Игровая образовательная сессия в Аксеново-Зиловском
24 апреля в школе № 70 п. Аксеново-Зиловское стартовала первая игровая образовательная сессия по рассказу Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами»
24 апреля в школе № 70 п. Аксеново-Зиловское стартовала первая игровая образовательная сессия по рассказу Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами». Сорок восемь учащихся пятых классов и восемь учителей (руководители игры Калинченко Т.А., Зуева М.В., игротехники: Романенко Г.А., Колокольцева Е.В., Истомина М.Н., Помелова О.Н., Гончаренко Н.В., рефлексивно-методологическая группа: Шевченко Т.А., Бультинова Н.Н.) собрались в нарядно украшенном спортивном зале. Прозвучал Гимн Школы нового поколения, прозвучали поздравления заместителя директора по УР Корсуковой О.П. с началом игровой образовательной сессии, и закипела работа.
Руководитель сессии Калинченко Т.А. представила участникам установочный доклад, в котором рассказала об исследованиях, проведенных среди учащихся, которые показывают, что учащиеся с годами утрачивают способность к пониманию прочитанного. В связи с этим предлагается проводить образовательные сессии, направленные на обучение учащихся пониманию текстов и знакомства с приемами схематизации, как одним из методов организации коллективной работы с текстом. Она сказала о том, что это должны быть хорошие художественные тексты, так как они предоставляют широкий простор для обсуждения и понимания, во-первых, а во-вторых, в них уже содержится чей-то жизненный опыт. Таким образом, работа с художественными текстами обогащает жизненный опыт детей.
После этого Калинченко Т.А. познакомила учащихся с основными приемами схематизации на примере того, как они будут работать в течение этих трех дней, изобразив на схеме вначале структуру работы, а затем сам процесс.
В заключение доклада ребята познакомились с планом работы сессии и получили первое задание: внимательно прочитать текст, обменяться впечатлениями и ответить на вопрос: «О чем текст?».
Группы учащихся с игротехниками приступили к работе с текстом. Вдумчивое чтение, обмен первоначальными впечатлениями, создание версии понимания текста и составление схемы, отражающей эту версию. В игре участвовало 5 команд, каждая из них была условно обозначена цветом: синие, желтые, красные, зеленые и коричневые. На сессию каждая команда постаралась подобрать одежду соответствующего цвета. Разными были не только цвета команд, но и результаты их работы.
На первом пленаре были представлены 5 схем, все разные, хотя некоторые элементы встречались во всех схемах, но это и не удивительно — ведь все читали один текст. Каждую схему представлял докладчик от команды, он объяснял, что изображено на схеме, подтверждал это текстом, озвучивал версию своей команды. Участники пленара принимали активное участие в обсуждении: отмечали то, что им понравилось, находили недостатки, вносили дополнения. Игротехники также участвовали в работе пленара, внося свои предложения. Руководители сессии подводили итог работы каждой команды, отмечая, как положительные моменты, так и недостатки. Из-за отсутствия навыков схематизации в схемах ребят появлялись рисунки, хотя в установочном докладе Калинченко Т.А. заострила на этом внимание ребят. Поэтому на пленаре она еще раз остановилась на этом вопросе и рассказала об основных преимуществах схематизации в сравнении с рисунком (объективность, общий язык — понятна всем, целостность, наличие связей между элементами, изменчивость, запуск понимания). По окончании пленара все команды получили задание на следующий день: проанализировать работу первого дня и доработать схемы.
Уходя, ребята поделились своими впечатлениями. Они говорили о том, что работа была необычнои и трудной, но и интересной. Им понравилось то, что каждый мог не только высказать свое мнение, но и защищать его. Каждый почувствовал свою ответственность за общий результат.
Закончился первый день сессии рефлексией игротехников. Каждый из них восстановил ход работы своей группы, рассказал, что и как они делали, что у них получилось, а что нет, удалось ли ему реализовать свой замысел. После этого игротехники поделились планами работы на следующий игровой день с учетом тех предложений, которые возникли во время обсуждения.
Второй день сессии начался с просмотра слайдов, запечатлевших наиболее яркие моменты работы первого дня сессии. Он помог участникам сессии провести рефлексию первого рабочего дня и подробно восстановить ход работы и рекомендации, полученные во время пленара.
После небольшого перерыва и музыкальной физкультминутки группы разошлись по рабочим местам, чтобы продолжить обсуждение текста и внести необходимые изменения и дополнения в схемы. Несмотря на то, что в первый день, казалось бы, обсудили все и заняться будет нечем, работа не прекращалась, ребята находили еще множество интересных деталей, необходимых для более полного понимания текста, старались систематизировать их, определить внутренние связи, уточнить свою версию и доработать схему. Что-то принималось сразу, другие моменты вызывали бурные споры, кое-что после обсуждения было решено не вносить в схему. Самое главное, что никто не оставался равнодушным.
