Методические рекомендации по организации образовательных экспедиций в ШНП

Рейтинг:1837

Методические рекомендации по организации образовательных экспедиций.

ВМЕСТО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Легче определить, чем НЕ является образовательная экспедиция (ОЭ):

  • это не экскурсия, где ребята играют пассивную роль и их обычно пичкают информацией, которую они и так могут получить в избытке, причем - по собственному желанию,
  • это не урок на свежем воздухе, где учитель добивается, чтобы они приобрели некоторые умения, которые нужны для усвоения некоторого учебного предмета,
  • это не пикник, где главная цель – развлечься и вкусно поесть,
  • это не туристический поход, где целью является пройти по некоторому маршруту, преодолеть трудности, лучше узнать друг друга и природу.

Следует отметить, что всё же кое-какие черты похода в ОЭ иногда присутствуют (маршрут, преодоление трудностей, контакт с природой и др.).

В Программе ШНП этот вид деятельности развивался постепенно, начиная с посещения Пушкинских Гор, где впервые было решено оттолкнуться от практики посещения пушкинских мест с обязательным выслушиванием длинных рассказов экскурсоводов, от которых ребята обычно впадают в сонливое состояние.

Вместо этого им было предложено многодневное погружение в природу тех мест, прогулки по пушкинским местам, уроки народных промыслов, переживание осеннего ненастья в переходах по окрестным полям, некоторые биоэкологические исследования и конечно, вечерние посиделки, где происходил обмен впечатлениями между взрослыми и юными участниками этого погружения.

Главной образовательной целью, которую мы по тем временам точно не формулировали, было сопереживание Пушкину как молодому и очень энергичному человеку, и о ее достижении можно судить по высказыванию одного из восьмиклассников: «Теперь я понял, почему он здесь написал много больших произведений – представляете, ведь тогда не то, что Интернета и телека, даже электричества не было!». И мы надеемся, что у всех участников появилось ощущение «моего Пушкина», о котором так интересно писала Анна Ахматова… А какой прок от этого получился для основного образования – это как модно говорить, индивидуальная образовательная траектория. Но все участники пушкинской экспедиции потом рвались (и добивались) участвовать в других мероприятиях ШНП.

За этим первым опытом последовали многочисленные квесты, их объектами становились памятники культуры и природы, музеи, предприятия. Постепенно появлялся опыт организации ОЭ, и сейчас на него уже можно опираться при планировании подобных мероприятий. Что впрочем, не исключает дополнений и собственных открытий и изобретений, чего можно пожелать их организаторам!

Подготовка и проведение ОЭ будут рассмотрены на примере экспедиции «Красноярск: От Столбов – к плотине», которая прошла в сентябре 2013 года.

 

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1. Определяем цели экспедиции, контингент участников, номенклатуру объектов.

Самая простая цель – активное ознакомление с объектами, которые кажутся организаторам интересными. При формулировке цели нужно учитывать контингент участников: их возраст (одновозрастные или разновозрастные группы), исходный уровень их знаний, уровень знакомства с объектами экспедиции, наличие опытных взрослых участников экспедиции и другие ее особенности (географию, время проведения, длительность и др.).

Одной из целей всегда может быть практическое освоение простейших способов исследования незнакомых объектов, составление собственного представления о каждом из них. Образовательную цель не обязательно сообщать ребятам, что бы не отбить у них охоту на самом раннем этапе.

Так, в Красноярск в 2013 г. должны были приехать старшие школьники из Иркутской области и Хакасии, и для них первой очевидной целью было побывать в соседнем регионе, где большинство из них никогда раньше не бывали. А для организаторов одной из целей была профориентация и самоопределение ребят, которые раньше прошли тематические смены в лагере на Байкале: хотелось показать им, что в Сибири много интересных мест для работы и отдыха, и не стоит рваться на Запад – в Москву и далее. Кроме этого, они должны были почувствовать, где и как зарабатываются те деньги, которые были вложены в эту экспедицию и другие мероприятия ШНП.

