Каникулы не для безделья!
Пятиклассники школ Усть-Лабинского района приняли участие в проекте «Наблюдай и исследуй»
Пятиклассники школ Усть-Лабинского района приняли участие в проекте «Наблюдай и исследуй». О том, чем занимались ребята, какие результаты получили, рассказывают преподаватели курса «Основы естественнонаучных исследований» Н.Б. Плоская, О.А. Самойлова и Е.В. Заворотная. Н.Б. Плоская, школа № 3 г. Усть-Лабинска
«Ура, каникулы не для безделья! Так можно охарактеризовать настроение группы учащихся бывших пятиклашек, а теперь уже учеников 6 «Б» класса школы № 3. И всё это потому, что им представилась замечательная возможность - участвовать в проекте ШНП ЛЕТО-2013 пятый поток «Наблюдай и исследуй». Сначала ребята не совсем понимали, что от них требуется: лето ведь время каникул и отдыха! Но когда, познакомившись с заданиями, они стали получать первые плоды своих наблюдений – оживились. Бибалов В. и Беспалов В. работали в лаборатории (как настоящие учёные НИИ!), потому что выполнение задания, которое они выбрали, требует длительных наблюдений и оформления результатов эксперимента по транспирации. Удивлениям нет предела: большой листок комнатного растения филодендрона испаряет влагу, которая превращается в капельки воды, это видно невооружённым глазом. А вот для того, чтобы увидеть у растения органы дыхания - устьица – это промежутки между клетками, необходимо приготовить препарат из кожицы листка и заглянуть в микроскоп! (Во время наших наблюдений было жарко +320С и устьица были закрыты.) Буздуган Д. и Панфилова М. решили исследовать территорию школьного двора, не обошлись без помощи Бибалова Славика, который помог им определить своим способом площадь и периметр участка. Девочки узнали, что на территории школьного участка кроме деревьев, кустарников, декоративных растений произрастают сорняки и лекарственные растения-одуванчики, пастушья сумка, подорожник и др. Выяснить названия растений ребятам помогла Н.В. Павленко, учитель биологии. Группы девочек изучали капиллярные явления в жидкостях, водопроницаемость почвы. Часть заданий выполнена и находится в процессе оформления, так как у ребят запланированы путешествия с родителями, отдых в оздоровительных лагерях, у родственников. У нас ещё есть время, завершить начатые работы и сделать новые открытия в изучении природы. В этом нам поможет курс естествознания. Возможно, в августе к нам присоединятся и другие ребята. Ведь работа в проекте обогащает ребят знаниями, они учатся делать фотоснимки своих наблюдений (это не так уж и просто!), искать дополнительный материал в разных источниках, оформлять свои наблюдения в виде презентаций, уважать мнение товарищей, уметь согласиться с тем, что не прав. Живое, доброе общение одноклассников в школе вне уроков даёт возможность самореализоваться всем кто хочет быть первым, даже тем, у кого в учёбе это не всегда получается». О.А. Самойлова, школа № 9 х. Железный
«В первой декаде июня мы стали участниками проекта «Наблюдай и исследуй». Ребята 5 класса ШНП в июне проходили практику на территории пришкольного участка. Поэтому пригласить весь класс не составило труда. Коротко я рассказала ребятам о том, чем мы будем заниматься, предложила желающим поднять руки. Изъявили желание четыре девочки. Меня это немного привело в замешательство. Я думала, что мальчиков будет как минимум двое, но нет. Оставшиеся девчонки выбрали работы по тематики биологии. Меня это немного напрягло. Я надеялась на физику. По диплому являясь учителем математики и физики, мне не составило бы труда организовать работу. Но желание детей – закон. Справимся, решила я! Составили приветствие, и я оправила его организаторам. Прочитав все задания, девчонки остановились на тех, которые выполнить могут без труда. Пока с облегчением вздохнула я. Все-таки физика, хотя и в биологии:
1.0 Описание пришкольного участка;
1.3 Угломерные инструменты – астролябия;
2.1 Испарение и конденсация;
2.2 Капиллярные явления;
2.4 Роль воды в жизни организмов (транспирация);