На пленаре обсуждали доработанные версии и схемы. Оказалось, что игроки увидели в тексте еще очень много интересных моментов, на которые в первый день они не обратили внимания. Каждая группа очень серьезно отнеслась к участию в пленаре, поэтому никому не было скучно. Ребята задавали много вопросов, уточняли непонятные моменты. Игротехники, руководители сессии и члены рефлективно-методологической группы тоже не оставались в стороне. Чувствовалось, что работа по-настоящему увлекла игроков.
По окончании пленара было дано задание: подумать над тем, как на следующий день объединить все пять версий в одну так, чтобы были учтены версии и схемы всех пяти рабочих групп.
Закончился второй день сессии рефлексией игротехников, на которой прорабатывалось то же задание. Во время рефлексии возникла идея, которая не рассматривалась во время подготовки к сессии. Было решено реализовать ее в третий заключительный день работы.
Во второй день сессии к нам присоединились и активисты совета старшеклассников, которые во время перерывов с удовольствием проводили танцевальные физминутки не только для пятиклашек, но и игротехников.
Третий день работы сессии традиционно начался с Гимна ШНП. Затем Калинченко Т.А. предложила участникам сессии еще раз вернуться к содержанию текста. Она читала текст, а в это время на экране сменялись слайды, на которых были прекрасные пейзажи, отображающие содержание. Это, как сказали позже учащиеся, помогло им еще раз по-новому взглянуть на содержание уже хорошо знакомого текста.
После этого группы вновь приступили к коллективной работе по созданию и уточнению теперь уже общей версии понимания текста и схемы. Создание схемы на пленаре показало, что участники сессии уже имеют навыки коллективной работы с текстом и владеют некоторыми приемами схематизации.
Схему чертили все вместе на доске цветными маркерами. Сначала уточнили, что общего было в схемах всех групп, важно ли это для понимания текста, и выделили основные элементы схемы. А затем на эту основную схему нанизывали то, без чего понимание текста было бы недостаточно полным. Каждый из участников мог выйти к доске, внести свой дополнения и, если это одобрялось участниками пленара, разместить на схеме. По окончании работы по составлению схемы учащимся был задан вопрос: «Можно ли работу по пониманию текста считать завершенной?» Все единодушно ответили, что это не так и что каждое новое прочтение текста открывает какие- то новые детали.
По окончании пленара все участники смогли жестяной кружкой, висящей на символичной березке, зачерпнуть холодной воды и выпить ее с закрытыми глазами под звуки журчания ручья. И только после этого все они приступили к заключительной рефлексии - им было предложено задание: написать свое мнение о прошедшей сессии (что понравилось, что нет, чему научились, что узнали нового). Вот несколько моментов из работ учащихся:
Борознов Петр, 5-Б класс
Мне очень понравилась сессия тем, что мы работали группами, не только 5-Б, но и 5-А класс был с нами в группах. Эта игра объединяла нас. Мы читали текст, притом очень познавательный, учились понимать, составлять схемы. Я хотел бы, чтобы у всех каждый год была такая сессия.
Чубук Ирина, 5-Б класс
Мне понравилась сессия. Я хотела бы участвовать еще. Мне понравилось работать в группе. Я наладила отношения с 5-А классом. А сегодня мы пили воду с закрытыми глазами, и я представляла себе и лес, и ручей. А еще мы учились вчитываться в текст и составлять схемы.
Балашова Евгения, 5-А класс
Мне понравилась эта сессия. Мы учились вчитываться в текст, составлять схемы, защищать свою версию и работать в команде. Я не забуду эти три дня, когда все мы активно работали. Я увидела, какие веселые и дружелюбные ребята в 5-Б классе. Я отлично себя чувствовала.
Стародубова Диана, 5-А класс
Мне понравилось работать в группах. Мы учились внимательно читать текст, находить в нем что-то новое, составлять схемы. Это здорово! Я узнала, что вода с закрытыми глазами нам ного вкусней. Мне понравились ребята из 5-Б класса.
Судницына Диана, 5-Б класс
Мне эта сессия понравилась. Все было очень интересно и познавательно. Мы учились внимательно читать и понимать текст, а потом чертили по нему схему. Мы делали выводы по этому тексту, доказывали свое мнение. В нашей группе я нашла новых друзей. Каждый день у нас были веселые физкультминутки, мы слушали и пели Гимн, смотрели презентацию, никому не было скучно, и каждый работал и хотел участвовать в обсуждении и в работе пленара.
Закончился третий день работы просмотром фотографий всех трех дней образовательной сессии. Участники сессии посмотрели на себя со стороны, увидели свои сосредоточенные задумчивые лица в процессе работы, смеялись, удивлялись, делились впечатлениями.
Каждый участник получил Сертификат участника Первой игровой образовательной сессии, поздравления игротехников и руководителей, и под звучание Гимна ШНП сессия закончилась.