В качестве объектов были выбраны:

А) центральная часть г. Красноярска

Б) Красноярский металлургический завод (КраМЗ)

В) Красноярская ГЭС

Г) Мемориальная библиотека-музей В.П. Астафьева и видовая площадка на р. Енисей

Д) Государственный заповедник «Столбы»

Номенклатура выбранных объектов зависит от поставленной цели с учетом контингента участников, временных и транспортных возможностей, и здесь одно из пожеланий – он должен быть достаточно разнообразным, чтобы ребятам не надоело.

1.2. Картируем объект и разрабатываем маршрут.

Тщательное картирование объектов всегда необходимо, в особенности, когда предполагается, что ребята будут ориентироваться и двигаться по маршруту самостоятельно. В Красноярске для центральной части города (объект А) карта необходима, и на ней должны быть нанесены все объекты исследования. Нужна также схема маршрута с указанием местоположения объектов В, Г, Д, а что касается объекта Б (КраМЗ), то здесь карта не нужна, поскольку по территории завода ребята будут передвигаться только с сопровождающими. Однако для всех объектов необходима разработка подробного маршрута экспедиции по станциям на каждом объекте.

1.3. Определяем станции, разрабатываем рабочие листы и вопросники по станциям.

На станциях каждого объекта и происходит основная работа экспедиции. Ее успех зависит от тщательности сценирования и подготовки рабочих листов и вопросников для ребят. Этой работой должны заниматься эксперты из числа учителей или «хозяев» объекта (работники предприятий и учреждений, экскурсоводы и другие специалисты). С ними должен работать руководитель экспедиции или методист, который удерживает целостное видение всего маршрута и всей экспедиции.

Так при проектировании маршрута и станций на КраМЗе логично было показать весь производственный процесс с точки зрения заказчика, который обратился на завод со своей потребностью изготовить определенное количество нужного ему алюминиевого профиля. Главная особенность и преимущество этого предприятия – его гибкость, способность быстро переналаживать производство под нужды заказчика.

Это обеспечивается инструментальным производством, где по эскизу профиля, представленному заказчиком, на компьютере проектируется инструмент для изготовления профиля. Этот инструмент – матрица из твердого и прочного сплава, и он сразу же изготавливается на станках с программным управлением. Здесь организуется вторая станция, а первая проходит там, где с ребятами проводится инструктаж по технике безопасности и их знакомят с историей завода и его производством.

Процесс проектирования и изготовления инструмента может занять всего лишь несколько часов, и готовую матрицу можно передавать в цех, где на волочильных станках этот профиль будут вытягивать из алюминиевой чушки. Здесь заканчивается основное производство, но для заказчика важен не только профиль, но и состав сплава, из которого этот профиль будет изготовлен, поэтому третья станция – в цехе, где составляются нужные сплавы. Здесь ребята видят, как с соседнего завода, где выплавляется алюминий, прямо в ковше доставляется расплавленный металл. К нему добавляются необходимые присадки и получается заданный заказчиком сплав. Состав сплава контролируется в лаборатории, где ребят ждут задания третьей станции. Там они пробуют работать на самом настоящем масс-спектрометре, который точно определяет, какие элементы и в какой пропорции присутствуют в образце сплава.

Четвертая станция – в цехе, где изготавливаются профили, а пятую станцию можно провести на обратном пути, где нужно задать ребятам итоговые вопросы по всему процессу, который они исследовали.

Мы видим, что маршрут производственной экспедиции обычно задается технологическими процессами, однако на Красноярской ГЭС все производство электроэнергии происходит в одном месте и в автоматическом режиме, поэтому здесь для организации дополнительных станций было решено поручить ребятам исследовать химические свойства воды после того, как она проходит турбины ГЭС. И конечно, еще одна станция – возле макета ГЭС, где можно исследовать процесс проектирования и строительства ГЭС. Здесь же уместно поставить участникам вопросы о физической основе работы гидроэлектростанций, их влиянию на окружающую среду, опасностях и рисках, возникающих при работе таких объектов.

Организация станций на культурных объектах подчиняется другой логике – здесь организующая роль принадлежит в первую очередь, истории. Ребята исследовали центральную часть города Красноярска и его достопримечательности именно на основе линии времени. Аналогично была организована станция на базе библиотеки-музея В.П. Астафьева: получив эмоциональный настрой на видовой площадке, ребята приступили к исследованию произведений писателя по методике углубленного чтения.

