Школа инженерной культуры

В современной школе трудно приобщить детей к инженерному мышлению, творчеству, культуре. Как изменить положение, что делать, чтобы дети «шли в инженеры»? Вряд ли школе стоит учить их инженерному делу, но можно дать представление о том, что делают инженеры разных профессий. А еще лучше – дать попробовать себя в роли инженера, почувствовать радость преодоления трудностей, которые ставит перед ним жизнь.

Какие ценности составляют ядро инженерной культуры? От Архимеда до Королева и Стива Джобса инженерами руководило стремление изменить мир к лучшему, сделать что-то полезное, что облегчает жизнь, делает ее более интересной и безопасной

Как приобщить ребят к этим ценностям? В ШИК это происходит, когда дети и взрослые вместе ставят опыты, наблюдают, измеряют, проектируют, конструируют и изготавливают модели и реальные объекты. При этом осваиваются технологии – от самых простых до самых современных, но главное – постепенно присваиваются нормы, правила, язык, способность мыслить и действовать, как инженер.

Проект поддержан Агентством стратегических инициатив.

Чем отличается инженерный подход к жизни? Тем как человек воспринимает мир, как он думает, и что он делает. У него сохраняется с детства способность удивляться и стремление задавать вопросы – окружающему миру, людям, себе самому. Особенность характера инженера – недовольство существующим положением вещей, которое заставляет задуматься над проблемой, представить себе желаемую ситуацию и найти путь от того, что не нравится, к тому, что хочешь. Инженерных профессий очень много, но можно выделить то, чем занимается любой инженер: он исследует то, что уже существует, проектирует и создает то, чего раньше не было, и управляет - процессами, людьми и собой. Школа может создавать такие ситуации, где ребята могут себя испытать в каждой из этих ролей, работая вместе над проектами. Ведущий педагогический принцип ШИК – обучение действием, о котором Конфуций сказал: "Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю". При этом меняется роль учителя, который руководит проектом, он становится наставником и консультантом, который может подсказать, где поискать нужную информацию, к какому учителю-предметнику обратиться. Тема проекта не обязательно лежит в области техники и точных наук – проект может иметь социально-культурный характер, и здесь понадобятся другие знания. Но в любом случае, кроме знаний и креатива, нужна воля, чтобы довести дело до результата, умение работать в команде и продуктивно общаться, распределять время и другие ресурсы. Полученный при этом опыт пригодится в жизни, - и не только в работе.

Как работает ШИК? Не отказываясь от фундаментальности естественно-научного образования, школа строит образовательную систему в логике развития ребенка, с учетом истории развития инженерии. При этом учитывая традиции и опыт учителей, она предлагает им новый подход. В первую очередь, это относится к начальной школе, где большая роль отводится Игре, которая должна моделировать объекты, явления и отношения, существующие в реальности. Четырехлетний курс «Школа Тайн и Открытий» воспроизводит основные способы познания мира и инженерного творчества. По мере взросления игра и роли в ней все точнее отражают реальность, в курсе «Основы естественно-научных исследований» учащиеся 5-6 классов уже всерьез играют в научную деятельность со всеми ее атрибутами – постановка задачи, формирование гипотезы, планирование и проведение эксперимента (включая изготовление необходимых приборов), обработка результатов и их представление на конференции. Наконец, когда у ребят появляются элементарные знания в точных науках, им предлагается участвовать в проекте «Школа Реальных Дел», где задания на проектирование выдают вполне реальные работодатели, а результаты проектов имеют прикладное значение. Все начинается с краткого описания ситуации и выдачи задания, и затем ребята начинают действовать: организуются в команды, появляются лидеры, следует практика, которая создает у ребят ощущение недостаточности знаний и желание их пополнить. Это позволяет учителю занять позицию консультанта и наставника, помощника и проводника на пути познания. Ученик при этом занимает активную позицию, понимая, что учитель не может и не должен обеспечить полноту его знаний – для этого вполне подходит поиск в Интернете и обращение к специалистам. В настоящее время ШИК – это целостная система курсов и мероприятий основного и дополнительного образования, проводимых в школе и вне школы, в учебное время и на каникулах, в городских и загородных лагерях и образовательных экспедициях. Значительная часть мероприятий ШИК проводится в сотрудничестве с научными учреждениями и предприятиями, включая бизнесы Компании «Базовый элемент».

  • 151 мероприятие
  • 21 регион
  • 2509 участников
  • Цели и задачи
  • Чем мы уникальны
  • Календарь мероприятий
  • Новости

В современной российской школе ситуацию с приобщением детей к инженерному мышлению, творчеству, культуре можно назвать кризисной. Падает интерес детей и их родителей к инженерным профессиям, а вслед за ним падает уровень преподавания точных наук и технологии в школе. Как повысить мотивацию подростков знакомиться с основами инженерии, если общеобразовательная школа не должна напрямую обучать инженерному делу? Как изменить положение, что делать, чтобы дети «шли в инженеры»?

Перспективным является путь воспитания, приобщения ребят с самого раннего возраста к инженерной культуре, базовой ценностью которой во все времена было стремление изменить мир к лучшему. Целью при этом является не столько сообщение знаний, сколько приобретение детьми представления о различных видах этой деятельности и личного опыта преодоления вызовов, которые возникают перед инженером.

Как Школа нового поколения решает задачу передачи этих ценностей учащимся? Она организует совместную деятельность детей и взрослых, чтобы они могли получить личный опыт через выполнение исследований и проектов, конструирование, проектирование и изготовление реальных объектов с использованием самых современных технологий, общение с успешными людьми из мира бизнеса, производства, науки. При этом происходит постепенное присвоение норм, правил и поведенческих стереотипов инженерной культуры.

В настоящее время ШИК – это целостная система курсов и мероприятий основного и дополнительного образования, проводимых в школе и вне ее, в учебное время и на каникулах, в городских и загородных лагерях и образовательных экспедициях. Значительная часть мероприятий ШИК проводится в сотрудничестве с научными учреждениями и предприятиями, включая бизнесы Компании «Базовый элемент».

К сожалению, в ближайшее время мероприятий не запланировано

Более 10 партнеров

Более 10 партнеров

загрузка карты...

Как стать участником?

  • разработка средств формирования организационной культуры школы как самообучающейся организации (включая методологию, методики, рекомендации, нормативные документы и описания кейсов);

  • разработка и внедрение передовой методологии образовательного процесса, создающего широкое поле возможностей для самоопределения учащихся, что способствует формированию и социализации личности в развивающемся обществе (см «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»)

  • исследование и разработка изменений в содержании и формах педагогического профессионального образования (новые учебные курсы и тренинги);