Таинственный остров

В детстве это была одна из моих самых любимых книг: Жюль Верн описывает приключения горстки беглецов, спасшихся на угнанном воздушном шаре из плена. Ураган пронес их через тысячи миль и забросил на необитаемый остров где-то на окраинах Тихого океана, где им всё пришлось делать своими руками и додумываться до всего своей головой. Хорошо, что среди них был человек по имени Сайрус Смит, который по праву называл себя инженером и мог сделать почти любую вещь из того, что видел вокруг

В детстве это была одна из моих самых любимых книг: Жюль Верн описывает приключения горстки беглецов, спасшихся на угнанном воздушном шаре из плена. Ураган пронес их через тысячи миль и забросил на необитаемый остров где-то на окраинах Тихого океана, где им всё пришлось делать своими руками и додумываться до всего своей головой. Хорошо, что среди них был человек по имени Сайрус Смит, который по праву называл себя инженером и мог сделать почти любую вещь из того, что видел вокруг (например, сложить два стекла от часов, чтобы сделать линзу и с ее помощью зажечь огонь от солнечных лучей). Кроме «Таинственного острова», мне вспоминаются и «Морской волчонок» Майн Рида, и рассказы Бориса Житкова, и «Рассказы о вещах» Михаила Ильина. Иногда магия вещей и работы с ними захватывает не хуже магии любовных чувств. Вспомним хотя бы романы Артура Хейли («Аэропорт», «Отель», «Колеса»), которыми зачитывалась вся страна, потому что они увлекали и не отпускали, хотя речь в них шла чаще всего о том, как устроена та или иная профессиональная деятельность. Даниил Данин написал несколько увлекательных книг о физике и физиках, которые многих ребят увлекли и привели на физический факультет (в том числе – автора этих строк)…

И вот в начале июня мне посчастливилось, не выезжая из Москвы, оказаться на таком таинственном острове, где роль всеведущего инженера-исследователя играла маленькая женщина с веселыми карими глазами, человек-оркестр и добрая волшебница, завораживающая своим актерским мастерством и зажигающая своей любовью к тому, что она показывает. Две недели доктор Кэрол Энн Бреннан вела методическую мастерскую в лучшем профориентационном центре Москвы – ПолигонПро, а затем под ее авторским надзором прошла еще одна неделя, где уже ее ученицы, учителя московских школ делились своим опытом и обучали коллег: на семинар собралось более четырех десятков учителей начальной ступени московских школ, а также наших коллег из Усть-Лабинского района и г. Кондрово. И конечно, активно участвовал дружный отряд учителей из московской школы № 26.

