Военно–патриотический лагерь «Честь имею!»

Рейтинг:834

В период с 30 июня 14 июля 2013 г. на базе Центра детского отдыха «Тополек», Усть-Лабинский район Краснодарского края был проведен военно-патриотический лагерь «Честь имею!». Общее кол-во участников лагеря составляло 60 человек из школ Усть –Лабинского района.

1. Общая информация

Преподавательский состав лагеря состоял из следующих позиций:

  • Директор лагеря
  • Заместитель директора по общей военной подготовке
  • Заместитель директора по взаимодействию с силовым блоком
  • Заместитель директора по всестороннему обеспечению
  • Заместитель директора по воспитательной работе
  • Музыкальный работник
  • Командиры отрядов

Инструктора (по ТСП, огневой подготовке, по физической подготовке, по военной топографии, по РХБ, по военно-медицинской подготовке)

Основной целью военно-патриотического лагеря «Честь имею!» было определено военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Поставленная цель достигалась через решение следующих задачи: 

​ ∙Пробудить у детей и подростков чувство живого неподдельного патриотизма, воспитание истинных патриотов России.
​ ∙Способствовать гражданскому становлению и социализации личности, а также всестороннему раскрытию потенциала юношества через воспитание сознательной потребности добросовестного служения Отечеству и народу.
​ ∙Способствовать подъёму самосознания подрастающего поколения через укрепление преемственности поколений и традиций национальных побед, доблести, чести.

В программе лагеря были запланированы и реализованы следующие мероприятия:

1.​ Огневая подготовка с выездом на стрельбища
2.​ Тактико-специальная подготовка
3.​ Альпинистская подготовка
4.​ Военно-инженерная подготовка
5.​ Сплав (рафтинг) с выездом к реке
6.​ Военно-спортивная подготовка
7.​ Спортивные мероприятия
8.​ Культурно-досуговые мероприятия

Были поставлены следующие задачи:

1.​ Организовать и провести лагерь в соответствии с Программой лагеря
2.​ Подготовить лагерь к заезду участников: провести инспекцию жилых корпусов и места приема пищи; совместно с администрацией Центра детского отдыха «Тополек» утвердить меню питания участников лагеря и охраны территории лагеря;
3.​ Распределить участников лагеря по трем отрядам и организовать их расселение;
4.​ Организовать прием участников. По окончании лагеря организовать отъезд участников лагеря;
6.​ Сформировать административно-перподавательский состав лагеря;
7.​ Проводить ежедневные совещания по результатам дня и определению задач на следующий день;
8.​ Организовать и провести занятия по строевой, инженерной, водной, огневой, тактико-специальной подготовке;
9.​ Обеспечить безопасность участников лагеря.

Все поставленные задачи были выполнены, результатом чего стал успешно проведенный лагерь «Честь имею!».

2. Описание работы по проведению военно-патриотического лагеря «Честь имею!»

Работа по основным направлениям работы с участниками лагеря: патриотическое, духовное, культурное и физическое воспитание молодежи велась через реализацию мини - проектов:

  • «Пограничное кольцо России»; 
  • «Мобильный лагерь»; 
  • «Школа выживания»; 
  • «Эстафета памяти: Дорога к обелиску»; 
  • Социально-просветительский проект «Откуда приходят герои».

Воспитание курсантов в лагере характеризовалось разносторонностью содержания и разнообразием методов. По-разному строилось, например, физическое и эстетическое воспитание учащихся. Однако среди всего разнообразия методов есть и такие, которые имеют значение для всего процесса воспитания.

индивидуальные и коллективные беседы;

Методика воспитания не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона. Творческий подход к использованию методов — обязательное условие успеха воспитания в каждом конкретном лагере, в каждом конкретном отряде, с каждым конкретно курсантом. Применяемые методы воспитания подразделялись на две основные группы:
​ ∙методы формирования общественного поведения и организации деятельности курсантов — приучение и упражнения, пример, игра, соревнование;
​ ∙методы формирования сознания — беседы, диспуты, лекции, обсуждения видеоматериалов, кинофильмов.

Взгляды и убеждения формировались не только с помощью слова воспитателя, но и в процессе разнообразной деятельности. Поэтому в воспитательном процессе методы формирования сознания и организации деятельности выступали в единстве. Подразделение их на две группы не отделяет методы друг от друга, а позволяет лишь подчеркнуть большую направленность одной группы методов на осознание своего поведения, другой — на формирование его привычных форм.

В практике воспитания можно встретить различные комбинации этих методов в воспитательном процессе. Сочетание разнообразных методов явилось одним из важных условий воздействия воспитания на различные стороны личности курсанта.

ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ:

  • индивидуальные и коллективные беседы;
  • различные виды информирования личного состава;
  • лекции, беседы, доклады;
  • вечер презентации командного состава и вечер презентации отрядов;
  • вечера вопросов и ответов;
  • вечера (дни) знания техники (вооружения);
  • собрания и совещания с различными категориями курсантов;
  • торжественное открытие лагеря с вручением беретов Президентского полка;
  • торжественное закрытие с вручением сертификатов на право ношения берета Президентского полка;
  • устный журнал;
  • тематические вечера, ​диспуты, викторины, "круглые столы; встречи с ветеранами войны, Вооруженных Сил и труда; 
  • экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы;
  • обсуждение кинофильмов, спектаклей, книг и т.д.

Духовно-нравственное воспитание

Первоочередные задача лагеря была связана с формированием у подрастающего поколения устойчивой системы социальных и нравственных ценностей, высоких моральных критериев. Поэтому такое важное место отводилось традициям и церемониалам, как важному психологическому фактору становления юного гражданина. Укрепление, обогащение и развитие традиций военно-патриотического лагеря: знакомство с историей спецподразделений, жизнью и подвигом воспитанника ВПЦ «Вымпел» Героя России Алексея Ситникова, навечно зачисленного в списки курсантов, а также ветерана Группы «Вымпел» Виталия Рыбакова, погибшего при исполнении служебного долга, встречи с ветеранами Министерства обороны, а также с сотрудниками и ветеранами спецподразделений, просмотр видеофильмов о контртеррористической операции в Беслане с написанием писем погибшим сотрудникам спецподразделений «Альфа» и «Вымпел».

Главным ритуалом лагеря «Честь имею», являлся ежедневный подъём и спуск Государственного Флага Российской Федерации, исполнение Гимна России на общих утренних и вечерних построениях, церемония вечерней поверки, на которой обязательно оглашалось имя Героя РФ Алексея Ситникова, навечно занесенного в список личного состава отряда «Вымпел». Главным торжественным церемониалом лагеря явилось Посвящение в курсанты с принятием Клятвы курсанта и вручением берета Президентского полка, что произвело на курсантов неизгладимое впечатление и послужило серьезным поводом заслужить Сертификат на право ношения берета курсанта Президентского полка.. Ежедневно проводились мероприятия, способствующие становлению характера, прививающие доброжелательное отношение к людям, открытость, принципиальность и психологическую пластичность, готовность слушать и слышать; воспитывающие в курсантах доброту и милосердие, умение сочувствовать чужому горю, желание помочь человеку, попавшему в беду, уважение к религиозным чувствам людей разных вероисповеданий: прежде всего, это отрядные «Огоньки», не просто подводящие итог прожитого дня, а преследующие, прежде всего, цели научить ребят «раскрываться», делиться своими переживаниями, страхами и победами, объединения в один крепко спаянный коллектив, в котором царит благоприятная духовная и душевная атмосфера, глубокой уверенности каждого члена команды в надежной поддержке коллектива и, как следствие, сознание своей успешности в команде и ощущения силы «командного» духа, стремления к победе; занятия на Кафедре психологии «Искусство жить с непохожими людьми», «Индивидуализм-коллективизм», тренинги «Взаимодействие и взаимовыручка», «Толерантность к себе и другим: учимся сочувствовать и сопереживать», просмотр фильма «За имя мое» и других видеоматериалов. На протяжении всего времени работы лагеря велась глубокая психологическая работа по искоренению сквернословия и табакокурения; убедительная, настойчивая и кропотливая профилактическая работа, ставящая целью сознательное неприятие алкоголя и других психоактивных веществ: проводились индивидуальные и групповые беседы, занятия на Кафедре Здорового Образа Жизни «Три нельзя», с просмотром видеоматериалов (например, отрывки лекций профессора Жданова) с последующим обсуждением; тематические ролевые игры; создание проблемных и эвристических ситуаций, просмотр и обсуждение социальной рекламы «Мы за здоровый образ жизни!».

Героика, история, патриотизм.

Это стержневое направление программных мероприятий, предусматривающее активное привлечение к совместной работе ветеранов и действующих сотрудников силовых структур, общение с которыми для подростков явилось живым уроком верного служения Отечеству. Курсанты встречались с сотрудниками спецподразделения «Альфа» УФСБ по Краснодарскому краю, а также с заместителем председателя местного отделения ДОСААФ РФ в Усть-Лабинском районе, ветераном ВМФ РФ, боевым пловцом, участником боевых действий в Эфиопии, участником боевого разминирования во Вьетнаме Сергиенко Сергеем Михайловичем.

