День Науки в Лицее № 1 г. Братска
21 марта 2012 года в истории Лицея открыта еще одна новая страница. В рамках программы ШНП проведено Заключительное Событие по технологии длительные образовательные игры. Это событие посвящено 300-летию со дня рождения великого русского ученого М.В. Ломоносова
21 марта 2012 года в истории Лицея открыта еще одна новая страница. В рамках программы ШНП проведено Заключительное Событие по технологии длительной образовательной игры. Это событие посвящено 300-летию со дня рождения великого русского ученого М.В. Ломоносова. Готовились все вместе: лицеисты погружались в мир Ломоносова, оформляли главное здание лицея; педагоги изучали технологию и готовили игровые задания, родители спонсировали, сопровождали в игре и, даже, некоторые шли по маршрутам игры-путешествия. Главная интрига – педагоги готовили сюрприз для детей в День Науки, традиционный для лицея. До последнего дня, только в общих чертах, дети знали о предстоящем Событии. Как оно будет проходить, что будут делать ребята?
И вот настал этот день. В актовом зале дети собрались на открытие заключительного События. Директор лицея Олекминский Игорь Юрьевич торжественно встречает лицеистов. Интрига раскрыта - им, сегодня, предстоит совершить игру- путешествие и пройти путь, который совершил Михайло Ломоносов, вспомнить все его открытия, его поэтические, художественные работы, его исключительную организационную роль в становлении российской науки. И это не все: 30 марта (второй день) будет открыта Малая лицейская академия наук, в которой состоится научно-практическая конференция – первый шаг в Большую науку, где будут заслушаны работы ребят, посвященные трудам и открытиям «…неподражаемого, бессмертного Ломоносова…». А далее еще более неожиданное – вручение «Секретных писем». В них описание маршрута следования малых групп путешественников и секретное задание. Заместитель директора по ВР Субботина И.А. озвучила задачу данного события – пройти испытания, заработать на каждой станции «смальты» и собрать мозаичный портрет М.В. Ломоносова и … этот мозаичный портрет станет символом нашего уважения к основоположнику русской науки. Лучшие мозаичные портреты работы художников-портретистов Лицея №1 будут размещены в портретной галерее основного здания ОУ.
Под звуки музыки А. Вивальди лицеисты пустились в путь: Архангельск – Москва – Санкт-Петербург-Берлин-Киев – Сибирь. Их ждут испытания на станциях: «охотничья-промысловая», «экспериментальная», «литературная», «печатное дело», «Фильм-эрудит», «мозаичное искусство», «портретная галерея», «угощение поморов».
Станция «фильм-эрудит»
Ребят ждала еще одна приятная неожиданность: они с удовольствием смотрели фильм, песочную анимацию «Смотри, великая Россия! Взошло на небе новое светило». Затем им предстояло ответить на вопросы викторины в тестовой программе СДО «Прометей» компании Русал и составить кроссворд по просмотренному фильму. Здесь мало быть знатоком биографии Ломоносова, непременно надо быть мастером и в компьютерных технологиях.
Станция «Экспериментальная»
А на этой станции лицеисты пробовали себя в роли изобретателей. Им надо собрать за 15 минут простейший оптический прибор, подобный «ночезрительной» трубе (телескопу), изобретенной М. Ломоносовым, для наблюдения удаленных небесных светил. Не просто собрать, но и прочесть высказывание Ломоносова, которое другим образом не увидят. Поразил и сам мир этой станции, телескопы, линзы и другие оптические приборы.
Станция «Литературная»
Кажется, что может быть проще: есть текст, собрать его обрывки воедино? Совсем не просто оказалось. Да и руководители этой станции усложнили задание тем, что специально убрали из текста некоторые слова. Вот и пришлось ребятам не только воссоединять сложный по слогу текст басни «Самохвал», но и по рифме. Оформлена станция фразами и высказываниями, но и это не спасало. Справились не все!!! Задание оказалось под силу эрудитам и знатокам Ломоносова – поэта.