Не всегда удается в одной экспедиции совместить исследование всех трех видов объектов – производственных, культурных и природных, но в экспедиции 2013 г. это удалось сделать. Более того, на протяжении всей экспедиции ребята жили в домиках на территории Государственного заповедника «Столбы». Это послужило дополнительным источником приключений: заповедник впервые осваивал новый вид деятельности, и в одну из ночей в домике вырубилось электричество, и температура стала быстро падать. Ребятам пришлось перебраться в соседний домик и провести ночь «в тесноте, да не в обиде», что стало одним из ярких впечатлений экспедиционной жизни.

Станции в заповеднике были разнесены по разным дням и относились к разным сторонам деятельности заповедника – охранительной, просвещенческой, спортивно-культурной. Охранительная деятельность исследовалась на наглядных материалах визит-центра, просвещенческая – на экологической тропе, а спортивно-культурная – на скалах, давших заповеднику название и важнейшие традиции сообщества скалолазов-столбистов. Именно последний день, проведенный ребятами с одним из старейших столбистов, был кульминацией всей экспедиции.

Разработку маршрута по станциям вряд ли можно полностью отделить от сценирования исследований на станциях, которое заканчивается оформлением рабочих листов и вопросников. Рабочий лист разрабатывается для каждой станции, он может быть объединен с вопросником, то есть вопросы могут быть встроены в рабочий лист, а сам рабочий лист – это сценарий деятельности ребят на данной станции. Эта деятельность может быть представлена как командная или индивидуальная, а сам рабочий лист – это наиболее подробное представление и основа работы экспедиции: в нем описывается, что делают ребята, на какие вопросы они должны получить ответы, кто еще участвует в работе, к кому они могут обращаться за помощью, а также – в случае необходимости, особые условия и правила работы на данной станции.

Разработка рабочих листов – наиболее творческая часть подготовки к экспедиции, и это – основной предмет заботы руководителя экспедиции, который должен сформировать команду специалистов и организовать ее работу в режиме коллективного проекта.

1.4. Разрабатываем дорожную карту маршрута и расписание по дням.

При разработке дорожной карты и расписания по дням все методические идеи, выраженные в рабочих листах, получают свое окончательное выражение во времени и пространстве. Здесь должны быть учтены географическое расположение объектов, транспортные средства и особенности трафика по путям перемещения, а также режим питания и отдыха ребят.

Результат этого этапа лучше всего выражать в виде Справочника участника экспедиции, где приводится вся информация, необходимая каждому участнику, который отправляется в экспедицию и планирует, как одеться и что взять с собой, заранее знает, какие исследования его ждут в каждый из ее дней.

1.5. Проводим с участниками подготовительные занятия (для оснащения их необходимыми ЗУН).

После разработки рабочих листов у организаторов появляется представление, какими ЗУН должны обладать участники экспедиции, чтобы осуществить все предусмотренные исследования. Конечно, разработчики рабочих листов примерно оценивают «вооруженность ЗУНами» ребят определенного возраста, но вся сложность их работы в том, чтобы участникам пришлось решать некоторые проблемы, не сводящиеся к решению примеров из учебника, а требующие некоторого напряжения и смекалки. Здесь же открывается поле для межпредметных заданий, и подготовительные занятия служат для того, чтобы ребята представляли, как их можно решать.

Наибольший эффект от этих занятий получается, если они проводятся непосредственно перед нечалом экспедиции, которая как правило, назначается на середину сентября.

В любом случае, подготовительные занятия не должны быть репетицией экспедиционных исследований!

1.6. Определяем требуемые ресурсы.

Образовательная экспедиция представляет собой проект, и как любой проект, она должна быть обеспечена ресурсами. Руководитель экспедиции организует работу по планированию всех видов ресурсов – прежде всего, кадровых (команда проекта), а также временных, материальных и финансовых. Важную роль играют административные и организационные ресурсы, позволяющие гарантировать четкое взаимодействие экспедиции с различными организациями.

1.7. Планируем экспедицию в целом, включая обеспечение жизненных условий.

