Школа тайн и открытий

Ребенок начинает исследовать мир с первых недель жизни, когда он тянет в рот свои собственные ручки и ножки, потом он учится ходить, попадать ложкой в рот, бросать мяч, проектирует и строит замки из песка – все то, что делает инженер! А еще он пробует управлять родителями, задавая им тысячи вопросов и добиваясь от них выполнения своих желаний…

От всего этого отучают уже в начальной школе, о чем пишет С.Я. Маршак:

Он взрослых изводил вопросом “почему”,
Его прозвали – “маленький философ”,
Но только он подрос, и начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задавал вопроса “почему”.

Как сохранить и развить природную тягу к исследованию и проектированию? Как сохранить желание задавать вопросы? Эти задачи решает Школа тайн и открытий» - альтернативный курс по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов начальной школы.

Как же выполнять учебные планы и добиться дисциплины в классе, где два с лишним десятка детей знают, что задавать вопросы – это хорошо, и когда класс изучает силу ветра, девочка может поднять руку и спросить «А у жуков есть зубы?». Подавить любопытство девочки – плохо, отвлечь весь класс – еще хуже, что же делать? Для этого есть "Книга Тайн и Открытий", куда заносятся этот и другие детские вопросы. Когда придет время, класс вернется к ним, и ответ, полученный совместными усилиями, будет записан в ту же Книгу уже как открытие. Кроме этой Книги, у каждого из ребят есть свой "Журнал Исследователя", куда он заносит свои собственные результаты, полученные как в школе, так и вне ее. Курс очень технологичен: учитель получает более десятка рабочих инструментов – чего стоит хотя бы "Учебный календарь" – рулон обоев, на обратную сторону которого весь год ежедневно заносятся помимо результатов метео- и астрономических наблюдений, события дня и полученные знания. А "Коробка Изобретателя", где сложена всякая всячина, которая пригодится детям, когда они будут что-то мастерить, а "Книга связей", куда класс заносит свои соображения о том, что с чем связано… В ШТО дети учатся задавать вопросы и искать ответы, делать и думать.

Проект “Школа тайн и открытий” проводится в рамках экспериментальной площадки Федерального института развития образования, объединяющей более 30 школ из 11 регионов. В проекте участвует Московский педагогический государственный университет. Участники эксперимента проводят занятия в рамках основного и дополнительного образования, что дает возможность детям познакомиться с основными исследовательскими и инженерными практиками, формируя у них устойчивое положительное отношение к естественнонаучному и технологическому образованию. Курс нацелен на воспитание самостоятельности и умения доводить дело до результата, это интегрированный учебный предмет, где усваиваются на практике методы наблюдения и описания общественных явлений, явлений живой и неживой природы, элементы географии, обществоведения, технологии, физики, химии, биологии и экологии. Дети осваивают технику проведения наблюдений и измерений, учатся изготавливать простейшие приборы и модели, развивают коммуникативные навыки, осваивают практику работы в группе.

  • 20 мероприятий
  • 3 региона
  • 500 участников
  • Цели и задачи
  • Чем мы уникальны
  • Новости

Цель проекта:

Цель проекта - обновление естественнонаучного образования в начальной школе, выведение его на современный уровень.

Задачи проекта:

Экспериментальная апробация и внедрение курса «Школа тайн и открытий», который:

  • широко использует исследовательский метод обучения;
  • естественно реализуется в ИКТ насыщенной образовательной среде;
  • отвечает требованиям ФГОС НОО;
  • обеспечивает устойчивое достижение новых образовательных результатов подавляющим большинством учащихся.

В большинстве стран мира статистические данные показывают, что интерес к исследованиям и науке как способу познания мира у детей за время обучения в начальной школе существенно снижается.

Это служит причиной снижения мотивации к учебе вообще, которое продолжается все годы учебы в средней школе. Аналогичная проблема существует и в отечественной школе. Преподавание дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе дает хорошую возможность заложить у учащихся основы научного мировоззрения, познакомить их с научной терминологией и методами научного исследования. С учетом возраста детей это предпочтительно делать посредством приобретения ими личного опыта проведения элементарных измерений, создания конструкций простых приборов и моделей, реализуя таким образом идею «обучения через действие».

