На острове Робинзона

Летние каникулы в самом разгаре, но школьные дворы и классы не пустуют. С раннего утра территория гимназии № 5 г. Усть-Лабинска оглашается звонкими детскими голосами – лагерь дневного пребывания «Робинзоны» принял 60 учащихся пятых-шестых классов из разных городских школ. От предыдущих эта смена отличается своей образовательной программой. По сути, это игра, в ходе которой ребята совершают увлекательное путешествие по страницам книги Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Этот уникальный проект реализуется при поддержке фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело».

На острове Робинзона

- В течение всего учебного года в рамках программы «Школа нового поколения» ребята изучали курс «Основы естественнонаучных исследований», а эта смена – подведение итогов их деятельности, – рассказала Ирина Бондаренко, заместитель руководителя лагеря. – Подобные мероприятия на базе нашей гимназии проводятся уже второй год подряд, но на этот раз программа игры гораздо разнообразнее, ее участники имеют возможность не только самореализоваться, но и заняться исследовательской деятельностью.

В первый день мальчишкам и девчонкам предложили собрать из разрозненных кусочков в единое целое иллюстрации из книги о Робинзоне. Только на первый взгляд – это веселая, занимательная игра, а на самом деле за этим заданием стояла очень непростая задача: научиться взаимодействовать с незнакомыми людьми, чтобы затем вместе преодолевать все возникающие проблемы и трудности. К концу занятий ребята не только познакомились и подружились, но и разбились на команды, придумали им названия, соответствующее содержанию книги, нарисовали эмблемы, распределили между собой роли и провели презентацию.

А на следующий день для них началась настоящая «Робинзонада». Утром каждая команда получала пакет с заданием и отправлялась на указанную в нем станцию-остров, под опеку учителей, ведущих в своих школах исследовательские курсы. Помогают педагогам инструкторы-стажеры – старшеклассники, за плечами у которых уже не одна подобная профильная смена.

Новый день – новая станция, и на каждой они заняты конкретным делом. Так, в минувший вторник команда «Хранители моря» оказалась на острове «Зеленая аптека». Прежде чем отправиться в путешествие, ребята заложили небольшой опыт – поставили в воду, подкрашенную зеленкой, белые цветы.

– Мы изучаем лекарственные травы, а значит должны понимать, где их можно собирать, а где нельзя, – поясняет куратор «Зеленой аптеки» Елена Пенчук. – Опыт продемонстрирует, как растения поглощают различные вещества из окружающей среды. А выводы наши юные робинзоны сделают сами.

Расположившись в тени деревьев на зеленой травке, участники игры вскрывают пакет с заданием. Сегодня им предстоит прочесть (причем выразительно) определенную главу из книги «Робинзон Крузо» и запомнить, какие растения использовал главный герой для лечения различных хворей.

В это время их товарищи из команды «Надежда на спасение» внимательно изучали главу книги, повествующую о том, как Робинзон мастерил для себя посуду и столовые приборы. От теории перешли к практике. Из кабачка, яблока и морковки ребята сделали целый столовый сервиз.

«Выжившие» после кораблекрушения шили из обрывка паруса одежду и попутно учились снимать мерки без линейки и сантиметровой ленты. Кто-то строил хижину из жердей, кто-то учился ориентироваться на местности, рядом с помощью подручных материалов добывали огонь. Неподалеку группа ребят старательно натирала свеклу на мелкой терке, чтобы потом ее соком написать сообщение и отправить бутылочной почтой призыв о помощи. Еще одна команда старательно повторяла все, что им известно о свойствах воды, перед тем, как отправиться добывать ее вне природных источников. Говорят, накануне их коллегам, несмотря на изнуряющую жару, удалось буквально материализовать из воздуха целых два миллилитра живительной влаги. Все знания и навыки, полученные в такой полушутливой игровой форме, безусловно, пригодятся детям и в повседневной жизни.

Справившись с заданиями, школяры и педагоги проводят тщательный анализ своих достижений и допущенных ошибок. Педагоги при этом занимают позицию невмешательства, их задача – наблюдать и тонко, ненавязчиво направлять деятельность своих подопечных в нужное русло. Все остальное – выводы, идеи, методы их реализации – самостоятельное творчество учащихся. За активную работу каждый из них получает соответствующий знак отличия. Они еще сыграют свою роль при подведении итогов смены. Организаторы обещают, что это будет зрелищно. В сценарии заключительного дня – поиски настоящего клада, выставка всех поделок, достижений и результатов опытов за все 14 дней смены и т.д. Но все это случится не раньше 12 июля. А пока юные робинзоны настолько увлечены своими экспериментами, что на вопрос, нравится ли им это занятие, лишь кивают головами в знак согласия, не в силах переключить свое внимание на что-то еще. А, впрочем, можно было и не спрашивать, ведь все и так понятно...

Факт:

В настоящее время на территории Усть-Лабинского района на базе общеобразовательных учреждений действуют восемь лагерей дневного пребывания. Свою работу они продолжат до 12 июля. За это время в них отдохнут более 600 учащихся.

Другие новости