Как участник этих событий, могу сказать, что по содержанию и форме это было уникальное переживание. Мы погрузились в чудесную обстановку курса, который разработан в Гавайском университете и уже более 20 лет успешно шагает по планете. Курс называется DASH (dash в переводе на русский имеет массу значений, в том числе - бросок, удар, забег, энергия, решительность, напористость, отвага), что расшифровывается как Developmental Approaches in Science&Health или Развивающие подходы к науке и здоровью (в школьном образовании). Главное отличие DASH-идеологии – действительное обучение действием. И эта идеология была реализована в самой манере проведения мастерской: я уже давно столько не мастерил своими руками, как за эти 2 недели! Используя ненужные вещи (а часто и настоящий мусор!) мы делали рулетку, компас, флюгер, весы, прибор для сбора осадков, модельные автомобили, кукол типа петрушки и даже камеру-обскуру (из картонной тары, взятой с заднего двора соседнего магазина). Мы делали даже почву из песка, камней, фруктовых отходов, травы и ее корешков. Мы проводили метеонаблюдения, по 3 раза в день измеряя температуру, оценивая направление и силу ветра и занося в календарь количество осадков, состояние небес, время восхода и захода солнца. Кстати об Учебном календаре: представьте себе рулон бумаги, на который ежедневно наносится дата, день недели, все данные метеонаблюдений, время восхода и заката солнца и луны, дни рождения и другие значимые события в жизни класса и страны. Причем за каждую из этих позиций отвечают вполне определенные люди: есть таблица поручений, в которой каждый день отмечаются те, кто за это отвечают. А в конце года (или раздела курса) можно размотать этот рулон, и сразу припомнится всё, что было изучено, что произошло, и заодно еще раз возникнет то самое «чувство времени живое». При организации работы с календарем нам было подарено еще одно из множества «ноу-хау», т.е. результатов двадцатилетнего опыта: имена учащихся пишутся на бельевых прищепках, а прищепки каждый день прикрепляются против разных поручений – чтобы привычка не превращала поручение в рутину! Приходишь, а у тебя сегодня новая работа – это сразу включает в рабочий ритм. Но курс DASH – это далеко не только эксперимент, он опирается на естественные способности дошкольников к исследовательской работе, которые к сожалению, угасают под воздействием традиционного обучения в начальной школе. Краеугольный камень курса - работа с понятиями. Учитель обращает внимание класса на такие понятия как Погода, Стороны света, Свет, Транспорт, Почва, Домашние питомцы, Насекомые и др. У детей есть свое понимание, и они активно участвуют в совместном выяснении того, что для них стоит за этими понятиями. Все это заносится на бумагу и приобретает наглядный вид - получается картинка, где понятие представлено во взаимосвязи своих составляющих. Для этой работы детям не обязательно уметь читать и писать – можно рисовать картинки. Так учитель выясняет, что знают дети, и строит свою работу, исходя из этого, постепенно приучая детей к научной лексике и методам работы и постоянно опираясь на натурные наблюдения и эксперименты. Один из главных принципов DASH – по возможности, не объяснять, дать детям самим совершать открытия. А если без объяснений никак не обойтись, то делать это по методу Сократа – задавая вопросы. Вообще, вопросы – объект постоянного и глубокого внимания в курсе. Особенно вопросы детей: важно не убить их тягу к вопрошанию. Каждый детский вопрос – повод для нового исследования. Как проводить исследования? Здесь нам была предложена четкая технология организации совместных исследований, которой могла бы позавидовать аспирантура любого университета. Что делать, если ребенок задал вопрос не по теме? Озарило вдруг, и девочка спрашивает: «а у жуков зубы есть?». В традиционной школе учитель сделает замечание, и в следующий раз при таком «озарении» ребенок промолчит, молча будет думать о своем и может получить очередное замечание за «отсутствие» на уроке. А что произойдет в классе DASH? Учитель громко повторит вопрос, а затем предложит записать его в Книгу тайн и открытий, где вопрос будет ждать своей очереди. Что меня поразило: эта очередь может подойти даже через год или два! И это вполне естественно – ведь содержание курса организовано по спирали: мы возвращаемся к некоторым темам первого класса и во втором, и в третьем, и в четвертом классе. А такие темы, как Свет, получают свое развитие вплоть до старшей школы, где в курсе физики изучается оптика! Мне сразу вспомнился С.И. Гессен с его идеей образования, «просвечивающего из будущего»… Курс DASH предлагает детям построить дом из отработавшей картонной тары, спланировать на бумаге и перенести на асфальт план небольшого городка, позаботившись при этом о сторонах света: сколько при этом возникает Почему и Как, сколько привычных вещей заставляют задуматься, когда начинаешь их создавать своими руками – поневоле вспоминаешь В.Ф. Шаталова с его суворовским тезисом «Удивить – победить!». А еще – Льва Кассиля с его удивительной страной Швамбранией, затерявшейся на окраинах списка рекомендованной литературы для детского чтения. Курс возвращает учащихся к самым основам инженерного дела - вот ведущая с философской серьезностью и точностью методиста провозглашает «Здесь мы должны дать детям идею Колеса и Оси». А что это значит? Это значит, что каждый из нас должен придумать, то есть изобрести способ – как найти центр жестяной крышечки от консервной банки, чтобы пробить в ней гвоздем отверстие. И здесь Ее Величество Геометрия начинает просвечивать из туманного будущего, когда дети вырезают из бумаги круг, который только что обвели по контуру крышечки, потом складывают бумагу по двум перпендикулярным диаметрам и – вот он, центр! Ловлю себя на том, что описывать все это намного сложнее, чем просто показать! А ведь этим дело не кончается: мы прибиваем к дощечке две крышечки и начинаем исследовать ременную передачу при помощи банковских резиночек, которыми удерживаются банкноты в пачке. Потом в классе появляется велосипед, одолженный у дворника, и мы открываем разницу между ременной и цепной передачами. И вот новая задача – сделать модель гоночного автомобиля. Почему гоночного? Потому, что будут настоящие гонки! Заодно мы вспомним о свойствах наклонной плоскости (с которой будут съезжать наши автомобили), убедимся, как важно обеспечить хорошее вращение колесам и их симметричное крепление к кузову. Еще одно открытие, которое сделали участники без участия ведущей – нужно утяжелить машинку, чтобы она дальше проехала с горки! Здесь уже Физика просвечивает и манит второклассников своей возможностью все объяснить и использовать. А когда речь заходит о Правилах (которые дети разрабатывают прежде, чем начнутся соревнования), то здесь Физика измерений тесно обнимается с Правом. А по окончании соревнований все мы со своими машинами отправляемся на площадку, где перед этим размечали мелом на асфальте наш городок с его жилыми домами, школой, больницей, магазинами, полицейским участком, мэрией и другими службами. Здесь нужно написать инструкцию – как доехать скорой помощи от больницы до школы. Одни пишут – другие пытаются исполнить, понимая при этом всю важность Географии. Конечно, никаких названий предметов, вместо этого – сама жизнь во всей ее целостности. В курсе очень много внимания уделяется взаимосвязи всего со всем (есть даже специальная Книга связей), и построение самого курса и работы класса (именно класса, а не учителя) отличается целостностью и единой логикой, которая подкрепляется наличием продуманной системы документирования образовательного процесса. Помимо Учебного календаря, есть Календарь планирования, Таблица распределения обязанностей, классные Книга тайн и открытий, Книга связей, индивидуальные Журналы исследователей. Ну а результаты, полученные при работе с Картами понятий, включая изготовление приборов и моделей, эксперименты и измерения, заносятся в Книгу рабочих определений (которые могут уточняться по мере получения юными исследователями новых знаний и опыта – совсем как во «взрослой» науке!). Нужно отметить, что измерениям в курсе уделяется особое внимание, и это один из многих примеров приучения к научной и инженерной культуре исследования, которые я с большим удовольствием замечал на протяжении всей мастерской. Причем приобщение к культуре начинается не с запретов и ограничений, а с использования старого доброго правила «Делай, как я». В этом же духе построена и система оценивания в курсе DASH – чаще всего ребенок оценивает все свои знания и умения по трехбалльной шкале: не могу, могу, могу научить. И это, как и все остальные принципы курса, было продемонстрировано на практике – учителя московских школ показали, что они могут научить своих коллег.

