Конкурс «БИОТОП» - Время гипотез и открытий

Финал Международного конкурса научно-экспериментальных исследований и прикладных разработок в области биоэкологии «БИОТОП» состоялся 16 мая 2015 года

Конкурс «БИОТОП» - Время гипотез и открытий

Финал Международного конкурса научно-экспериментальных исследований и прикладных разработок в области биоэкологии «БИОТОП» состоялся 16 мая 2015 года. Конкурс, организатором которого является базовая школа Программы ШНП московская школа № 2086, проводился в шестой раз. Генеральный партнер конкурса – Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело».

На заочный тур конкурса поступило более 130 работ. Среди них были проекты, изобретения, рационализаторские предложения, труды научно-исследовательского, экспериментального и прикладного характера. До финала дошли 80 участников из Москвы, Казани, Симферополя, Севастополя, Иркутска, Ангарска, Пензы и других городов.

Финалисты собрались в Музее землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова, расположенного под самым шпилем знаменитой высотки. Интересное место, наполненное энергетикой старейшего учебного заведения страны, необычная архитектура и невероятный вид из окон – все это создавало потрясающее настроение и дарило силы и желание потрудиться на благо науки.

Открывая конкурс, его председатель, руководитель Программы ШНП, директор школы № 2086 Елена Владиславовна Орлова, сказала:

- Конкурс «БИОТОП» проводится в шестой раз. Многие из его первых участников уже учатся в высших учебных заведениях или даже закончили их. За шесть лет сформировалось целое сообщество детей и взрослых – участников «БИОТОПа». Нам приятно отметить, что сегодня среди экспертов есть бывшие выпускники школы, тоже участники конкурса «БИОТОП». Мы благодарны всем, кто является соорганизаторами конкурса: коллегам из Института биологии и химии Московского педагогического государственного университета, факультета почвоведения и факультета географии МГУ им. М.В. Ломоносова, Института устойчивого развития Общественной палаты РФ.

Среди членов жюри была Мария Грачева - руководитель направления устойчивого развития компании En+, являющейся партнером конкурса. Она отметила:

- Главная ценность образовательных проектов, которые сейчас реализуются, это их прикладной характер. Дело в том, что между образованием и производством есть серьезный разрыв. Необходимо дать ребятам понимание того, что происходит в промышленности, на предприятиях. И программа «Школа нового поколения», с которой мы работаем, и конкурс «БИОТОП» решают именно эту задачу. Поэтому я желаю участникам конкурса удачи! Пусть ваши работы будут использоваться не только в теории, но и применяться на практике!

Было зачитано приветствие от руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среда Антона Олеговича Кульбачевского, который отметил, что проведение конкурса «сопутствует поиску новых путей в сфере экологии, проведению научных исследований, разработке новых методик и применению инноваций». Антон Кульбачевский выразил уверенность, что «конкурс станет для его участников ярким и запоминающимся событием».

На открытие приехали и представители от соорганизаторов конкурса:

  • Колесова Екатерина Вячеславовна - к.п.н., доцент кафедры экологического образования и устойчивого развития МИОО, эксперт Института устойчивого развития Общественной палаты РФ;
  • Бокова Анна Ивановна - к.б.н., доцент кафедры зоологии и экологии животных, Институт биологии и химии МПГУ;
  • Снакин Валерий Викторович - д.б.н., профессор, заведующий сектором музейно-методической работы Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Грачева Мария Сергеевна - руководитель направления «Устойчивое развитие» компании En+.

Конкурс проходил в два этапа. Сначала состоялась открытая защита работ в трех секциях: «Охрана природы», «Биоэкология», «Устойчивое развитие и экология человека». Затем участники конкурса и эксперты переместились в зал, где началась стендовая сессия. Эксперты отмечали высокий уровень представленных работ. Мы спросили о впечатлениях сопредседателя конкурса, доцента кафедры экологического образования и устойчивого развития МИОО, эксперта Института устойчивого развития Общественной палаты РФ, кандидата педагогических наук Екатерину Вячеславовну Колесову, которая уже 4 года работает на «БИОТОПе».

- Было очень интересно. Работы, в основном, представлены практико-ориентированные. Экологические проекты зачастую грешат неопределенностью, абстрактностью. А цели и назначение этих работ понятны. Ребята решают реальные задачи и дают конкретные рекомендации. Чем еще интересен «БИОТОП» - в нем участвуют совсем маленькие ребята из начальной школы. Очень ценно, что в таком юном возрасте они уже самореализуются. Если человек так рано получает признание, то дальше его мотивация только усиливается.

Работы были представлены в таких сферах, как экология человека, здравоохранение и медицинские технологии, экология животных, растений и грибов, охрана природы и рациональное природопользование, зоология, ботаника, биотехнология, биометрия, прикладные экологические технологии, геномика, генетика, цитология, молекулярная биология, микроскопия, экологическая культура и многих других. Ребята были очень рады участвовать в конкурсе, и каждый надеялся, что его работа не останется незамеченной.

