Вся мощь коллективного разума

17 мая 2013 года на базе московской школы № 26 состоялся семинар по разработке проекта «Школа инженерной культуры». Инициатором семинара был В.Н. Пронькин, который посчитал, что работам по созданию модели ШИК пора переходить из экспериментальной в проектную стадию

17 мая 2013 года на базе московской школы № 26 состоялся семинар по разработке проекта «Школа инженерной культуры» (ШИК).

Предыстория

Инициатором семинара был В.Н. Пронькин, который посчитал, что работам по созданию модели ШИК пора переходить из экспериментальной в проектную стадию. Пора определить четко, какими видимыми и измеряемыми характеристиками должна отличаться такая школа, разработать критерии и инструменты измерения этих характеристик. Для этого нужно собрать экспертов и предложить им эту задачу. Для удобства работы экспертов было решено изложить наше собственное видение и результаты тех экспериментов и того осмысления, которое уже произошло к настоящему времени. Все это было отражено на «карте ума» (mind map), выполненной при помощи программы FreeMind, которую можно бесплатно (и безопасно) скачать с сайта ее производителя. После этого можно открыть файл с картой ШИК с нашего сайта, при этом с ней можно не только ознакомиться, но и вносить в нее свои изменения. С этой картой уже можно было выходить на обсуждение и проектирование. Теперь, как всегда на проектных семинарах, успех зависел от контингента участников.

Участники

Список участников и программа семинара размещены в приложенном файле, и можно отметить звёздный состав участников: среди приглашенных были 4 доктора педагогических, психологических и экономических наук, 10 топ-менеджеров и инженеров из 8 бизнесов КБЭ, руководители служб управления персоналом важнейших бизнесов. Компанию им составили 12 опытнейших педагогов, а также работники издательства БИНОМ во главе с генеральным директором. От частного фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» для участия в семинаре была командирована команда, в которую вошли руководители двух важнейших программ Фонда – «Школа нового поколения» (ШНП) и «Робототехника» (РТ), а также коллектив Научно-методического центра «Школа нового поколения» в полном составе. Семинар открыла заместитель генерального директора Компании «Базовый элемент» В.А. Петрова, которая определила важность темы семинара, подчеркнув один из ее аспектов – знакомство и профессией и реальным производством, призвала создавать совместно образовательную среду, которая вовлекает в мир производственных профессий и отметила, что инженерный подход к жизни, умение организовать жизнь там, где ты живешь, вполне может служить основой для действенной любви к малой родине. Эту тему продолжил В.Н. Пронькин, отметивший то внимание, который придают фонд «Вольное Дело» и его учредитель научно-техническому просвещению и образованию молодежи, вкладывая значительные средства в программы ШНП и РТ. Е.В. Орлова ознакомила участников с основными положениями Программы ШНП и выразила уверенность в том, что проект ШИК станет естественным продолжением работ Программы, связанных с организацией проектно-исследовательской деятельности, освоением ИКТ и робототехники. Затем пришла очередь автора этих строк и разработанной им карты (см. прикрепленный файл), на которой были представлены наши представления об ответах на вопросы ПОЧЕМУ-ЗАЧЕМ-ЧТО-КАК-С КЕМ-ГДЕ, отнесенных к проекту ШИК.

Затем началась первая проектная сессия, в которой участники в несколько этапов предложили и отобрали те характеристики инженерной культуры, которые они сочли ключевыми для ШИК. После небольшого перерыва В.А. Ясвин ознакомил участником с результатами своих многолетних исследований, на основе которой может быть развернута система оценивания образовательной среды (в том числе – инженерной культуры) по заданным критериям, поиском которых и занялись участники в рамках второй проектной сессии.

После напряженной работы участники семинара заслушали несколько сообщений о новых педагогических и организационных технологиях, включая сообщение о возможностях бережливого производства – не только в цехах, но и в конструктроских бюро и офисах. С интересом были встречены сообщения фирмы FESTO об учебных комплектах пневмоавтоматики, а также сообщение о системе соревнований представителей рабочих профессий WorldSkills.

Вдохновленные этими сообщениями, участники предприняли мозговой штурм с целью поиска педагогических ресурсов, позволяющих формировать инженерную культуру, а также критерии продвижения школы в этом направлении и способы их оценивания. Впрочем штурмуя эту проблему, участники, не сговариваясь, дружно склонились к тому, чтобы сформулировать для школы социальный заказ, в который на первом месте вошло умение работать руками…

Впрочем, многочисленные результаты проектных сессий и мозгового штурма будут в ближайшие дни обработаны и опубликованы, а свою работу участники завершили рефлексией в дружеском кругу. Все без исключения выразили мнение, что это было безусловно удачное мероприятие, в процессе которого участники получили опыт общения и совместной деятельности. В дальнейшем успех будет определяться последействием участников, у которых есть возможность продолжить совместную деятельность в качестве образовательного сообщества.

По предложениям участников в ближайшее время будут организовано обсуждение основных терминов и определений ШИК, продолжена разработка направлений продвижения к ШИК, критериев и инструментов оценивания этого продвижения. Работа профессионального сообщества, созданного на семинаре, будет продолжена через общение в специально созданной тематической группе в сети Фейсбук. Вскоре начнется подбор школ-участниц ШНП в качестве кандидатов для участия в пилотном этапе ШИК.

Остается пожелать нам всем успеха!