Три горячих дня

После московской дождливой прохлады краснодарский аэропорт встретил ласковым 29-градусным закатным ветерком, а уже следующий день выдался действительно жарким – перед самым началом учебного года на базе школы № 2 г. Усть-Лабинска начался трехдневный семинар по инновационному курсу «Окружающий мир» для начальной школы. Он был во многом необычен даже для Программы ШНП, которая вся построена на педагогических инновациях

Три горячих дня

После московской дождливой прохлады краснодарский аэропорт встретил ласковым 29-градусным закатным ветерком, а уже следующий день выдался действительно жарким – перед самым началом учебного года на базе школы № 2 г. Усть-Лабинска начался трехдневный семинар по инновационному курсу «Окружающий мир» для начальной школы. Он был во многом необычен даже для Программы ШНП, которая вся построена на педагогических инновациях: если до этого в мероприятиях Программы принимали участие 17 школ, то на этот семинар Учебно-методический центр пригласил учителей из всех 31 школ района. Другое существенное отличие – вели этот семинар свои, усть-лабинские педагоги: И.А. Сечкина из школы № 2 г. Усть-Лабинска и Д.В. Рязанцева из школы № 19 ст. Ладожской - (при участии научного руководителя Программы ШНП в качестве супервизора).

001 (1).jpg

О чем был этот семинар? Содержание удивительного авторского курса DASH и впечатления от прохождения июньского семинара профессора Кэрол Бреннан из Университета штата Гавайи (США) описаны на нашем сайте в посте «Таинственный остров». Ведущим предстояло донести это содержание, прежде всего, до тех педагогов, которые должны взять с 1 сентября первые классы в своих школах. Донести с полным соблюдением принципов, заложенных в основу курса DASH – обучение через действие, стимулирование любознательности учащихся, объяснения и ответы на их вопросы через сократовский диалог (т.е. через новые вопросы), смещение роли учителя к позиции советника… Для начала всех участников семинара предупредили, что они будут играть роль учеников 1 класса, и даже беджи нужно делать соответственные – так в зале появились Алёнка, Иринка и более 40 их подружек. Класс получился довольно большой, но дружный, и все «девчонки» прекрасно справились со своей ролью: они увлеченно занимались конкретными делами и сразу начинали скучать и отвлекаться, когда ведущие хоть немного затягивали объяснения, в группах сразу же выделились лидеры и наблюдатели, голосистые и тихони, непоседы, которые раньше всех набрасывались на любую предложенную деятельность, заставляя ведущих придумывать для них что-нибудь дополнительное – словом, всё было – почти, как в школе. Каждому была дана возможность выбрать свою образовательную траекторию и продвигаться по ней в своем темпе и со своей скоростью. Но имея в виду свою цель: кто-то решил, что сможет использовать кое-что из предложенных замечательных инструментов, а кто-то – взять весь курс целиком, во всем его великолепии и многоцветии. Но ближе к финалу все участники получили счастливую возможность проявить свой артистизм: сначала проектные группы с энтузиазмом принялись изображать, как ходят букашки (по-научному – насекомые), а затем каждый попробовал себя в роли кукольника. Замечу, что хождение букашек я наблюдал второй раз и считаю этот номер безусловным хитом семинара DASH. Можно только представить себе, с каким энтузиазмом его встретят первоклассники. Завершила семинар сессия кукольной педагогики: каждая из групп получила задание разрешить конфликтную ситуацию с помощью куклы, которую они должны были тут же изготовить из подручного материала (главным подспорьем были носки, которые участники должны были принести с собой). Команды по-разному расставили акценты в этом этюде: одни увлеклись содержанием и представили на сцене миниатюры с живыми актерами, другие решили испытать новое педагогическое оружие в его истинном воплощении и поручили воспитательную функцию свежеизготовленным кукольным персонажам.

002 (1).jpg

Щедрое кубанское лето подарило участникам массу возможностей: «первоклассниц» то и дело выводили во двор - то пускать мыльные пузыри, то измерять силу ветра, то ловить жуков и делать еще многое другое, что смогут делать дети в краю, где осень часто длится до Нового Года. Энергичные кубанские учительницы, увлекаясь процессом, на глазах становились все более активными сторонницами деятельностного подхода, который они впервые попробовали на себе как ученики. И конечно, все они существенно помолодели (см. фото), чему способствовала их роль первоклассниц и азарт творчества. Ну а ведущие семинара имели все основания быть довольными собою вдвойне: как учителя учителей (всякий знает, как это непросто) и как учащиеся московского семинара – ведь в курсе DASH предусмотрена «трехбалльная шкала самооценки»: «не могу – могу - могу научить». И по этой шкале они получили высший балл – доказали, что могут научить коллег, хотя не прошло и трех месяцев со дня окончания московского семинара…

По итогам семинара многие школы района заявили о своем намерении проводить курс во второй половине дня, где ФГОС предусматривает организацию деятельностного образования, а две школы, вторая и девятнадцатая, решили присоединиться к базовой школе № 26 г. Москвы и представить документы в Федеральный институт развития образования на организацию федеральной сетевой экспериментальной площадки. В любом случае, первоклассников ждет в этом учебном году особенно много интересного!