Форум «Образование Прибайкалья-2016»
С 5 по 8 апреля в Иркутске прошел XII форум «Образование Прибайкалья-2016».
Площадки форума разместились в международном выставочном комплексе «Сибэкспоцентр». Одна из таких площадок была посвящена Программе «Школа нового поколения». В течение 5 дней педагоги и ребята образовательных организаций, входящих в Программу, представляли проекты, направления, мероприятия, кружковые движения, реализуемые в образовательных организациях.
Открыли форум первый заместитель Губернатора Иркутской области, председатель правительства области Александр Битаров, заместитель председателя правительства региона Валентина Вобликова, председатель комитета по социальному и культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Ирина Синцова, министр образования региона Валентина Перегудова. Программа форума предусматривала более 120 мероприятий, в которых приняли участие около 5 тысяч педагогов, руководителей образовательных учреждений, учеников и родителей.
Мы же подробно расскажем о тех, которые были проведены в рамках площадки «Школа нового поколения».
В первый день форума, 5 апреля, педагоги, принимающие участие в курсе «Школа тайн и открытий» провели мастер-класс по ведению курса, представили учебные календари, список ответственностей, книги связей, рабочие словари, журналы исследователя, коробки изобретателей и, конечно, самое важное и сокровенное – книгу тайн и открытий, в которую ребята записывают все вопросы, на которые пока не могут найти ответы.
Далее был проведен мастер-класс по курсу «Основы естественнонаучных исследований», где педагоги непросто посвятили посетителей в основы курса, но и задали очень интересные вопросы, например «почему голова круглая?» или «откуда берется ветер?». Ответить на эти вопросы зрителям помогли те знания, которые они получили на мастер-классе.
С пользой провели время и те, кто посетил и содержательное выступление «Будущим инженерам. Практика использования 3-D моделирования в робототехнике». Ребята рассказали принципы работы принтера, пошагово описали процесс изготовления детали и показали готовые детали, которые были использованы для робота.
«Игровые технологии в образовании: длительная образовательная игра» - так назывался первый мастер-класс, проведенный во второй день. Педагоги и ученики Школ нового поколения на практике показали, что игра в образовательном процессе не просто имеет место быть, игра – это полезный и нужный инструмент педагогики. Презентация прошла на примере ДОИ «Волшебник Изумрудного города». Для начала зрителям предложили разделиться на команды, затем были проведены тренинги для сплочения команды. А далее всем было предложено окунуться в сказку и вспомнить, как спасались от дождя маленькая девочка Элли и ее друзья. Хижину в лесу, мы, конечно, искать не пошли, а вот плащи от дождя с помощью мусорных пакетов и скотча изготовили. Получилось очень креативно.
«Школа ученической самоорганизации: Школа Актива, Школа Лидера», «Школа СМИ» - опыт этого проекта презентовали ребята, которые неоднократно принимали участие в подобных проектах и знают не понаслышке, что такое детское самоуправление. Ученики рассказали, что проекты «Школа Лидера» и «Школа Актива» помогают социальной адаптации школьников, раскрепощают и учат налаживать коммуникативные связи с окружающим миром. Также ребята провели несколько тренингов на командообразование и небольшую игру из своей коллекции.
Презентационная площадка «Робототехника: Образовательная, WeDo, мой первый робот», на которой зрители узнали о механике человеческого движения, попробовали собрать сверло из деталей конструктора и разобрались с понятиями «передача» и «редуктор».
Далее была представлена «Школа реальных дел» - уникальный проект, позволяющий учащимся попробовать свои силы в настоящих делах, выполняя задания (кейсы) работодателей своего региона. Педагоги рассказали обо всех этапах проекта, пошагово представив свой опыт. Также были представлены примеры кейсов и варианты их решения.
Заключительная презентационная площадка дня - «Игровые технологии в образовании: квест». Педагоги и учащиеся на примете квест-игры «Таинственный остров», проведенной уже несколько раз, рассказали что такое квест, задания какого плана могу входить в игру, что взять за основу и т.д. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – именно поэтому сразу за теорией последовала практика в виде 3 станций из реальной игры. Зрители были погружены в древний мир, где попробовали расшифровать письмо на древнерусском языке, попытались собрать приспособление для добычи огня и определить, жители каких стран выловят бутылку с письмом о помощи, если отправить ее с берегов реки Китой.
Третий день форума можно смело назвать «День бережливого мышления». На площадку ШНП пришли студенты, ученики и родители, которых разделили на 3 группы и познакомили с философией кайдзен. Учащихся школ поджидала самая сложная задача – построить с помощью техники пионеринг ТЭЦ после небольшого мастер-класса по вязанию узлов. После первой постройки ребята, оценив все потери, попробовали снова, избегая предыдущих ошибок.
Для студентов была поставлена задача собрать мост из карандашей, используя чертеж и житейские представления об этой конструкции. Представителям родительского комитета предстояло из кусочков бумаги замысловатой формы собрать букву «Р». После нескольких попыток и устранения всех видов потерь все справились на отлично, получив высокую оценку от тех, для кого слова «бережливое мышление» и «кайдзен» уже давно знакомы.
В четвертый день форума представители школ-участниц нашей Программы показали и рассказали о том, о чем весь учебный год вспоминают, затаив дыхание – о летних профильных сменах лагеря «Сердце Байкала» и об осенних эколого-промышленных экспедициях. Эти проекты представляли и взрослые и дети. Также был представлен летний проект лицея ИГУ г. Иркутска – лагерь «Академгородок», в рассказе о котором ребята с удовольствием поведали, как физико-математическая летняя школа превратилась в лагерь и как обычному участнику стать инструктором.