Подготовительный этап экспедиции завершается подробным ее планированием, где обязательно учитываются все подробности переездов, размещения и питания участников с учетом всех существующих норм обеспечения безопасности детей.

 

2. ПОЛЕВОЙ ЭТАП

2.1. Сообщаем дату старта и программу.

Программа может входить в состав Справочника участника или быть отдельным документом, но в любом случае, все документы экспедиции лучше напечатать заранее, чтобы участники успели хорошо подготовиться к ней. Если дату затруднительно определить заранее, то программу можно печатать по дням экспедиции. Следует обратить внимание на символику ШНП и других участвующих организаций при оформлении документов экспедиции.

2.2. Приводим в готовность все обеспечивающие службы.

Как только становится известна дата начала экспедиции, она сообщается всем обеспечивающим службам партнерских организаций.

2.3. Стартуем, прибываем, размещаемся, сообщаем режим дня и расписание событий.

Организованно стартовав, экспедиция размещается на месте, где участникам сообщается режим дня и уточненное (в случае необходимости) расписание ближайших событий.

2.4. Знакомство и командообразование.

Если участники не знакомы друг с другом, организуется специальная церемония, на которой участников представляют друг другу и им выдаются символы экспедиции (футболки, бейсболки, банданы, значки и др.). Затем участники разбиваются на экспедиционные команды (экипажи, патрули, группы и т.п.), при этом, как правило, участники, представляющие одну образовательную организацию, направляются в разные команды. Вновь образованные команды проходят ряд испытаний, подобранных так, что их прохождение требует тесного взаимодействия членов команды.

2.5. Выезд на объект, прибытие, инструктаж от хозяев.

Выезд на первый объект – ответственный момент, так как здесь проверяется успешность подготовки экспедиции, по прибытии на объект обычно следует приветствие от хозяев и краткая информация об объекте и правилах поведения при его посещении (включая технику безопасности).

2.6. Работа на объекте по станциям, сбор материалов (образцов), документирование (включая фото и видеосъемку).

После вводного инструктажа начинается работа в соответствии с разработанным маршрутом по станциям, где ребята проводят исследования согласно рабочим листам. При этом, если это предусмотрено листом, они собирают материалы (образцы) и документируют свою работу в виде записей в блокноте или на цифровых носителях, фото и видео-съемки.

Мотивирующим фактором при этом может служить конкурс отчетов, фото и видео репортажей и других материалов, описывающих события экспедиции. Условия конкурса объявляются до начала экспедиции.

2.7. Питание.

Регулярности и качеству питания следует уделять особое внимание, так как в экспедиции у ребят повышенные затраты энергии, а вкусная еда смягчает любые напряжения, которые могут возникать в общежитии и в процессе совместной деятельности. Как правило, в своих отзывах дети уделяют питанию большое внимание.

2.8. Организация свободного времени.

Главный принцип – свободного времени у ребят должно быть как можно меньше. По вечерам нужно организовать обмен впечатлениями между участниками, подведение итогов (с элементами рефлексии) и обсуждение планов на следующий день. В каждой команде полезно выделить летописца событий экспедиции, в то время как остальные участники записывают свои впечатления в цифровой форме и по возможности, размещают их в социальных сетях.

2.9. Обеспечение физиологических потребностей (тепло, просушка, личный туалет, отдых…).

Этому вопросу нужно уделить особое внимание, поскольку от него зависит здоровье и самочувствие участников. На подготовительном этапе выясняются особенности места размещения и во время проведения экспедиции организаторы должны добиваться полного выполнения ранее достигнутых договоренностей.

2.10. Безопасность и медицинская поддержка.

Здесь необходимо неукоснительное выполнение правил и норм организации выездов детей, их сопровождения и медицинского обеспечения.

2.11. Организация возвращения.

Возвращение с каждого из объектов, а также из экспедиции в целом должно быть обеспечено контрольным сроком и местом сбора, объявленным заранее всем участникам, чтобы они в любом случае могли нагнать остальных участников.

 

3. КАМЕРАЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1. Сортировка и обработка материалов, получение результатов.

По возвращении из следует, не откладывая, организовать первичную сортировку материалов, собранных в экспедиции. При этом ребята, работавшие в разных командах, вернувшись в свою школу, собирают и упорядочивают материалы по объектам и темам исследований, проведенных в экспедиции. При обработке материалов и получении результатов желательны консультации с учителями-предметниками, а также дистанционные поддерживающие мероприятия.