Экология и краеведение.

В качестве главной задачи этого направления выдвигалось воспитание настоящего хозяина своей земли — преданного ей во всех испытаниях, грамотного и ответственного; воспитание пытливости ума, стойкого деятельного интереса к истории и судьбам городов и сёл Родины; формирование экологического мышления и экологической культуры юношества; умения жить в гармонии с природой; освоение практики сберегающего природопользования; расширение краеведческого кругозора молодёжи. На территории центра «Тополек» проводились трудовые и экологические десанты, прививалась культура бережного отношения к водным ресурсам и электроэнергии; экологический десант состоялся и во время поездки в Горячий Ключ, которая значительно расширила кругозор курсантов в области краеведения: о рельефе местности Краснодарского края, природных зонах, флоре и фауне, исторических событиях, происходивших на территории региона и т.д..

Важнейшим направлением работы явилось также воспитание уважения к историческому прошлому, народным традициям и обычаям региона, где проводился лагерь (в данном случае, к истории Краснодарского края и, конкретно, Усть-Лабинского района – устный журнал «Кубанский край – казачий край» и паломническая поездка с подробными комментариями отца Александра по Золотому кольцу Усть-Лабинского района).

Трудовое воспитание.

Любовь к Родине проверяется не словом, а делом — таков главный смысловой настрой осуществляемых мероприятий. Прививались навыки обустройства и ведения лагерного хозяйства, эстетического облагораживания любого полезного дела. Суточные дежурства отрядов на территории дислокации лагеря, особенно дежурства по столовой были отмечены персоналом центра «Тополек» как образцовые, не идущие в сравнение ни с одной из всех предыдущих лагерных смен за всю историю существования детского оздоровительно-образовательного центра «Тополек». Кроме этого, осуществлялся ежедневный контроль санитарного состояния корпуса каждого отряда с обязательным подведением итогов на вечернем построении.

Военно-прикладное направление.

На всех этапах реализации Программы лагеря осуществлялся комплекс мероприятий тактико-специальной направленности, дающих подросткам физическую закалку и практические навыки для успешной воинской службы. Комплекс занятий по тактической, огневой, физической подготовке, ориентированию и топографии привели к стойкому желанию практически всех курсантов продолжать серьезно изучать азы военной подготовки.

Физическое развитие, здоровье и спорт.

Укрепление физического здоровья подростков, укоренение здорового активного образа жизни рассматривалось как дело государственной важности. Работа в этом направлении позволяет воспитывать психологически закалённых людей, способных выдерживать большие нагрузки, динамику и стрессы XXI века, противостоять открытым и скрытым угрозам нового времени. На всех этапах деятельности лагеря основой этого направления являлись туризм, альпинизм, рафтинг, футбол, волейбол, тренировки на полосе препятствий и многие другие виды активного физического развития. Регулярно проводились соревнования по спортивному многоборью, рукопашному бою, стрельбе, метанию гранат, по футболу, волейболу, а также легкоатлетических эстафет.

Проводились занятия по основам альпинистской подготовки (альпинистское снаряжение, верёвки, узлы, наведение переправ, укладка бревна через препятствие с помощью верёвки), а также самостраховки в экстремальных ситуациях. Регулярно проводились соревнования между отрядами по прохождению Полосы препятствий, учебно-тренировочные и итоговые походы. Участие в программе «Школа выживания» дала возможность снять отрицательные эмоции, связанные со страхом перед неизвестностью, снизить уровень тревожности. Особенно хорошие результаты в этом принес командный тренинг и, прежде всего, «Падение на доверие», когда курсанты полностью доверились своей команде. Неотъемлемой частью спортивно-оздоровительной работы лагеря являлось ежедневное проведение интенсивной утренней зарядки, дающей заряд бодрости на весь день.

Культурно-воспитательная работа, развитие творческого потенциала детей и подростков.

