Синхронизированное планирование первой и второй половины дня

Рейтинг:862

СИНХРОНИЗИРОВАННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ДНЯ

1 класс

Как работать с мета-темой недели

Мета-тема недели – заданный контекст более мелкого временного периода планирования, чем это обычно принято в школе (четверть, полугодие, год). Мета-тема недели позволяет не столько синхронизировать учебный материал различных предметов, сколько дает возможность всем преподавателям класса синхронизировано и целенаправленно осуществлять явные и неявные воспитательные воздействия в учебной деятельности; мета-тема недели определяет направленность этих воздействий, атмосферу, стиль и тон жизни класса не только во время уроков, но и вне их на занятиях второй половины дня, имея свое продолжение за пределами школы (дома, в семье).

В рамках темы года «Моя семья – мой класс» выделена мета-тема «Знакомство с семьей». Это значит, что на протяжении всей учебной недели и на уроках, и на занятиях второй половины дня каждый из преподавателей включит в свой предметный материал такие понятия (микротемы), как моя семья, члены моей семьи, мои родители, мои братья и сестры, бабушки и дедушки, другие родственники, где живет моя семья, мои домашние животные. Распланировав на неделю последовательность и степень полноты включения каждого понятия (т.е. о чем именно и в какой мере данное понятие будет включено в тот или иной урок/занятие ), с помощью предметного тематического поурочного планирования выстраиваем логику и определяем способы работы в рамках заданной недельной темы (определяем своего рода «движение в теме», ее «открытие»: от уроков первой половины дня к занятиям второй половины дня).

На уроках технологии и изобразительного искусства все предельно понятно и очевидно: та или иная микротема становится темой самого урока/занятия : «Портрет семьи. Рисунок на асфальте», «Аппликация из бумаги «Моя семья».

На уроках музыки микротема определяет для учителя подбор музыкального репертуара и интерпретацию музыкальных произведений: «Как водят хоровод? Встают в круг и стар, и млад, берутся за руки. Можно ли дома водить хоровод, с кем, когда вы водите хоровод всей семьей? и т.д. или «Какую музыку слушают в моей семье, фонотека моей семьи». Учитель может сформулировать задания типа «Послушайте всей семьей...»

На уроках физкультуры учитель может использовать различные варианты заданий: «Потренируйтесь дома с родителями выполнить …», «Покажите, как в вашей семье играют в …»

На уроках обучения чтению и окружающему миру микротему дня учитель раскрывает через подбор текстов, иллюстративный и наглядный материал, вопросы, предлагаемые для обсуждения в классе, используя аналогии и ассоциативные связи: «Слово состоит из частей слова, как семья состоит из родственников. В слове, как и в семье есть корень. Давайте подумаем, что это за часть слова такая? Вспомним известное выражение, которое наверняка вы слышали от своих родителей «Корни семьи». Что это может значить?» Учитель может вести толковый словарик «Семейных слов», который пополняют дети вместе с родителями.

На уроках математики и обучению письму учитель раскрывает микротему через создание текстов задач или упражнений, изменение словесного оформления задач, формулировку заданий и вопросов: «Рабочая строка – это место, где живут буквы, которые мы пишем. Строки могут быть узенькими и широкими, цветными и черно-белыми, жирными-жирными и очень тоненькими. Строки – это опора и поддержка для букв, без строчек буквы распадаются и не могут построить слово. Строка очень похожа на дорогу, по которой вы с папой и мамой, взявшись за руки, идете в школу. По какой дороге вы с родителями ходите в школу? Где живет ваша семья?», «Пропиши дома одну строку больших наклонных линий. Попроси написать большие наклонные линии каждого из членов твоей семьи. Чьи линии тебе нравятся больше всего? Почему?», «Сколько у тебя мам? Сколько у тебя пап? Одна мама, один папа. У каждого из нас одна мама, один папа. Неслучайно цифра один произошла от слова единый. Вместе с папой и мамой ты составляешь единую, т.е. одну семью», «Кто из вас живет в доме (квартире), в номере которого встречается цифра один? У кого из вас есть один брат или одна сестра? У кого из членов твоей семьи день рождения в первом месяце зимы (весны, лета, осени) и.т.д.». 

Четырехлетний цикл годовых тем

1 класс или первый год «Мой класс - моя семья»

2 класс или второй год «Мой дом – моя школа»

3 класс или третий год «Моя округа – мой город»

            4 класс или четвертый год «Россия – наша Родина, наш Дом, наше Будущее»

«Мой класс – моя семья»