Станция «Печатное дело»
Если «сжать» обычную человеческую жизнь до объема листа бумаги, что окажется на поверхности? Несколько эпизодов личного характера, не повлиявших на историю страны или целого мира. Жизнь необычного человека, даже сжатая до мелькания дат и фактов, поражает глубиной и размахом. Чуть больше половины века жил, мыслил, действовал, творил, просветительствовал Михайло Ломоносов. Как можно рассказать о его жизни и достижениях в формате одного печатного издания? Вот так задание! За 15 минут издать собственное печатное издание «достижения Ломоносова…». Работали с увлечением. Краски, кисти, ножницы, компьютер, интернет, тексты, портреты, гравюры и т.д. А какие получились издания?! Здесь и листовки, и альманахи, газеты, плакаты…
Станция «Математическая»
На этой станции ребятам 5-7 классов, предстояло решить, какой современной денежной единице равен «алтын». Да не просто решить, а вместе с тем, и узнать на какую же сумму 5 лет жил и учился в славяно-греко-римской академии 19-летний М. Ломоносов, об этом он поведал в письме своему другу Н.И. Шувалову. Ребята на этой станции работали по группам. Кому то достались математические шифровки, кому то задачи из учебника «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, который Ломоносов называл «Вратами своей учености». Довольные и взъерошенные, как воробьи на весенних лужах, они продолжали свой путь к вершинам познания гения Ломоносова.
Станция «Охотничья-промысловая»
Во времена Петра великого, в небольшой деревне, в семье Ломоносовых, в 1711 году родился сын Михаил. Юность он провел как обычный парнишка из поморской деревни. Умел по компасу в открытом море ходить, узлы морские вязать, полные ладьи рыбы приводил охотился на зверя пушного, избы класть с мужиками деревенскими… Вот, и ребята сегодня показывали свои навыки и умения: ориентироваться на местности, крепость строить, «узлы читать», рыбу за 1 минуту ловить. Кто больше? Кто лучше?
Станция «Мозаичное искусство»
Пока ребята, участники двух малых групп путешественников соревновались в эрудиции и удали русской, часть ребят от каждого класса составляли мозаику из разного материала. Здесь проводился конкурс на лучшее панно: изба, в которой жил Ломоносов, деревенская церковь, колокол… Составить композицию на тему не так просто оказалось. Заполнение контура крупами, разной величины, выложив при этом эскиз панно, умение работать с мелкими деталями. Примечательно, что в этом искусстве соревновались не только девочки, но и мальчики. А у парней из 8б это получилось, лучше, чем у многих.
Станция «Портретная галерея»
Конечная и решающая станция. На ней ребятам были выданы конверты со «смальтами» портретов М.В. Ломоносова. Ребятам были предложены 9 портретов соответствующих разным периодам жизнедеятельности великого ученого. Изюминка этой станции: в каждом комплекте не хватает ровно 10 смальт – их должны заработать и принести в портретную галерею команды путешественников. Атмосфера доброжелательная, но волнительная. Заработают ли? Справятся ли с заданиями их одноклассники? Да ведь еще конкурс объявлен на лучший мозаичный портрет. А значит, он будет вывешен в портретной галерее основного здания лицея №1. Это обязывает и ответственно.
В актовом зале на заключительной церемонии лицеистов встречают директор Игорь Юрьевич и два его заместителя: Сазонова Т.А. и Субботина И.А. Они подводят итог дня и напутствуют лицеистов строфами из стихотворения Н.А. Некрасова:
Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай, да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных, то и знай…
А дальше лицеистов ждала конечная станция «Угощение поморов», где их ждал сладкий пирог, испеченный родителями. Рефлексия дня показала, что день удался, довольные, радостные, с хорошим весенним настроением, лицеисты с гомоном разбегались на каникул, но многим из них предстоит второй день испытаний – научно-практическая конференция. «Дерево впечатлений» к концу дня пестрило «распустившимися» листочками с высказываниями, пожеланиями, оценками.
«Жду не дождусь следующего путешествия» - Ларионова А., 5б
«Ломоносов нас объединил», Шевченко В., 8б
«Замечательный получился праздник. Соревновались не только классами, но и между малыми группами в классе», Николаева А., 10б,
«Было трудно, но интересно», 7в,
«Самый лучший день Науки!» и др.
«Командный дух, колоссальная личность М.В. Ломоносова – основные ассоциации прошедшего Дня науки.
Лицей преобразился: заполнились информацией о выдающемся соотечественнике простенки и двери, доски и стены.
Дети были собраны и подтянуты.
Было празднично, интересно и немного волнительно: как справятся младшие? Не слишком ли просты задания для старших?
Проверены работы, подведены итоги.
И вот этот день уже позади.
Как хорошо, что День науки состоялся, как жаль, что он прошёл!» Анчугова Е.Г. – зав. библиотекой