Данная работа включала в себя широкий спектр мероприятий, нацеленных на расширение культурного кругозора детей, формирование представлений о познавательном и увлекательном досуге, привитие художественного вкуса и потребности ребёнка в творческом самораскрытии. Особое внимание уделялось формированию уважения и интереса к родному языку, воспитанию читательской культуры, что не требует отдельных мероприятий, однако такая работа велась постоянно, на протяжении всего времени лагерной смены. Это и написание отзывов о фильме, и оформление сочинения в форме письма, и корректные замечания при употреблении слов-паразитов, и ссылки на творчество классиков, и (обязательно!) обозначение списка художественной литературы, произведения которого должен знать каждый считающий себя образованным человек. Организовывалось посещение музея УФСБ по Краснодарскому краю, состоялось знакомство с достопримечательностями Усть-Лабинского района. Многообразные формы культурно-воспитательной работы и развития творческого потенциала детей и подростков предполагали проведение познавательных экскурсий и викторин (в частности, викторины Лучшего знатока истории и культуры родного края), литературного вечера на тему «Певцы родного края» о поэтах Кубани в рамках устного журнала «Кубанский край – казачий край»; концертов силами курсантов и преподавательского состава – «Мы команда!», Вечера песни, в том числе Песен у костра, и итоговый концерт военно-патриотического лагеря «Честь имею!», ярко продемонстрировавший слаженную работу всех отрядов; а также работу школы полевой журналистики – ведение дневника «военкора».

Педагогика и психолого-коррекционная работа.

Ставилась задача всеми организационно-методическими подходами и педагогическими усилиями содействовать максимальной социальной и психологической адаптации детей к жизни в непривычных условиях в новом коллективе, к выполнению новых задач. Мероприятия Программы лагеря строились с учётом необходимости развития лучших личностных качеств подростка: чувства собственного достоинства, воли в достижении поставленной цели, умения самостоятельно принимать решения в сложной ситуации, помощи слабому и взаимодействию команды на всех направлениях работы во время лагеря. В лагере была организована консультационная помощь подросткам силами командно-административно-педагогического состава в решении возникающих психологических проблем, а также для взаимодействия с родителями; занятия, обучающие позитивному поведению во внештатной ситуации, при аварии, природном бедствии, техногенной катастрофе, террористическом акте – прежде всего, комплекс занятий «Школы выживания». Кроме этого, строго-выдержанное поведение и уважительные отношения командного и инструкторского состава к личности каждого подростка явились самым ярким воспитательным примером и образцом для подражания.

3. Достигнутые результаты

Во-первых, дети стали намного увереннее в собственных силах, целеустремлённее и в хорошем смысле амбициознее (о чем свидетельствуют отзывы курсантов).

Во-вторых, участники лагерных программ, оценив командное обучение, намного позитивнее стали воспринимать жизнь и будут легче справляться с различного рода трудностями в дальнейшем (о чем также свидетельствуют отзывы курсантов).

В-третьих, опыт интенсивного общения со сверстниками сделали подростков более коммуникабельными и раскрепощёнными в общении (яркое подтверждение тому - отрядные «Огоньки»: первые дни подростки перечисляли, в основном, то, что они проходили по дневной программе, в дальнейшем они научились не только делиться своими чувствами и переживаниями, но и стали давать оценку своему поведению, искренне просили прощения у товарища, которому вольно или невольно причинили душевную боль).

В-четвёртых, у детей значительно повысилась мотивация к дальнейшей работе над собой; к учёбе, получению профессии, к самовоспитанию и самообразованию (основание: отзывы и письма погибшим сотрудникам спецподразделений, где курсанты говорят о желании выбрать своей будущей профессией служение Родине, о желании продолжать повышать свой уровень самосознания через систему работы в военно-патриотических клубах и лагерях «Честь имею!»).

В-пятых, что наиболее заметно родителям по внешнему виду и поведению (особенно по бережному и уважительному отношению к самим родителям – один из подростков, например, стал называть свою мать «мамочкой», чего она не слышала последние три года), подростки стали гораздо подготовленнее к жизни в области элементарного самообслуживания.

Главное:

По итогам смены курсанты продемонстрировали высокое умение действовать в команде, взаимодействовать со всеми членами команды, решать все проблемные вопросы и разногласия в сложившемся коллективе, не допуская конфликтных ситуаций и конфликтов. Курсанты выделили для себя основное в жизни: любовь к Родине, семье, гордость за свою страну, ее героическое прошлое и настоящее; стали оперировать такими понятиями, как «честь», «слава», «доблесть», «мужество», «традиции», «культура» в соответствии с обретенными знаниями о деятельности спецподразделений, сформировали для себя Кодекс чести курсанта лагеря «Честь имею» и трепетное отношение к берету Президентского полка и военной форме.

4. Выводы

В настоящее время жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В этом случае одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Кроме этого, героико-патриотическое воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины были и остаются важными направлениями государственной политики. И все эти задачи возможно и важно решать комплексно. Одной из главных составляющих такого комплексного решения вопросов в воспитании подрастающего поколения является системное и постоянное проведение военно-патриотических лагерей, примером чего и является лагерь «Честь имею!».

А.В. Демьяненко