Экспедиции в будущее

Корреспондент Учительской газеты Елена Савина рассказывает о стартующем в январе 2017 эколого-просветительском проекте «Заповедная смена».

Экспедиции в будущее

Более 1000 юных россиян примут участие в эколого-просветительском проекте «Заповедная смена» в 2017 году.

Каждый педагог мечтает о том, чтобы его ученики, новое поколение, были думающими и любознательными людьми. Хочет, чтобы сегодняшние дети обладали критическим мышлением и при этом с радостью смотрели в будущее, чтобы бережно и с любовью исследовали окружающий мир. Именно для таких ребят в рамках программы «Школа нового поколения» фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» в преддверии 2017 года, объявленного годом экологии, был запущен и уже продемонстрировал первые результаты масштабный всероссийский эколого-просветительский проект «Заповедная смена».

Инициатива реализуется совместными усилиями компании En+ и Национального фонда «Страна Заповедная» в рамках комплексного проекта по подготовке и проведению в 2017 году Года экологии. Активности проекта включены в официальный список мероприятий Министерства природных ресурсов и экологии РФ в рамках празднования 100-летия заповедной системы России.

Елена Орлова, руководитель Программы «Школа нового поколения», директор ГБОУ Школа № 2086 (базовая школа программы) уверена, что «Заповедная смена», география которой охватывает десять регионов России, сможет популяризировать деятельность заповедной системы страны, а также научить школьников ценить природу родного края, помочь им изучить ее, лучше узнать и полюбить. Важная задача проекта – показать, что природа и бизнес сегодня могут мирно сосуществовать в рамках концепции устойчивого развития и приносить друг другу пользу.

Проект осуществляется при методической поддержке программы «Школа нового поколения» на территории и при участии особо охраняемых природных территорий:
- Байкальский заповедник;
- Заповедник «Столбы»;
- Заповедник «Саяно-Шушенский»;
- Заповедник «Хакасский»;
- Сихотэ-Алинский заповедник;
- Заповедник «Даурский»;
- Кавказский заповедник;
- Заповедник «Утриш»;
- Национальный парк «Кенозерский»;
- Национальный парк «Ергаки».

Мероприятия «Заповедной смены» включают в себя летние смены образовательного проекта «Сердце Байкала», где в формате длительных образовательных игр участники «с нуля» выстраивают собственное государство, а также серию круглогодичных эколого-производственных экспедиций на территории российских заповедников и национальных парков, где школьники из разных уголков страны учатся жить и работать без вреда для природы.

Проект эколого-промышленных экспедиций, которые стали основой «Заповедной смены», стартовал в 2013 году и его участники уже успели посетить пять российских заповедников. Побывав в экспедициях, которые длятся от трех до пяти дней, ребята в возрасте от 12 лет узнали историю знаменитых красноярских «Столбов», усвоили правила наблюдения за амурским тигром, выяснили, почему русские князья так любили охотиться на Кавказе, но, главное, смогли пожить жизнью заповедника, людей, которые там работают. Ведь каждая экспедиция – это процесс творческого, активного взаимодействия учителей, школьников и сотрудников заповедников.

В год экологии с новым экологическим проектом

На сегодняшний день разработаны 10 новых авторских программ экспедиций, которые будут проведены в заповедных зонах России в следующем году. Каждая экспедиция совмещает два образовательных блока: экологический и производственный.

По мнению авторов проекта, нельзя забывать и об экологии производства. Детям важно знать, какими средствами поддерживается экологическая стабильность, показать лучшие примеры экологичного социально-ответственного бизнеса. Именно поэтому в комплексную программу «Заповедная смена» включены не только заповедники, но и производственные объекты, где в формате образовательного квеста на территории действующих предприятий учащиеся знакомятся с интересным производством и людьми разных профессий, задействованными в нем.

Цель работы в проекте состоит в преодолении разрыва между теоретическими знаниями, получаемыми в учебных заведениях, и реальным производством. Юные участники экспедиции получат минимум готовой информации от взрослых: большую часть ответов им придется добывать самостоятельно, выполняя те или иные игровые задания. Такой формат обеспечит глубокое погружение в процесс познания и высокий уровень усвоения материала.

В 2017 году на базе каждого заповедника, участвующего в проекте, планируется провести по две эколого-производственных экспедиции (смены). Всего к участию в «Заповедной смене» будут привлечены 1000 детей.

Школьники помогут заповедникам

В ходе эколого-просветительских экспедиций дети проводят на территориях российских заповедников исследовательскую деятельность, которую потом продолжают, возвращаясь домой. Каждый из ребят привозит из экспедиции не только новые яркие впечатления, но и собственный исследовательский проект и работает над ним в дальнейшем.

При этом очень важно, что российские школьники могут не просто съездить в экспедицию, но и принести реальную пользу окружающей среде. Конечный продукт их исследований, научные материалы обязательно пригодятся. Так, в одном из российских заказников силами школьников-участников проекта был создан большой каталог флоры «Определитель растений». «Думаю, благодаря проекту будет расширено видение уникальных экосистем с точки зрения ребят, добавлены новые описания в экологические системы, разработаны увлекательные квесты, которые заповедник сможет использовать для расширения кругозора посетителей. Это даст возможность уже другим школьникам и педагогам, детям и взрослым приобщиться к знаниям о природе своей Родины», - подчеркнула Елена Орлова.

В результате работы в экспедициях школьники получают возможность понять, что они живут на уникальной земле, почувствовать себя патриотами. Проект помогает молодым людям подумать о том, какой путь, какую профессию для себя избрать. Быть может когда-нибудь, став молодыми специалистами, они вернутся в те места, которые посетили, участвуя в проекте, и посвятят этой работе всю жизнь. Задача программы – дать детям полный спектр возможностей, показать все многообразие окружающего их удивительного мира.