2.5 Состав и разнообразие почв. Договорились о встрече и начали работу. Эксперименты удавались без труда и в течение одного занятия. А вот оформление отчета вызывает много трудностей. На 30 июня девочки выполнили три работы. Оформили одну. Энтузиазм иссяк. Потому что работать приходилось ежедневно по три часа. Вижу, что девочки устали. Решили сделать перерыв. После перерыва, в июле девчонки с интересом снова взялись за работу. С удивлением для себя они заметили, что соскучились по проводимым опытам. Как заметила Татьяна Сажнева интересно каждый день сталкиваться с чудом. Выполнение работы «Капиллярные явления» вызвала бурю эмоций. Наблюдения за перемещением жидкости по трубочкам, ниткам сопровождались неподдельным удивлением и интересом. Разочарование вызвал тот факт, что не по всем ниткам поднимаются жидкости. Оказалось, что «синтетическая шерсть» совсем не обладает такими свойствами как натуральные нитки, по которым влага достаточно быстро и высоко поднималась. Это маленькое открытие. Но самым эмоциональным восторгом сопровождался эксперимент подъема подкрашенной жидкости по параллельным стеклянным пластинкам. «Смотрите, Ольга Александровна! Смотрите, куда оно ползет!». Когда стали отвечать на 3 вопрос к заданию: «Можно ли с помощью полоски ткани «переместить жидкость из одного сосуда в другой» Татьяна, не задумываясь, сказала: «Конечно, нет». Хорошо. Посмотрим. «Хотя, жидкости поднимаются по ниткам…» - сразу же засомневалась. Хочу сказать, что работа с исследовательскими проектами «Наблюдай и исследуй» невольно заставляет задумываться о происходящем, связывать события воедино, делать выводы. Даже оформление работы столько затруднений не вызвало как в прошлый раз. С интересом девочки выполняли и работу на определение капиллярных явлений в почве. Во время подготовки почвы для эксперимента у них было много версий по поводу результатов. То, что песок должен впитывать быстрее, было общим мнением. А вот по поводу подъема жидкости по камешкам были большие сомнения. В июне во время формирования группы участников меня немного удивило желание поэкспериментировать у Шевкун Ирины. Девочка в учебе слабенькая, немного замкнутая. Но, поразмышляв, я решила, что в любом случае ребенок получит хороший опыт. И действительно, наблюдая за ней, я вижу, проявление интереса к тому, чем занимаемся. Более грамотно начинает писать, фразы формулирует уместнее. Проблем во время работы не возникало. Оборудование элементарное. Выполнение работы много времени не занимает. Настроение на работу в августе у девчонок боевое».
«Закончился учебный год, но наши юные исследователи не хотят останавливаться на достигнутом и активно включаются в работу нового проекта «Наблюдай и исследуй». Команда наших ребят состояла из 3 человек: Алехина А., Шевчук О., Пархоменко М., но по мере выполнения заданий мы смогли «заразить» своими идеями еще нескольких ребят из 5 класса: Объедкову А., Кравцова А. Ребята внимательно ознакомились с заданиями проекта. Их заинтересовала тема «Вода в природе», но новые участники проекта внесли свои коррективы. Их внимание привлекла работа «Движение Луны». Поэтому было решено разделить задания между ребятами. Особенно интересно смотреть как наши, уже опытные исследователи умело руководят ходом выполнения работы. Объедкова Алина подключила всю семью к выполнению работы «Движение Луны». Теперь не только она, но и ее младший брат вам расскажет о созвездиях Малой и Большой медведицы, да и не только расскажет, но и с легкостью найдет. Алину и раньше интересовало звездное небо и то, почему Луна изменяет свою форму в течение месяца. Выполнив эту работу, Алина с упоением нам рассказала обо всех фазах Луны, созвездиях которые она наблюдала на кубанском небосводе. Одно только разочаровывало, сфотографировать звездное небо не удалось, т.к. все фотографии получались не четкими, но она сделала несколько зарисовок. Вопросом смачивания занимаются Кравцов А. и Шевчук О. Ребята провели ряд опытов с маслами, к завершению идут опыты с эфирными жидкостями. Ребята не остановились на использовании только масла, как им было предложено. Они решили убедиться в том, что все жиры, находящиеся у них на кухне являются не смачиваемыми. Надеемся, что в скором времени ребята закончат серию опытов и подтвердят свои предположения результатом».