Учиться жизни?

В течение трех дней, с 12 по 14 апреля в базовой школе № 26 г. Москвы с большим успехом прошел игровой семинар «Конкурентоспособность», которым руководил начальник отдела оценки качества и стандартизации образования Федерального института развития образования, доктор философских наук Александр Анатольевич Попов

На наш обычный вопрос - ЗАЧЕМ школа решила провести этот семинар, директор школы Елена Владиславовна Орлова ответила с некоторым вступительным рассуждением: с внедрением ЕГЭ вопрос "ЗАЧЕМ" все чаще адресуют всей школе и ее образовательным программам не только родители, но и ученики.

Действительно, зачем будущему абитуриенту юрфака физика и биология (и наоборот)? Если же учитывать особенности московских школ, то при существующем богатстве выбора перед выпускниками школа должна очень потрудиться, чтобы быть просто интересной для учащихся старших классов… Как же воплотить в этих условиях принцип «Школа – это сама жизнь, а не обучение жизни»? Семинар был построен именно по этому принципу (и по канонам оргдеятельностной игры!) – он не дал готовых ответов (и не пытался их дать!), а поставил перед участниками ряд вопросов: как «выбиться в люди»? как это делали и сделали другие люди, которых можно считать выдающимися? что стало основой их «схемы прорыва»? При этом выбирали выдающихся людей сами участники: каждый мог выйти и предложить своего «героя», а потом собрать группу единомышленников, с которой работать далее все три дня. Участники семинара – 39 учеников 8-10-х классов, 16 педагогов и 2 директора московских школ, государственной № 26 и частной «Новой гуманитарной школы» (директор Богин В.Г.), сгруппировавшись вокруг таких различных личностей как М.В. Ломоносов, У. Черчилль, В.В. Жириновский, Э. Пресли, В. Ван Гог, Ч. Хаматова (и даже телевизионный персонаж д-р Хаус), участники провели три дня в увлекательной аналитической работе и дебатах о секретах успеха, трудолюбии и лени, упорстве и везении, словом - о жизни вообще. К концу игры участники стали понимать, что на самом деле, это – о каждом из них. Нужно отдать должное ведущему, который не предлагал не то, чтобы готовых решений, но даже и тем для обсуждения – вместо этого он начинал обсуждать с участниками некоторую проблему и передавал им инициативу, иногда подливая масла в огонь завязавшихся споров. В конце третьего дня, когда учеников спросили, не устали ли они - последовало дружное «Нет!». Им всё понравилось, и они с нетерпением ждут продолжения летом, когда в Чувашии пройдет летняя сессия начавшейся образовательной игры (даты и условия участия пока уточняются, и как только они станут известны, то будут вывешены на нашем сайте). Ну а педагоги обеих школ получили наглядный урок, как можно сделать философию жизненного успеха интересной темой обсуждения для ребят и заодно дать им навыки самоорганизации, культурной дискуссии и публичной коммуникации.