…Вряд ли в короткой заметке можно даже перечислить основные идеи подхода, с которыми участники мастерских не только знакомились, но и переживали их, проделывая все то, что им предстоит донести до детей. На заключительном занятии больше половины из них выразили намерение начать работу по курсу с началом нового учебного года. Уверенность в успехе им придает не только собственный опыт, но и опыт первопроходцев, которые уже прошли с первоклассниками программу первого года в трех московских школах. Конечно, мы с интересом будем следить за ходом событий и ждать сообщений от учителей, которые с 1 сентября начнут заниматься по программе курса DASH.

Во втором классе DASH с 3 по 14 июня вместе со мной учились: директор Центра Полигон-Про, к.п.н. С.А. Ловягин, ведущий научный сотрудник Вычислительного Центра РАН, д.п.н. А.Ю. Уваров, академик РАО, д.п.н. Б.М. Бим-Бад, проректор МИОО, д.п.н. О.Б. Логинова, завуч школы № 627 С.А. Платонова, учителя зеленоградской школы № 853 Е. Соколова и В. Фомина, учителя базовой школы № 26 А.И. Кухтинская и Н.В. Потапова, а также еще 6 учителей московских школ. В первом классе DASH с 17 по 22 июня под авторским надзором Кэрол Бреннан у С.А. Ловягина, С.А. Платоновой, Е. Соколовой и В. Фоминой учились учителя начальных классов школы № 3 г. Кондрово С.В. Стрелкова, школы № 2 г. Усть-Лабинска И.А. Сечкина, школы № 19 ст. Ладожской Усть-Лабинского района Д.В. Рязанцева, учителя базовой школы № 26 Т.О. Сереброва, Р.В. Чураева, Н.Е. Богацкая, Е.В. Шмелева, Е.А. Руди, Т.Ш. Миронова, и еще более 30 учителей московских школ. Все обучавшиеся успешно закончили курс и получили сертификаты учителя DASH 1 и 2 класса.

Всё это стало возможным благодаря финансовой поддержке частного фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело», который положил начало инициативе, имеющей прямое отношение к развитию инженерной культуры в школах нашей страны.