У нас в гостях – Дэн Бакли, первопроходец

25 марта в школе № 26 г. Москвы прошел необычный семинар. Предыстория этого события такова: благодаря приглашению фирмы MICROSOFT, в Москву на несколько дней приезжал известный английский исследователь в области оценивания образовательных результатов, профессор Кембриждского университета Дэн Бакли (Dan Backley)

25 марта в школе № 26 г. Москвы прошел необычный семинар.

Предыстория этого события такова: благодаря приглашению фирмы MICROSOFT, в Москву на несколько дней приезжал известный английский исследователь в области оценивания образовательных результатов, профессор Кембриждского университета Дэн Бакли (Dan Backley). Так что – спасибо фирме и Елене Орловой, координатору программы MICROSOFT «Партнерство в образовании».

Еще одно спасибо - д.п.н. А.Ю. Уварову, ведущему научному сотруднику Федерального института развития образования, который пригласил на семинар профессора Дэна Бакли и собрал участников – интересную компанию инновационных школ, педагогов и организаторов образования.

Ну и конечно же, главная благодарность самому докладчику, который на протяжении шести часов удерживал напряженное и заинтересованное внимание непростой аудитории.

Среди собравшихся была делегация ФИРО под руководством Э.Ф. Алиевой, команда ЦО № 644 «Гармония» под началом директора А.И. Гутмана, Е.Н. Русанова и Н.В. Козлова из ГОУ СОШ № 1168, Г.Н. Водопьян из питерской школы № 550, Е.И. Африна из гимназии № 1567 и большая группа педагогов ГОУ СОШ № 26 во главе с директором Е.В. Орловой.

После краткого представления присутствующих друг другу Дэн начал рассказ о своей уникальной методике оценивания таких параметров, которые никто в мире таким образом еще оценивал.

Вряд ли стоит стараться кратко изложить то, что рассказывал Дэн на протяжении нескольких часов, но основные идеи можно изложить, чтобы желающие могли познакомиться с ними поглубже на сайте Personalisation by Pieces .

Прежде всего, направление, которым занимается Дэн, носит название «персонализация», что по мнению его автора Дэвида Миллибенда, означает, что «каждый аспект образования проектируется, исходя из потребностей учащегося». А в названии сайта звучит уточнение: «Personalisation by Pieces», что можно перевести как «персонализация по частям».

Здесь нужно заметить, что свои идеи Дэн часто излагает в афористической и даже метафорической форме, и вот несколько примеров:

  • К мышлению высокого уровня приходят через преподавание, а не через учение. 
  • Учить – сложнее, чем учиться. 
  • Каждый ученик – учитель. 
  • Из английского фольклора: чтобы сделать омлет, нужно разбить яйцо.

Еще одна мысль поразила меня своей актуальностью – нужно научиться отказываться от ненужных знаний.

Но вернемся к содержанию семинара. Прежде всего, можно отметить удивительное совпадение по ценностям с тем, что составляет ядро культуры Школы нового поколения. Это то, что требования и нормы культуры одинаковы для всех: педагогов, учеников и их родителей, администрации, а все участники образовательного процесса учатся и учат - индивидуально и группами. При этом Дэн рассматривает школу в целом как субъект учения, что напрямую соответствует концепции самообучающейся школы!

Однако основное достоинство семинара - его практическая направленность: изложение было построено на последовательном введении инструментов, первый из которых - «Большой вопрос», который относится к трем главным качествам образовательной системы школы. Их должна определить сама школа.

Инструмент № 2 описывает шесть важнейших метапредметных качеств (выражаясь языком новых ФГОС), а инструмент № 3 – семь важнейших аспектов управления образовательным процессом – как на уровне школы, так и на уровне учебной группы.

Четвертый инструмент вводит различение между двумя крайними позициями в философии и практике образования, которые обозначены как Путь учителя (T-route) и Путь ученика (P-route) – в зависимости от того, насколько активен каждый из них - главных участников образовательного процесса. Эти позиции рассматриваются по 11 признакам, и главное различие определено для персонализации, которая может проводиться ДЛЯ ученика или САМИМ учеником. Кроме этого, различия выявлены в том, какая атмосфера в классе - соревнования или сотрудничества, что происходит со знаниями - они предоставляются ученикам или создаются ими, кто оценивает - учитель или ученик и многое другое. Дэн признал, что каждый Путь может давать хорошие результаты: по итогам тестов ПИЗА-2009 первое место заняли школы Шанхая (Путь учителя), а второе - школы Финляндии (Путь ученика), и каждая школа вправе выбрать свой Путь (или сочетание обоих Путей).

Еще несколько инструментов могут помочь в нелегком процессе изменений, и один из них - Лестница: при выборе цели фиксируется исходная ситуация и желаемая ситуация, а затем путь восхождения от одной к другой делится на 9 ступенек, и каждая из них получает свое описание (которое создают сами участники процесса изменений!). При оценивании можно сравнить достигнутый уровень с описанием той или иной ступени и определить, на какой ступени находится оцениваемый.

Лестница применяется для всех видов оценивания, и в том числе – для оценивания коллегами (peer assessment). Такое «горизонтальное» оценивание – любимый инструмент Дэна, и он очень убедительно доказывает все его преимущества – на примерах работы собственного сайта, где тысячи людей из разных стран, говорящих на английском, испанском и китайском языке, оценивают друг друга по 24 компетенциям (и каждую компетенцию – по 9 уровням). При этом оказывается, что наибольшую пользу при этом получают те, кто оценивает, и особенно это проявляется, когда оцениванием занимаются ученики.

Было очень интересно, когда Дэн показывал, как можно применять эти инструменты к ученикам, учителям, командам учителей и целым школам. Все инструменты реализованы и доступны в режиме онлайн на его сайте, и Дэн предложил участникам принять участие в переводе инструментов на русский язык, с тем, чтобы наши школы, учителя, ученики могли бесплатно пользоваться ими.

По окончании семинара стороны искренне благодарили друг друга: участники – за очень интересный подход к организации и оцениванию образовательного процесса, а профессор Дэн Бакли – за неподдельный интерес к теме и множество заданных вопросов. Отдельно стоит отметить блестящую работу переводчика, которая во многом определила успех семинара.

Р.А. Лачашвили