Итоги и перспективы Программы ШНП в Усть-Лабинском районе
7 апреля 2012 г. в школе № 26 г. Москвы состоялось совещание-семинар, в котором приняли участие Генеральный директор Фонда «Вольное Дело» Т.Д. Румянцева, руководитель Программы «Школа Нового Поколения» (ШНП) Е.В. Орлова, научный руководитель НМЦ ШНП Р.А. Лачашвили, начальник управления образованием муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарского края А.А. Баженова, руководитель Учебно-методического центра управления образованием муниципального образования Усть-Лабинский район Н.В. Тимонина, директор школы № 2 г. Усть-Лабинска Н.С. Маркина, координатор проектов Фонда в Краснодарском крае О.М. Млоток
7 апреля 2012 г. в школе № 26 г. Москвы состоялось совещание-семинар, в котором приняли участие Генеральный директор Фонда «Вольное Дело» Т.Д. Румянцева, руководитель Программы «Школа Нового Поколения» (ШНП) Е.В. Орлова, научный руководитель НМЦ ШНП Р.А. Лачашвили, начальник управления образованием муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарского края А.А. Баженова, руководитель Учебно-методического центра управления образованием муниципального образования Усть-Лабинский район Н.В. Тимонина, директор школы № 2 г. Усть-Лабинска Н.С. Маркина, координатор проектов Фонда в Краснодарском крае О.М. Млоток.
Краткие итоги выполнения Программы ШНП в Усть-Лабинском районе
Участники обсудили итоги выполнения и перспективы дальнейшего развития Программы ШНП в Усть-Лабинском районе. В мае 2012 года состоится выпуск четвертых классов ШНП в 10 школах района, и уже сейчас можно сказать, что дети экспериментальных классов заметно опережают своих сверстников по всем показателям образовательных результатов, определенных ФГОС для начальной школы. Дала свои плоды осознанная работа по обеспечению целостности образовательного процесса, интеграции и синхронизации всех курсов основного и дополнительного образования. Работая в режиме полного дня и полного года, школы не только изменили свою культуру и сумели создать по-настоящему творческие группы педагогов, но и открылись окружающему социуму, стали жить одной жизнью с родителями и местным сообществом. Особенно заметны эффекты этих изменений в малоформатных сельских школах, которые стали центрами культурной жизни населенных пунктов, привлекли в школу местных жителей, способных передать детям свои таланты и заразить их тягой к творчеству. Дети экспериментальных классов отличаются лидерскими наклонностями, регулярно занимают призовые места и выигрывают конкурсы и соревнования различного уровня – от внутришкольных и районных до краевых и всероссийских.
По пути изменений
Современные средства документирования, включая фотографии и видеофильмы, дают возможность проследить изменения в школах-участницах Программы ШНП. Эти изменения очевидны. Во многом изменились учителя, которые работали в этих классах, и педагоги дополнительного образования, изменился социальный статус педагога и культура школы в целом – она уверенно стала на путь развития самообучающейся организации. В районе сложилось уникальное сообщество школ-участниц Программы: педагоги регулярно встречаются, обмениваются опытом, организуют взаимные визиты детей и родителей на праздники и другие значащие события в школах Программы ШНП. Школы района уверенно выходят на лидерские позиции по реальному освоению новых образовательных стандартов, использованию информационно-компьютерных технологий, организации воспитательной работы, повышению квалификации педагогов. Их опыт становится все более востребованным на краевом уровне, и участники совещания пришли к выводу о необходимости организации передачи ценнейшего опыта системной инновационной работы школам Краснодарского края при координирующем участии краевого Департамента образования.
Праздник школы – праздник района
Делиться своим опытом и достижениями – моральный долг участников Программы ШНП, и хорошим шагом в этом направлении станет фестиваль достижений инновационных школ района, проведение которого намечено на первую декаду июня. Участники совещания согласились с тем, что необходима тщательная проработка сценария фестиваля, чтобы привлечь к участию в нем не только все образовательные учреждения района, но и обеспечить широкое участие жителей города и района, показав им, каких успехов можно достичь в такой проблемной области, как народное образование. Причем добиться этого можно и в отдельно взятом районе, если работать осознанно и планомерно, не теряя из виду поставленные цели.
Обсуждая перспективы развития работ по Программе ШНП в районе, участники пришли к единому мнению - работа в начальной школе должна перейти из категории эксперимента в категорию инновации: накоплен большой опыт как педагогической, так и организационной работы.
Непростой переход в 5-ый класс: сохранить и развить культуру классов ШНП
В то же время нельзя прекращать экспериментальную работу с выпускниками начальной школы ШНП – их ждет непростой период адаптации к укладу жизни основной школы, новые учителя, новые предметы. Учителям тоже придется непросто с этими детьми, которые явно отличаются от сверстников – в первую очередь, в темпе усвоения учебного материала и активной позиции в отношении к окружающему миру. Ценнейшее приобретение – уникальная культура каждого из классов ШНП, которую нужно сохранять от возможного размывания, развивать и совершенствовать совместную деятельность коллектива учащихся и педагогов, которая лежит в основе этой культуры.
Гонка за лидером: побежденных не будет, выиграют все
Здесь хорошим подспорьем будет опыт базовой школы Программы – московской школы № 26, которая опережает остальные школы Программы на 4 года, и за это время сумела решить ряд проблем роста, которые поставила перед нею жизнь. За эти годы школа сформировала культуру самообучающейся организации и сейчас переживает процесс становления как обучающая, исследовательская организация, открывая все новые приемы и возможности использования передовых образовательных и управленческих технологий.
Участники совещания ознакомились с методологией работы ШНП на следующей ступени – основной школы (5-9 классы). Здесь главное отличие ШНП – целостность образовательного процесса – проводится в жизнь через организацию проектно-исследовательской и игровой деятельности, системное использование ИКТ. Участникам совещания был в сжатом виде предложен опыт проведения базовой школой игровых проектов различной длительности и масштаба – от внутришкольных проектов до международного проекта «Гений места» и межрегиональной сетевой игры «Квест-Ландшафт», заключительное событие которой пройдет 19 мая с.г. К участию в игре были приглашены школы района и в первую очередь – школа № 2 г. Усть-Лабинска. При этом системные изменения в школе поддерживаются активным внедрением электронных технологий обучения, работой с корпоративными системами дистанционного обучения, развитием авторских моделей оценивания деятельности учащихся и педагогов. По итогам обсуждения участники приняли решение провести в конце июня в г. Усть-Лабинске установочный семинар для школ района с целью передать им опробованные базовой школой педагогические и управленческие технологии, поддерживающие организацию целостного образовательного процесса в основной школе. Участники решили, что школе № 2 г. Усть-Лабинска предстоит стать базовой школой Программы ШНП в районе, первой осваивать и внедрять передовые педагогические и управленческие технологии, а затем – обучать и передавать свой опыт их внедрения в другие школы района.