Общий отчет школ Усть-Лабинска по итогам проведения конференции ОЕНИ
Конференция… Первые приборы, первые наблюдения, первые выводы. К конференции готовились всей школой, переживали дети, родители, учителя. Уезжали, выслушав кучу наставлений, пожеланий
В рамках реализация программы «Школа Нового поколения» в Усть-Лабинском районе в 2012-2013 учебном году в 5-х классах школы № 2 (3 класса), по 1 классу в школах №№ 3, 5, 6, 9, 19, 25, 26 с 1 сентября 2012 года был введен курс «Основы естественнонаучных исследований», автор Е.И. Африна (9 учителей, 229 учащихся).
За это время изучены темы: Измерение длины, площади, времени, углов, температуры, построение грайиков, приборы для измерения, колебания. Начали тему «Измерение массы тел». Чтобы составить общую картину об эффективности реализации курса было решено провести на базе школ школьный этап конференции, в 20 декабря 2012 года – муниципальный этап естественнонаучной конференции учащихся «Первые шаги в науку».
Девиз конференции: «Что, как и почему – разберусь и объясню». Дата проведения: 19.12.2012 г. актовый зал МАОУ СОШ № 2 в 09-30. Участники: учащиеся 5-х классов МАОУ СОШ №№ 2, 3, МБОУ СОШ №№ 6, 9, 19, 25, ООШ № 26, гимназии № 5 (19 уч-ся). Гости: Баженова А.А., начальник управления образованием Усть-Лабинский район, Лачашвили Р.А., научный руководитель Программы ШНП, директора школ, координаторы ШНП, классные руководители 5-х классов, учителя ОЕНИ, родители, учащиеся 5-х классов (50 чел.).
Цель конференции:
создать условия для:
- активизации учащихся к участию в исследовательской работе;
- проведения промежуточного анализа эффективности введения курса ОЕНИ с педагогами.
Задачи:
Для учащихся:
- Способствовать формированию исследовательских умений и навыков у учащихся.
- Способствовать формированию волевых качеств: самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, решительности.
- Способствовать формированию умений самопрезентовать собственное исследование, прибор.
Для педагогов:
- Провести промежуточный анализ эффективности своей деятельности при введении курса ОЕНИ в 5-х классах.
Критерии оценки исследовательских работ учащихся:
- Актуальность темы выбранного исследования.
- Оригинальность представления своего проекта.
- Хорошее владение материалом проведенного исследования.
- Убедительная речь выступающего, умение четко ставить цель исследования и делать вывод.
- Оригинальность объяснения полученных результатов.
- Правильное использование терминов, качество оформления работы.
Конференция началась с выставки приборов, изготовленных учащимися 5-х классов школ №№ 2, 3, 5, 6, 9, 19, 25, 26. Каждая школа разместила свои приборы на отдельном столе, каждый прибор содержал этикетку: название, автор, школа, класс. Выставка вызвала неподдельный интерес у взрослых и детей. Можно было увидеть прибор в действии и попробовать самому поработать с ним. Были представлены маятники, песочные часы, угломеры, термоскопы, мензурки. Под гимн Школы нового поколения и слайд-шоу участники конференции проходили в актовый зал и занимали места. Чувствовалось небольшое напряжение юных участников. Конференцию вела заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель естествознания МАОУ СОШ № 2 И.В. Полтарабатько.
На мероприятии присутствовали почетные гости: кандидат физико-технических наук, научный руководитель программы ШНП, директор института системной педагогики г. Москвы Лачашвили Ренальд Александрович, начальник управления образования МО Усть-Лабинского района Баженова Алла Алексеевна, муниципальный координатор ШНП Долотина Елена Георгиевна. В качестве экспертов были приглашены учащиеся старших классов МОУ СОШ № 2 Петренко Лилия, Брусова Ольга и гимназии № 5 Осипов Эдуард, Степанов Никита. Конференция началась с приветственного слова начальника управления образования А.А. Баженовой, которая подчеркнула важность внедрения данного опыта в современную школу и пожелала всем участникам удачи.
Защита научных проектов проходила в доброжелательной обстановке. Всего вниманию зрителей было представлено 17 работ. Работы учащихся были сгруппированы по темам, однако каждый докладчик в свое выступление вносил что-то новое, показывал свой взгляд на решение проблемы. Это свидетельствовало о заинтересованности, увлеченности и высоком уровне подготовки исследовательского проекта. Каждому выступающему пришлось отвечать на множество самых разнообразных вопросов, которые появлялись после доклада у экспертов, учащихся и учителей. Ответы участников указывали на хорошую подготовленность и знание сути исследуемого предмета. Каждое выступление сопровождалось бурными овациями. Эрудированность и находчивость выступающих покорили зрителей. По окончании конференции каждый получил возможность поделиться своим впечатлением о мероприятии и дать ему оценку. Довольны остались все - как дети, так и взрослые. Очень значимым для участников стало заключение экспертов, так как учащиеся оценивали учащихся. Эксперты отметили, что многие работы поразили их законченной структурой, выдержанностью этапов. Они признались, что почерпнули из докладов много нового и интересного.