Когда пришло время подведения итогов, профессор кафедры неорганической химии РХТУ, кандидат химических наук Валерий Михайлович Лазарев, один из экспертов на конкурсе, отметил:

- Каждый год «БИОТОП» дает что-то новое. Новые интересные разработки, идеи. Уровень работ традиционно высок - вся Россия непременно представляет лучшие исследования! Но не менее важно, чтобы все было хорошо организовано. От этого многое зависит, в том числе, желание оказаться здесь в будущем. И могу сказать, что организаторы справились со своей задачей отлично!

Все эксперты отметили, что на каждом конкурсе работы все интереснее и серьезнее - прогресс налицо! Также все сошлись на том, что здорово, если дальнейшая учеба и работа участников конкурса будет связана с наукой, но даже если этого не случится - не страшно. Главное - запомнить и пронести через всю жизнь это ощущение радости первооткрывателя.

Все участники конкурса получили дипломы, грамоты, сборники тезисов и значки. Научным руководителям участников и директорам их учебных заведений были вручены благодарности.

И наконец наступил самый торжественный момент - вручение дипломов лауреатам конкурса. 24 участника получили эту почетную награду, а также книгу об амурском тигре - подарок от партнера «БИОТОПа» компании En+.

Желаем победителям и всем участникам дальнейших успехов на пути науки и новых побед!

 

Дополнительная информация

VI Международный конкурс «БИОТОП» проводился Творческо-аналитическим центром ГБОУ СОШ №2086 – Школы нового поколения при научно-методическом руководстве Института биологии и химии Московского Педагогического Государственного Университета (МПГУ), факультета естественных наук Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (РХТУ), кафедры географии почвенного факультета и кафедры биогеографии географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, музея Землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова, Института устойчивого развития Общественной палаты РФ, Московского института международных отношений. Партнерами конкурса являются компания Intel, Институт устойчивого развития Общественной палаты РФ, компания En+.

Информационную поддержку конкурсу оказывают журнал Департамента природопользования и охраны окружающей среды «ЭкоГрад» и журнал «Вестник образования России».

Лауреаты конкурса «Биотоп» по итогам открытой защиты:

Секция «Устойчивое развитие»:

  1. Маклеев Олег, МБОУ СОШ № 175, г. Казань – «Экспресс-оценка эрозионно-опасных участков почв на территории Республики Татарстан».
  2. Осипов Дмитрий, ГБОУ «Школа № 1995» - «Естественные фильтры водоемов».
  3. Балашова Мария, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Мичуринска - «Экологическая оценка родниковых вод города Мичуринска Тамбовской области».

Секция «Биоэкология»:

  1. Поддъяков Иван, ГБОУ СОШ № 2086, г. Москва – «Использование антисмысловой РНК для подавления функции гена mutS в Еscherichia coli MG1655».
  2. Шишканова Мария, МБОУ СОШ № 71 г.Пензы – «Экология лютика стоповидного Ranunculus pedatus Waldst. et Kit. (Ranunculaceae) на северной границе ареала».
  3. Корнюшкина Марина, Грюканова Яна, Ростовцева Елизавета, Молодык Елена, Поддъяков Иван, ГБОУ СОШ № 2086, г. Москва – «Применение комплексных методов биоиндикации в полевых условиях как практика интегрального подхода к оценке состояния экосистем».

Секция «Охрана природы»:

  1. Гайнуллина Дина, МБОУ «Гимназия № 90», г. Казань - «Проект системы сбора бумажных отходов у населения г.Казани на примере микрорайона Танкодром».
  2. Хохлов Алексей, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 161», г. Казань – «Проблемы отходов».
  3. Шакурова Алиса, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 58», г. Казань - «Гидрохимический мониторинг реки Нокса».

Лауреаты по итогам стендовой защиты:

  1. Буралкин Илья, Гареева Юлия, ГБОУ «Школа № 1995», г. Москва – «Климат Тёплого Стана в годичных кольцах березы».
  2. Михайлова Арина, Шамаль Ксения, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40, г. Ангарск - Проект образовательной игры «Сибирские жилища русских и бурят».
  3. Мищенко Софья, Пашков Илья, ГБОУ ДО ЦРТДиЮ «Планета», г. Москва - «Чудеса для детей из ненужных вещей».
  4. Гаджиева Камилла, Гарбук Полина, ГБОУ «Школа № 2095, «Покровский квартал» СП № 330 «Елизаветинская гимназия», г. Москва – «Живая вода».
  5. Суханова Анастасия, ГБОУ СОШ № 240 с углублённым изучением экономики, г. Москва – «Эколого-экономическое обоснование целесообразности расширения тепличного производства овощей в Московской области».
  6. Пастушкова Анастасия, МБОУ СОШ № 99, г. Воронеж – «Дорога в один конец: дорожно-транспортные происшествия и смертность из-за несвоевременно оказанной квалифицированной медицинской помощи».
  7. Латыпова Вельда, Фахриева Аделия, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 167 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Казань – «Экологический мониторинг потенциально опасных физических факторов среды школьных помещений».