3.2. Составление отчетов.

Составление отчетов может быть мотивировано через организацию конкурсов, а также установлением бонусов за составление отчетов в виде преимуществ при отборе на участие в других мероприятиях ШНП.

3.3. Отзывы организаторам.

Отзывы участников играют немаловажную роль в принятии решений о финансировании будущих мероприятий ШНП, поэтому начинать сбор этих отзывов (желательно в форме видеоинтервью) лучше начинать уже на финише экспедиции, когда еще свежи впечатления. При этом полезно объяснить ребятам, что не нужно чрезмерно усердствовать с благодарностями – лучше поделиться тем, чему новому человек научился, как он собирается использовать полученные знания, опыт и представления, что нового он понял о себе и т.д.

3.4. Благодарственные письма.

По окончании экспедиции нужно направить благодарственные письма всем партнерам-хозяевам объектов исследования экспедиции, а также всем, кто помогал в подготовке и проведении экспедиции - адресуя их юридическим и физическим лицам. В этих письмах желательно использовать символику ШНП.

 

4. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

4.1. О роли педагога.

Буквальный перевод термина «педагог» с древнегреческого – «ведущий, сопровождающий ребенка».

В этом и состоит главная роль педагога в экспедиции:

  • предоставляя максимально возможную самостоятельность детям, быть рядом и обеспечивать безопасность,
  • удерживать цель экспедиции и задавать вопросы, продвигающие к ней,
  • по возможности, воздерживаться от ответов (первый ответ педагога - «А сам ты как думаешь?»), используя в крайних случаях сократовский диалог, т.е. подводя к желаемому ответу через последовательность вопросов,
  • обеспечивать через вечернюю рефлексию осознание и присвоение детьми нового опыта и способов думать и действовать,
  • придумывать дополнительные интересные задания по ходу действия, воспринимая свое участие в экспедиции как увлекательную игру и вызов своим профессиональным умениям и опыту,
  • осознавать свою новую роль как расширение сознания и профессиональной позиции, фиксировать методические находки и открытия, сделанные коллегами и самим собой.

4.2. О городских экспедициях.

Роль памятников

Большинство городских культурно-исторических объектов можно смело отнести к категории памятников (скульптурных, архитектурных, ландшафтных, текстовых, изобразительных и т.д.). В чем состоит роль памятников? Какую память люди хотят через них донести до потомков? Какие ценности и убеждения, какие послания потомкам они несут?

Методические акценты экспедиции по городу

Ориентирование по карте:

  • уметь найти свое местоположение по несомненным ориентирам (рельеф местности, реки и озера, центральная улица, храмы, памятники и др.),
  • уметь пользоваться помощью местных жителей (критическое мышление, проверка гипотез),
  • уметь проложить на карте оптимальный маршрут движения и воплотить его на местности,
  • уметь найти определенный объект на карте и на местности.

Исследование памятников:

  • Фактографическая информация (кто изображен, кто автор и архитектор, кто строил и финансировал)
  • В чем состоит роль памятника (в чем его предназначение, какую память он должен сохранить, какие ценности и убеждения он передает потомкам)
  • Что бы сделали мы, если бы хотели лучше передать смысл этой роли (другое место и окружение, другое воплощение…)
  • Каких памятников не хватает в городе, где их можно было бы разместить

Игровые компоненты (лучше их использовать на подготовительном этапе или в вечернее время).

Игра строится на популярном фантастическом сюжете – все люди (в определенной местности или на всей планете) в один прекрасный день теряют память.

Как восстановить знания, технологии, цивилизацию, культуру?

Вариант игры: о такой катастрофе стало известно заранее, как к ней подготовиться?

Активность детей

Дети могут играть роль традиционных экскурсоводов, сообщая фактографическую информацию, но не следует их к этому специально готовить - это может быть «побочным эффектом» предварительного знакомства с городом на подготовительном этапе экспедиции.

