Обучение действием

Что выгоднее - производить пшеничный квас или комбикорм? Покупать сырье или выращивать его самостоятельно? Под какие проценты и на каких условиях брать кредиты? Такие недетские проблемы обсуждал депутат Государственной Думы Алексей Езубов, приехав на встречу с... детьми. Правда, в седьмой школе станицы Воронежской собрались не совсем обычные дети: в дни осенних каникул здесь, на базе лагеря дневного пребывания, отдыхали ученики АгроШколы «Кубань» - уникального образовательного проекта, ставшего частью комплексной программы «Школа нового поколения».

Обучение действием

Каникулы с пользой

Работа по профессиональной ориентации старшеклассников на аграрные специальности, дефицит которых довольно ощутим на районном рынке труда, началась три года назад при активной поддержке Фонда «Вольное Дело» и одного из самых крупных наших работодателей - АгроХолдинга «Кубань». Всю социальную важность проекта оценил и Алексей Езубов и взялся его курировать со своей стороны.

В осенние каникулы-2017 на базе шести школ района работали смены с говорящими названиями «Колосок», «Семечко», «Молоко», «Гайка», «Зернышко», «Сахар». Так что отдохнуть с пользой получилось у более чем 600 агроклассников и их наставников.

...Если в Ладожской ребята намеревались работать с кукурузой, в Некрасовской - ухаживать за буренками, в Усть-Лабинске - знакомиться с производством сахара, то в станице Воронежской собрались те, кто хотел узнать все о производстве и переработке пшеницы. Сюда и отправился депутат Езубов. Школьники вместе с педагогами в игровой форме готовились создать свое предприятие сельскохозяйственной направленности, определить вектор его развития. Но перед этим они побывали с экскурсией на мукомольном заводе, элеваторе, пекарне, в торговых сетях - словом, познакомились с полным циклом переработки пшеницы.

- Привить любовь к земле, дать представление о современных агрономах, механизаторах, селекционерах, зоотехниках, показать, что их сегодняшнее рабочее место давно не соответствует тем шаблонам, какие сложились у нас с колхозных времен, воспитать у подрастающего поколения осознанный интерес к аграрному сектору экономики - на это нацелены наши общие усилия, в том числе, и задачи проекта «Единой России» под названием «Российское село», - говорит Алексей Петрович, а потом, улыбаясь, делится увиденным. - Здесь, в этих школьных классах, дети в ходе деловой игры с удовольствием и, я бы сказал, с азартом решают серьезные производственные бизнес-задачи. Но что поражает еще больше: организацией довольно хлопотного процесса занимаются тоже дети! Стажеры, наставники - они постарше членов команд, но все же... И как же хорошо у них получается! Взрослые находятся рядом, но рулят ребята. Самостоятельные, ответственные. Это обнадеживает.

Все - в плюсе!

Более шестидесяти разработанных и реализованных «под ключ» бизнес-проектов - таков итог работы пришкольных лагерей дневного пребывания, прошедших в рамках образовательного проекта АгроШкола «Кубань». В течение каникулярной недели лагерные смены работали на шести таких площадках: в Усть-Лабинске (школы № 6 и 3), станицах Воронежской (школа № 7), Некрасовской (школа № 12), Ладожской (школа № 19), хуторе Братском (школа № 2).

Победители внутрисменных соревнований стали участниками общерайонного конкурса на самый реалистичный и успешный агропроект. Подведение итогов состоялось в районном Дворце культуры.

- Сложно было выбрать из представленного разнообразия товаров, продуктов и услуг, «созданных» нашими агроклассниками, - делится впечатлениями заместитель руководителя районного управления образованием Наталья Тимонина. - Юные производственники от сельского хозяйства шли к успеху разными путями. Кто-то делал ставку на премиум-сегмент, как команда из смены «Молоко», предложившая конфеты, зефир, суфле по эксклюзивной рецептуре. Кто-то стремился к более глубокой переработке сырья, как команды из смен «Колосок», «Зернышко» и «Семечко»: там школьники производили широкую линейку продуктов - от кормов, круп, масел до топлива и отделочной плитки из шрота. А команды смены «Гайка» додумались за счет узкой специализации поделить рынок и найти каждый свою нишу, настолько многообразен был ассортимент изготовленных ими прицепных устройств для культивации, внесения силоса, орошения, вспашки.

Но конкурс есть конкурс! Из 60 команд победителями признаны только 18. Однако нужно отдать должное всем: сработали с разной степенью рентабельности, но без единого банкротства. Взрослые довольны: вот уж точно - все в плюсе!

Краевой масштаб

Буквально за два дня до начала деловых агро-игр в лагерях дневного пребывания более 300 взрослых тоже работали в командах, выявляли проблематику, писали проекты, только не на умозрительные задачи, а по вполне конкретным педагогическим проблемам, связанным с будущим АгроШколы «Кубань».

Проект идет настолько эффективно, что министерство образования и науки Краснодарского края готово внедрить усть-лабинский опыт во всех районах Кубани. Поэтому именно у нас было решено провести Стратегическую сессию с участием ряда краевых министерств, ведомств и учреждений с целью выработать модель региональной образовательной системы развития агрокомпетенций среди школьников и студентов на базе образовательного проекта АгроШкола « Кубань».

- Это мероприятие помогло обобщить сделанное, проанализировать упущения, а главное, наметить вектор дальнейшего развития, - говорит представитель краевого министерства образования Марина Шлык, - и не в рамках отдельно взятого района, а в масштабах всего региона. Конечно, опыт развития агроклассов есть и в других территориях, но наиболее активна эта работа в Усть-Лабинском районе. Такого нигде нет, чтобы на образовательную программу работал весь муниципалитет.

Мысль чиновника от образования продолжает руководитель научно-методического центра «Школа нового поколения» Ренальд Лачашвили:

- Сегодня мы можем констатировать: в Усть-Лабинском районе впервые в России сформировалась и успешно развивается образовательная экосистема, где процессы взаимодействия педагогов с учащимися идут в двустороннем порядке: все учат и все учатся. Таким образом, система может работать в самовоспроизводящем режиме. Здесь мы наблюдаем воплощенный в жизнь еще Макаренко принцип: обучай действием - пусть набиваются шишки, совершаются ошибки, пусть! Но это практика, опыт. Сегодня обучение действием стало мировым трендом в образовании.

Каникулы прошли. Но проба себя, своих возможностей и исследование собственных интересов продолжается. А еще - расширяется круг единомышленников и друзей.

Катерина Матвеева
«Сельская новь» от 11 ноября 2017 г. № 126 (13709)