Три солнечных зимних дня на Кубани

Работа очередного десанта команды ШНП в Усть-Лабинске началась сверкающим декабрьским утром: мягкий морозец и легкий ветерок создавали приподнятое веселое настроение. Это настроение еще больше подняли хозяева на рабочем совещании школ, которые начали работу над новым курсом «Окружающий мир» в первых классах

Три солнечных зимних дня на Кубани

Работа очередного десанта команды ШНП в Усть-Лабинске началась сверкающим декабрьским утром: мягкий морозец и легкий ветерок создавали приподнятое веселое настроение. Это настроение еще больше подняли хозяева на рабочем совещании школ, которые начали работу над новым курсом «Окружающий мир» в первых классах. На совещании не только учителя школ №№ 2, 6 и 19 увлеченно делились впечатлениями о том, как они вместе с «первачками» продвигаются по курсу, который получил официальное название «Школа открытий», но и другие школы района проявили интерес к этой теме. Ну а трем перечисленным школам были торжественно вручены сертификаты участников Федеральной экспериментальной площадки по разработке и внедрению нового курса «Окружающий мир» для начальной школы. Площадка рассчитана на отработку курса во всех 4 классах начальной школы, и завершится она в конце 2018 года. Предстоит долгий, нелегкий и интересный путь, который должны пройти учителя вместе со своими учениками. На каждом шагу этого пути – открытия и находки не только у детей, но и у педагогов, а также у родителей: видно, что процесс нравится всем его участникам. Единственным, на что жаловались педагоги, была нехватка времени, и одной из находок стало, например, приглашение Ириной Анатольевной Сечкиной своих же выпускников-пятиклассников на роль ассистентов в проведении занятий.

001 (6).jpg

Лучших из этих ребят мы увидели в актовом зале школы № 2, куда плавно перешли из школьной библиотеки, где проходило совещание. Это были победители школьного этапа научной конференции по итогам первого этапа курса «Основы естественно-научных исследований» (ОЕНИ), который школы района ведут второй год. В сравнении с прошлогодней конференцией все, кто мог провести такое сравнение, отметили, как поумнели участники, как прибавилось у них рассудительности и логики в презентации своих результатов. Но нет, конечно же, это не дети поумнели – это у их наставников прибавилось опыта, уверенности в себе, которая передалась и детям.

А вот на следующий день в том же зале мы увидели действительно поумневших и повзрослевших слушателей второго года курса ОЕНИ. Они показали намного более сложные приборы, сделанные своими руками. При этом они объясняли не только принципы действия приборов, но и технологию их изготовления из подручного материала. Некоторые из ребят привели интересные факты из истории изобретения и применения приборов, которые они продумали и изготовили своими руками. Как и год назад, очень хорошо сработали эксперты - учащиеся 9-х классов школы № 2, которые побеждали в естественно-научных или математических олимпиад. Они задавали интересные вопросы, а иногда… помогали на них отвечать. Жюри досталась непростая задача – выявить победителя, которым стал ученик школы № 9 Опенько Евгений. Но главной в этом конкурсе была, конечно, не формальная победа, а тот дух доброжелательного внимания и любопытства, который утвердился в зале и который, как хочется надеяться, не покинет участников конференции на их дальнейшем пути в науку.

На третий день в том же зале школы № 2 собрались педагоги 18 школ района на установочный семинар по проекту «Школа инженерной культуры». Команды школ №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 19, 25, 26, 30, 31 возглавили директора этих школ, что позволяет надеяться на быстрое и эффективное полученных на семинаре знаний, впечатлений и личного опыта. Семинар продлился всего один день. Один день интенсивной работы. Что же он дал участникам?

003 (1).jpg

В первой части семинара участники получили представление о том, как формируется инженерная культура, какие ее элементы можно заложить в школе и как организовать образовательный процесс в школе таким образом, чтобы прививать основы этой культуры учащимся. Участникам была представлена система образовательных технологий ШНП и ее применение для последовательного формирования основ инженерной культуры средней общеобразовательной школы - от дошкольного возраста до старшей школы. Выделены важнейшие подходы к формированию инженерной культуры – просвещение, обучение и практика, которые охватывают как основной образовательный процесс, так и курсы дополнительного образования детей, как школьные, так и внешкольные мероприятия. Следует отметить, что усть-лабинские учителя уже имеют определенный опыт в этом направлении – в 8 школах района второй год успешно ведется авторский курс Е.И. Африной «Основы естественнонаучных исследований», а 3 школы стали участницами Федеральной экспериментальной площадки ФИРО по разработке и внедрению нового курса «Окружающий мир» для начальной школы, который получил название «Школа открытий». Важнейшая технология ШНП – синхронное межпредметное тематическое планирование – была использована участниками при выполнении проектного упражнения. Его темой была разработка мероприятий тематической Недели Ломоносова, которая успешно проводится в базовой школе ежегодно во второй декаде ноября. Упражнение вызвало большой интерес, который поможет участникам спланировать и провести Неделю Ломоносова в своих школах в ноябре наступающего года. Конечно, все это – по желанию школы, но активное обсуждение в группах позволяет на это надеяться.

004.jpg

Во второй части участникам семинара был представлен новый курс «Школа реальных дел». Этот курс подразумевает тесное сотрудничество местных работодателей со школами, и накануне эксперт Фонда «Вольное Дело» Я.В. Давыдова представила идеи курса на совещании местных работодателей, которое прошло в районной администрации. Участникам семинара были представлены эти идеи, опыт реализации курса в базовой школе № 26 г. Москвы, а также предложения местных работодателей. Используя эти вводные, участники провели мозговой штурм на тему о направлениях проведения курса в своих школах и представили свои предложения. Конечно, это – только начало, и на январь намечен следующий семинар, который будет посвящен полностью этой тематике.

Третья часть семинара была посвящена сравнению различным форм представления методических материалов. Участники обсудили и высказали свои предпочтения в отношении таких форм, как бумажные и электронные книги, обучающие модули электронного обучения, открытые текстовые файлы, электронные презентации (типа PowerPoint), так называемые «карты ума», живое действие, мультимедийный репортаж о живом действии, современный видео-инструктаж. Обсудив достоинства и недостатки различных форм методических материалов, участники зарегистрировались на портале электронных презентаций sldeshare.net, который дает возможность всемирной публикации материалов, получили подробную информацию о порядке размещения своих презентаций и видеоматериалов на портале YouTube, а также получили представление о том, как использовать новейшие формы видеоотчетов, видеоинструктажей в своей работе.

Семинар закончен, но работа только начинается, и участники, на прощание поздравив друг друга с наступающим Новым Годом, договорились встретиться снова уже после зимних каникул. Впереди большая интересная работа. Пожелаем нам всем успехов!