4.3. О взаимодействии с юридическими лицами

Образовательная экспедиция часто проходит на территории, находящейся в ведении юридических лиц – частных, муниципальных и государственных предприятий, учреждений науки, культуры, образования, органов местного и регионального управления. При организации экспедиции необходимо выстраивать взаимодействие с этими партнерами.

Знакомство

После определения перечня объектов экспедиции на ее подготовительном этапе нужно запланировать работу со всеми партнерами – организациями различных форм собственности, в ведении которых находятся эти объекты. Содержание этой работы зависит от исходного уровня знакомства с намечаемым партнером.

Если этот партнер является шефом школы, то лучше начинать работу через регионального координатора ШНП - он обычно рекомендует для работы одного или нескольких специалистов, которые будут помогать в организации экспедиции в рамках шефской помощи. Аналогичный подход можно применять в том случае, когда первичное знакомство с партнером обеспечивает один из родителей учащихся школы.

В любом случае, наилучший результат получается, если знакомство происходит на уровне первого лица организации-партнера. Кроме руководителя, в успехе экспедиции объективно заинтересованы сотрудники службы по связям с общественностью (PR), а непосредственно участвуют в подготовке экспедиции обычно специалисты службы управления или развития персонала (HR), для которых обучение является частью их прямых обязанностей. Если организация небольшая, то обе эти роли может замещать руководитель организации или его заместители.

В целом, для организации полезно знакомство со своими потенциальными потребителями или пользователями, так же, как и публичная демонстрация корпоративной социальной ответственности (КСО). Если в организации работают родители учащихся, то для них должно быть очевидно чувство гордости, которое будут испытывать их дети после визита школы на место их работы.

Подготовка экспедиции на территории организации

Организаторам экспедиции следует стремиться к тому, чтобы уже на этапе планирования был выделен один сотрудник организации, который будет осуществлять общую координацию работ по подготовке и проведению экспедиции на территории организации. Именно с этим сотрудником (который может привлечь своих коллег) организаторы могут начать разработку маршрута путешествия по территории с выделением «станций», на каждую из которых оформляется рабочий лист.

В идеале на каждой станции участников экспедиции встречает ее «хозяин», который называет станцию и сообщает о ее предназначении, а затем исполняет роль проводника, который вкратце комментирует путешествие и отвечает на вопросы путешественников. В случае необходимости, роль проводника берет на себя один из организаторов, прошедший обучение в службе развития персонала. В небольших организациях по всем станциям может вести один человек (главный инженер или технолог, заместитель руководителя по производству или по научной части и т.п.).

Организаторам следует уделить внимание специальной педагогической подготовке «хозяев», обращаясь к ним с просьбой не сообщать детям сразу всей информации, стараясь стимулировать их активность.

По опыту проведения путешествия и работы хозяев станций можно выявлять будущих кураторов для участия в проекте Школа реальных дел. По окончании экспедиции нужно обязательно поблагодарить руководителя (по возможности – публично) и всех сотрудников организации, которые обеспечивали ее прохождение на территории организации.

Первая и последняя станции

Путешествие по любой организации начинается с рассказа об ее истории, который можно совместить с инструктажем по технике безопасности и правилах поведения на территории. Иногда на этой станции происходит переодевание в спецодежду. Вводный инструктаж организаторам полезно использовать для того, чтобы еще раз повторить правила игры – работы с рабочими листами, этики поведения на станциях и т.п.

Последняя станция имеет решающее дидактическое значение: здесь дети могут задать все вопросы, которые они не успели задать, здесь подводятся итоги заполнения рабочих листов, здесь проводится экспресс-рефлексия, где собираются свежие впечатления о путешествии по организации. Здесь же можно провести краткий «разбор полетов», где взрослые дают обратную связь детям об их поведении во время путешествия, чтобы на следующем этапе экспедиции скорректировать их поведение.

Перед началом путешествия местоположение последней станции должно быть объявлено всем участникам экспедиции, и она служит местом сбора для отставших, хотя таких нештатных ситуаций следует избегать путем тщательной разработки маршрута и безотрывного наблюдения за детьми со стороны организаторов. Особенно это относится к ландшафтным объектам, которые могут не иметь явных границ на местности (заповедники, участки леса, загородные усадьбы, большие парки и т.п.).

Приложения