Круглый стол в рамках общественного обсуждения проекта Доклада Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы
21 марта Комиссия по развитию образования Общественной Палаты РФ провела заключительный Круглый стол в рамках общественного обсуждения проекта Доклада Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году с предложениями и замечаниями, подготовленными представителями общественных организаций и экспертного сообщества
21 марта Комиссия по развитию образования Общественной Палаты РФ провела заключительный Круглый стол в рамках общественного обсуждения проекта Доклада Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году с предложениями и замечаниями, подготовленными представителями общественных организаций и экспертного сообщества.
Ведущие Круглого стола – заместители председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования: президент образовательного холдинга «Наследник» Л.Н. Духанина и директор Центра образования «Царицыно» Е.Л. Рачевский. От Правительства в обсуждении приняла участие И.И. Тараданова, начальник отдела развития общего образования Министерства образования и науки РФ.
Текст проекта доклада был размещен на сайте Общественной Палаты РФ, и все желающие могли дать свои предложения по изменению текста доклада.
Здесь необходимо отметить, что нами были направлены от имени НМЦ ШНП следующие предложения:
- Нет нормативной основы, определяющей возможности оплаты труда новых для школы специалистов, деятельность которых не может быть оценена в учебных часах (специалисты в области ИКТ, педагогических измерений, организации внеурочной и внешкольной деятельности и т.п.) – стр. 13-14.
- Поддерживаем тезис о необходимости «Регулярных исследований по всем аспектам деятельности ОУ» – в том числе, проводимых на базе школы и с участием самой школы! – стр. 13.
- В докладе отмечается, что «отсутствуют новые институциональные формы и механизмы, позволяющие не только привлечь молодых специалистов для работы в школы, но и создать условия для их успешной профессиональной адаптации» - тем не менее, нам известна школа, организовавшая для молодых специалистов обучение в интернатуре по годовой программе объемом около 200 часов) – стр. 44.
Обсуждение началось с доклада А.И. Адамского, ректора Института проблем образовательной политики «Эврика» (с материалами доклада можно ознакомиться здесь).
Из доклада присутствующие узнали, в частности, что
- Программные положения ФГОС начального образования в экспериментальных школах были обеспечены, например, в Новгородской области – почти на 90%, а в Москве – менее, чем на 20%
- Средняя по стране зарплата учителя – 13 717 руб.
- Стимулирующая часть зарплаты (в среднем, по России) составляет не более 15% ФОТ
- Доля учителей в возрасте до 30 лет составляет 12,8%
- Число учащихся на 1 учителя (в среднем, по регионам) составляет от 10 до 12 человек
- Современные условия обучения для более, чем половины учащихся, обеспечены всего в 10 регионах
- В подавляющем большинстве школ России подключение к Интернету происходит на скорости 128 Кбит/сек, что явно не достаточно для организации сетевого взаимодействия и дистанционного обучения (желательна скорость не менее 2000 Кбит/сек)
- Доля школ, которые обеспечивают условия для занятий физкультурой – в среднем 8.5%
- Доля школ, перешедших на НСОТ – 63%, и много других интересных фактов…
Докладчик отметил «вопиющую неэффективность затрат на повышение квалификации», которая пока никак не связана ни с НСОТ, ни с аттестацией педагогов.
Выступавшие отметили, что сам факт подготовки такого доклада – уже знаменательное событие в российском образовании. Это событие приобретет особую значимость, если станет ежегодной традицией – можно будет наглядно увидеть, как идет работа в каждом регионе.
Вместе с тем, было отмечено, что в докладе ничего не говорится о дошкольном образовании, которое во всем мире признается решающим фактором, обеспечивающим качество образования в основной школе.
Прозвучало и было поддержано предложение составить «список идиотизмов», которые существуют в нормативной документации с незапамятных времен (20-30е годы прошлого века!). И ежегодно отслеживать, насколько этот список сократился.
Выступавшие отметили решающую роль игры и проектной деятельности для формирования ключевых компетенций, заметили, что включаясь в такую деятельность, «олимпиадники» действуют, в основном, индивидуально, а троечники энергично взаимодействуют, находя необходимую помощь, и вообще они намного лучше социализируются.
Выступавшие сожалели об отсутствии нормативной документации, особенно – для регулирования сетевого взаимодействия, где пока полностью отсутствуют какие-либо инструменты защиты и упорядочения авторских прав.
Было высказано предложение обратить внимание на триаду: здоровье, нормированные учебные нагрузки, продуманная диета школьника.
Резолюция Круглого стола будет вывешена на сайте ОП РФ в начале следующей недели.
Р.А. Лачашвили