «Песня»

Казаки любили петь, наши ребята тоже. На песенной станции ребята предложили вспомнить песни, в которых упоминается о коне, ведь конь – самый верный друг казаку. Только вот беда – маловато таких песен знает наша ребятня. Вместе с педагогом здесь же, на станции, учащиеся разучили песню местного композитора В. Кандаурова «Конь ты мой буланый», да ещё подыграли на ложках. Ребята пообещали к следующему мероприятию выучить слова песен о коне, которые исполняют и Кубанский казачий хор, и современные исполнители. Вкусный виноград оказался кстати в качестве поощрения. Станция «Добывание огня»

Больше всего усилий приложили наши команды именно на этой станции. Ребята перечислили все способы его добывания, а еще нужно самим изготовить приспособление для добывания огня, и попробовать его добыть. Да, нелёгкая задача! И времени маловато, но ребята с таким интересом включились в работу, что у одной команды задымилась все-таки пакля. Во время игры мимо проходила родительница с первоклассником. Мамочка не удержалась и тоже попробовала добывать огонь. Но, увы, неудачно. Зато надо было видеть с каким обожанием следил малыш за действиями мамы, а потом сам включился в работу.

Все участники игры получали на каждой станции поощрение: кусок сала, луковицу, морковь, баранки, яблоки, виноград, сухарики, хлеб с солью, орешки фундук. Это тоже один из приёмов игры – суметь поровну разделить заработанное командой между её членами. Получилось! Было съедено всё, даже лук. Во время рефлексии и дети, и педагоги делились своими впечатлениями:

«Я не представлял, что это так интересно! Ещё хочется поучаствовать в таком мероприятии». Коломейчук Виталий, 6 «А»

«Мы часто в ШНП проводим мероприятия. Это такое же классное! Мне очень понравилось добывать огонь, строить шалаш, писать гусиным пером старославянской глаголицей, играть на ложках, исполняя песни о коне. Трудно было с задачей о передвижении на быках, но я её потом обязательно решу». Александрова Алина, 6 «В»

«Это так здорово, что мы подружились с ребятами из других классов. Они ведь реже, чем мы, ученики ШНП, участвуют в подобных играх. Когда мы переносили груз, то мальчики из параллельного класса сказали: «Девочки, отойдите. Это вам не под силу». Так приятно было. Я ни за что не думала, что перебирать зерно трудно. Крупные семена кукурузы, фасоли, гороха, подсолнечника быстро рассортировали. А вот рис, гречиху, ячмень – это что – то!!! Они ведь мелкие, да ещё и много. Но мы командой справились». Ячкула Дарина, 6 «В»

«Мне всё так понравилось, что не дождусь, наверно, следующей игры. Буду надоедать учителям, чтобы провели такое же интересное мероприятие». Калугин Данил, 6 «Б»

«Все участники игры (я имею ввиду детей) с таким азартом добывали огонь, что я понял прелесть такой игры – познание, содружество, целеустремленность, желание продолжить этим заниматься – вот то, что надо нам, учителям. Успех детей – наш успех». Е.Ю. Перов, учитель физики, преподаватель курса ОЕНИ

«Такая игра сплачивает не только коллектив детей, но и коллектив учителей. Ведь в игре были задействованы учителя физики, биологии, физкультуры, ИЗО, истории, музыки, математики, русского языка. А это дорого стоит». Е.С. Корниенко, учитель биологии, преподаватель курса ОЕНИ

Продолжением мероприятия был семинар в школе № 2, на который собрались координаторы Программы, педагоги школ № 2, 3, 5, 6, 9, 19, 25, 26. Здесь были учителя физической культуры, классные руководители 6-х классов, учителя ОЕНИ, предметники – всего 30 человек. Глубокий анализ И.М. Гребеника и координаторов, который сопровождался фрагментами фильма только что проигранной образовательной игры, задал направление действий педагогов при разработке макета будущей игры в каждой школе Программы. Воодушевление и творчество царили в зале при защите проектов. Все казалось простым и интересным.