Особую оценку всем участникам конференции дал научный руководитель ШНП Р.А. Лачашвили. Он подчеркнул, что исследовательская работа, это умение ставить вопросы и находить на них ответы. Это труд, в котором важно замечать, каждую мелочь, так как не знаешь, что повлияет на конечный результат. Ренальд Александрович пожелал ребятам не останавливаться на достигнутом результате и продолжать свои исследования.
Кульминацией конференции стало вручение сертификата победителя всем участникам. Приятно было наблюдать за блестящими от восторга глазами детей, которые получили не только заслуженную награду, но и опыт публичного выступления, положительных эмоций и приобрели новых друзей.
В результате выступлений, учащиеся приобрели навыки публичного выступления в рамках района, проверили и закрепили приобретенные исследовательские умения: формулировать проблему, выдвигать гипотезу, планировать и анализировать результаты исследования, проверили и закрепили умения использовать основные методы измерений и представлять полученные результаты в виде графиков, таблиц, презентаций. А педагоги через выступления своих воспитанников оценили эффективность своей деятельности, выбранных форм и методов обучения учащихся при введении курса ОЕНИ.
Отзывы о проведенной конференции самые положительные. Вот что говорят педагоги и учащиеся:
МБОУ СОШ № 19: «К конференции ученики готовились заранее. В школе прошли два отборочных тура. Победителями стали две ученицы – Балашова Александра и Елесина Виктория. Часть своих приборов для выставки предоставил Иванкин Илья и другие ребята. Перед началом конференции, которая проходила 19 декабря в г. Усть–Лабинске, было волнительно и в то же время любопытно посмотреть на выступления не только своих детей, но и на выступления детей из других школ. Интересно было посмотреть со стороны на результаты работы учителей за 4 месяца. Волнение ощущалось, но все участники держали себя достойно, уверенно отвечали на вопросы экспертов. Думаю, эта конференция благотворно повлияет на дальнейшее развитие учащихся, на их опыт общения друг с другом. После конференции дети уехали довольные, с большим количеством положительных эмоций. Поделившись своими впечатлениями с одноклассниками, многим захотелось тоже принять участие в следующей конференции. Такие конференции нужны не только детям, но и нам, педагогам, потому что мы тоже получили заряд бодрости, уверенности в результате своего труда. Конечно, есть над чем поработать – это преодоление скованности у учащихся. Спасибо авторам курса по ОЕНИ, так как любознательность, умение реализовать свои способности в данном курсе – это победа детей, а их успех – это и наш успех. Девочки получили сертификаты участников. После конференции море впечатлений. Вот о чём они говорят:
ВИКА. «Мне очень понравилось на конференции, но я не представляла, что смогу так растеряться. Свои исследовательские работы я люблю, потому что я сама делала открытия, как настоящий учёный. Очень понравилось общаться с ребятами из разных школ. Здорово, что мы изучаем ОЕНИ!»
АЛЕКСАНДРА. «Не знаю почему, но я волновалась. Это мой недостаток, наверное. Прекрасная выставка. Интересная конференция. Мне понравилось, как выступали мои сверстники – ребята из других школ. Особенно запомнились ребята–эксперты. Они честно оценивали нас, умело комментировали выступления, задавали интересные вопросы. Думаю, в следующий раз у меня получится лучше. Спасибо тем, кто организовал такую конференцию!»
МБОУ СОШ № 9: «Конференция… Первые приборы, первые наблюдения, первые выводы. К конференции готовились всей школой, переживали дети, родители, учителя. Уезжали, выслушав кучу наставлений, пожеланий. Атмосфера на конференции торжественно-рабочая. Было видно, что девчонки немного волнуются, глазенки испуганные. Посмотрели программу, мы выступаем вторыми. Ольга Александровна улыбнулась: «Это даже хорошо. Не будут сильно волноваться. Спокойно посмотрят выступление других детей, сравнят, проанализируют». Оксана и Юля выступили хорошо, рассказали уверенно все своими словами. Единственное, не использовали свою же презентацию (не обращались к ней) и вывод нужно было произнести более четко. Всю конференцию дети просидели внимательно слушая других. После сказали дружно: «Нам понравилось. Когда будет следующая, мы приедем обязательно. Выступать не страшно. Главное чтобы тема была интересной. Будем стараться, учить, искать». Поделились своими впечатлениями с одноклассниками. И сразу же посыпались вопросы: «А мы когда поедем?», «Когда проведем следующую в школе конференцию?». Интерес конференция вызвала необычайный. Поразила непосредственность, раскованность некоторых детей. Об одном и том же каждый участник конференции говорил по-особому, по-разному. Нам взрослым было чему поучиться. Надеемся, что такие встречи будут регулярными».
Координатор программы ШНП в Усть-Лабинском районе Елена Георгиевна Долотина