Эта концепция, будучи реализованной в курсе «Школа тайн и открытий», предполагает следующие изменения по сравнению с традиционным подходом к преподаванию дисциплины «Окружающий мир»:

  • Новая роль учителя, который проектирует и организует исследовательскую и творческую деятельность детей, консультирует их и помогает интерпретировать полученные результаты, не предлагая готовых рекомендаций и ответов, но используя методику сократовского диалога
  • Новое отношение к возможным ошибкам (пробным действиям) детей, которые можно использовать для рефлексии и постановки новых вопросов и тем для исследования
  • Новое понимание групповой работы детей как возможности их взаимного обучения, которое является эффективной формой овладения младшими школьниками и предметным материалом, и навыками 21-го века
  • Новая организация учебного материала курса, обеспечивающая целостность восприятия детьми явлений окружающего мира в их взаимосвязи и взаимозависимости
  • Широкое использование реальностей окружающего мира за стенами школы, практические действия детей с предметами и наблюдения за явлениями природы
  • Интенсивное использование возможностей ИКТ насыщенной образовательной среды для организации и осуществления учебной работы школьников и педагогов
  • Новые возможности построения индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа продвижения детей по этим траекториям
  • Педагогический квест
    Читать

    4 апреля на базе школы № 22 г. Красноярска был проведен педагогический квест по теме: «Ознакомление с инновационным курсом внеурочной деятельности «Школа тайн и открытий».

  • Детский университет
    Читать

    С 29 марта по 31 марта в школе № 22 г. Красноярска состоялась сессия Детского университета.

  • Пятиклассники базовой школы прошли посвящение
    Читать

    В начальной школе ребята, которые сейчас учатся в 5 классе, освоили курс естествознания «Школа тайн и открытий». Совершая собственные открытия, проводя исследования и испытания, ребята познавали окружающий мир. Теперь они...

  • Наши школы в списке лучших школ России 2016 года
    Читать

    Московский центр непрерывного математического образования при содействии Министерства образования и науки РФ подготовил перечень 500 лучших образовательных организаций и 200 лучших сельских общеобразовательных организаций,...

  • Лучшие школы России-2016
    Читать

    Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке «Социального навигатора» МИА «Россия сегодня» и «Учительской газеты» при содействии Министерства образования и науки РФ опубликовал...

  • С Международным Днём Учителя!
    Читать

    Дорогие, глубокоуважаемые Учителя!

    Примите наши искренние поздравления с вашим профессиональным праздником - Международным Днём Учителя!

  • С Днем Учителя!
    Читать

    Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

    Поздравляем вас с праздником!
    Сообществу учителей нового поколения хотим пожелать новых увлекательных проектов, преодоления и удовольствия от...

  • Пополнение в ТРЦ «Сорок и Ко»
    Читать

    21 августа команда из четырёх педагогов школы № 40 г. Ангарска отправилась на машине в город Улан-Удэ.

  • В ТОП-10 по результатам ЕГЭ
    Читать

    Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края обнародованы результаты ЕГЭ 2016 года. Предварительные результаты выпускников образовательных организаций Усть-Лабинского района подтвердились и...

  • Летняя школа: «Территориальные ресурсные центры Программы ШНП. Обмен опытом». Итоги
    Читать

    На Байкале завершила свою работу Летняя школа для администраторов образовательных учреждений, посвященная организации территориально-ресурсных центров Программы «Школа нового поколения» в школах Сибири.

  • Лагерь «Дорога в Изумрудный город». День четвертый
    Читать

    «Историко-археологический музей-заповедник «Фанагория» посетила сегодня еще одна группа участников лагеря «Дорога в Изумрудный город», проходящего в школе № 8 пос. Сенной. Для ребят была проведена экскурсия на раскоп и в...

  • Лагерь «Дорога в Изумрудный город». День третий
    Читать

    Третий день в школьном лагере начался… с медицинского обследования. Каждого ребёнка взвесили, измерили рост. Такие же процедуры будут проведены и в конце отдыха, для того чтобы посмотреть подросли ли участники лагеря.

  • Лагерь «Дорога в Изумрудный город». День второй
    Читать

    Второй день участники летнего лагеря в школе № 8 пос. Сенной вместе с Элли и ее друзьями идут по желтой дорожке, вымощенной кирпичиками, выданными детям за проявленное умение.

Более 7 партнеров

Более 7 партнеров

загрузка карты...

Как стать участником?

  • разработка средств формирования организационной культуры школы как самообучающейся организации (включая методологию, методики, рекомендации, нормативные документы и описания кейсов);

  • разработка и внедрение передовой методологии образовательного процесса, создающего широкое поле возможностей для самоопределения учащихся, что способствует формированию и социализации личности в развивающемся обществе (см «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»)

  • исследование и разработка изменений в содержании и формах педагогического профессионального образования (новые учебные курсы и тренинги);