Юбилейная образовательная сессия. День второй

Второй день начался с обсуждения ключевых характеристик ШИК. Участникам была предложена трехкоординатная модель, где роль осей играли Познание, Продуктивность и Целостность. Построению модели предшествовали неоднократные обсуждения характеристик инженерной культуры в стремлении выделить те из них, которые можно отнести к среднему образованию

Юбилейная образовательная сессия. День второй

Второй день Юбилейной образовательной сессии начался с обсуждения ключевых характеристик ШИК. Участникам была предложена трехкоординатная модель, где роль осей играли Познание, Продуктивность и Целостность. Построению модели предшествовали неоднократные обсуждения характеристик инженерной культуры в стремлении выделить те из них, которые можно отнести к среднему образованию. Ядро модели составляют современные представления об универсалиях деятельности инженера - вне зависимости от области его интересов и специализации. Эти представления, выраженные в стандартах всемирной инициативы CDIO (Постижение-Дизайн-Внедрение-Управление) и уточненные развернутой схемой дизайнерского этапа от Стэнфордского университета (Эмпатия-Постановка задачи-Изобретение-Прототипирование-Испытание) были предложены участникам для решения вопроса – как можно в школе готовить ребят к такой деятельности? Забегая вперед, можно сказать, что участники сессии, выступая в роли экспертов, согласились принять все предложенные им компоненты модели ШИК в качестве прототипа для его испытания и уточнения в ходе дальнейшей совместной работы. Используя понятия предложенной модели, команды разработали свои проекты «Как преобразовать школу в Школу инженерной культуры».

Затем участникам сессии были представлены современные технологии, которые можно использовать для прототипирования (моделирования) опытных образцов инженерной продукции.

Первым перед ними выступил изобретатель и предприниматель, который решил бросить вызов монополии ЛЕГО, создав российский конструктор, основанный на новых принципах соединения деталей – ЛокосБлок. Участники ознакомились с принципами конструирования, увидели на экране, как работают с ЛокосБлоком ребята из московской школы № 26 и сразу же получили от автора задание - собрать несложную конструкцию. Через 10 минут оно было выполнено, и каждый получил свою конструкцию в подарок, чтобы на досуге подумать над перспективами использования нового средства в деятельностном образовании. Но главный просветительский результат этого мастер-класса – впечатление от знакомства с автором: Дмитрий Андреевич Соколов явил собой живой пример инженера, изобретателя, предпринимателя и, конечно – педагога.

002.jpg

Второй мастер-класс был посвящен 3D-печати – новому направлению, которое быстро завоевывает популярность. До сих пор большинство технологий обработки материалов основано на принципе вычитания, который лучше всех выразил Микеланжело: «Я беру глыбу и убираю все лишнее, освобождаю скрытое в камне существо». Так работают даже самые совершенные станки с программным управлением, и только 3D-принтеры работают по принципу сложения. Такой станок воспроизводит заданную программой пространственную конструкцию, послойно «печатая» ее на специальном столе так же, как обычный принтер печатает плоские изображения. Для «печати» могут использоваться самые разные материалы – от кондитерского крема до металлов. Здесь участники снова приобщились к реальному действию: среди них был проведен экспресс-конкурс на лучшее компьютерное 3D-конструирование, и его победительница получила право изготовить свою детальку на небольшом принтере, который школе вполне по силам приобрести и эксплуатировать. Участники с интересом наблюдали, как из пластикового прутка, намотанного на катушку, постепенно формируется футляр для флешки в виде протянутой для рукопожатия ладони.

003.jpg

Затем участники познакомились с двумя авторскими курсами для первых-четвертых и пятых-шестых классов, которые уже опробуются в некоторых школах Программы. Оба курса относятся к категории деятельностного образования, о котором так много говорится в Федеральных образовательных стандартах, и которое довольно редко можно увидеть в школе. Эти курсы, построенные в парадигме обучения действием (learning-by-doing), не только могут заложить основу инженерной культуры и мировоззрения у учащихся, но и существенно повлиять на изменение уклада всей школы.

Курс «Основы естественнонаучных исследований» для 5-6 классов, проводимый в рамках дисциплины «Естествознание» и его дистанционное продолжение - сетевой проект «Наблюдай и исследуй», были подробно и наглядно представлены его авторами, к.ф-м.н. Е.И. Африной и к.п.н. А.И. Крыловым. Он с успехом внедряется уже не первый год в базовой школе и в восьми школах Усть-Лабинского района.

А курс «Школа открытий» как предмет федеральной экспериментальной площадки по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов представляли участники ФЭП от школы № 26 – учителя начальных классов Анастасия Кухтинская и Наталья Потапова. Под их руководством участники пускали мыльные пузыри, конструировали компас из подручных средств, а под руководством автора этих строк изготовили и использовали для разрешения заданных педагогических ситуаций перчаточные куклы. При этом материалом для кукол служили мужские носки, нитки, обрезки ткани и другие мелочи. Подробнее об этом курсе – в нашем посте от 26 июня 2013 года.

006.jpg

После ужина команды вернулись к своим проектам преобразования школы в ШИК. Проекты были представлены в формате стендовых докладов: у каждого плаката были оставлены по 2 стендиста, а остальные члены команды осуществляли экспертизу проектов других команд, отмечая их практическую реализуемость, заимствуя полезные идеи для своего проекта и предлагая коллегам улучшения их проектов. Насыщенный деятельностью день завершился общей рефлексией.