Таинственный остров – 2. В гостях у капитана Немо

Прошел год, и вот – новая встреча с профессором Гавайского университета Кэрол Энн Бреннан, которая вновь прилетела в Москву, чтобы провести мастерскую по развивающему курсу DASH, соответствующему тематике курса «Окружающий мир» для начальной школы

Прошел год, и вот – новая встреча с профессором Гавайского университета Кэрол Энн Бреннан, которая вновь прилетела в Москву, чтобы провести мастерскую по развивающему курсу DASH, соответствующему тематике курса «Окружающий мир» для начальной школы. Не все верили, что эта встреча состоится, но события развивались так, что их уже нельзя было остановить: здесь свою роль сыграла и уверенная поддержка Фонда «Вольное Дело», и организация Федеральной экспериментальной площадки ФИРО, но главным фактором, конечно, оказался энтузиазм учителей, прошедших прошлогодние мастерские. Достаточно вспомнить, что в конце августа прошлого года две учительницы из Усть-Лабинского района Краснодарского края, Д.В. Рязанцева и И.А. Сечкина, провели у себя в районе трехдневную мастерскую по этому же курсу, в которой приняли участие учителя всех 31 школ района. Согласно принятой в курсе трехбалльной шкале (не могу сделать – могу – могу научить) они тем самым заработали высший балл, поскольку смогли научить коллег главному принципу курса – обучению действием (см. репортаж в нашем Архиве новостей). Вокруг курса сформировалось настоящее профессиональное сообщество, и результатами своей работы его участники регулярно обмениваются в специально организованном блоге. Когда им этого не хватает, они собираются, чтобы очно обсудить возникающие вопросы, - как в Москве, так и в Усть-Лабинске, где за учебный год прошли 2 учительские практические конференции по этой тематике.

В этом году работа мастерских вновь была организована по принципу передачи знаний: сначала прошла двухнедельная методическая мастерская по курсу DASН для 3 класса, затем параллельно - 2 шестидневные мастерские для учителей 1 и 2 классов. В мастерской для учителей 1 классов впервые приняли участие учителя 10 сибирских школ – участниц Программы «Школа нового поколения», над которыми шефствует крупнейшая энергетическая Компания En+. Что же стало открытием для тех, кто прошел мастерские прошлого года? Ведь дидактически курс построен по спирали – многие темы повторяются из года в год, и я с некоторой тревогой и несомненным любопытством ожидал новой встречи с курсом и доктором Кэрол Бреннан.

На первый взгляд, за прошедший год она внешне совсем не изменилась, однако сверхутомительный перелет с неудачной стыковкой рейсов поселил в ее спине непрекращающуюся боль, которую она мужественно преодолевала – более того, перед отъездом она приняла приглашение снова приехать в Москву сентябре, чтобы провести мастерскую для студентов МПГУ, которых будет около 300!

Прежде, чем перейти к рассказу о содержании мастерской, я решил перечитать свой прошлогодний пост, к которому я адресую и любознательного читателя, поскольку иначе ему не будет понятен смысл некоторых метафор и намеков, да и само содержание останется не понятым до конца.

Что же изменилось? Если год назад мы увлеченно играли в детей, открывающих окружающий мир и играющих в ученых, то в этом году мы, как правило, были учителями, и лишь иногда Кэрол, задавая вопрос, уточняла: «Ответьте, как дети 3 класса». Появилась методическая позиция и обсуждение методических вопросов – в первую очередь, возрастных особенностей, а также различия в уровне развития детей одного возраста.

И хотя использовались те же инструменты (Учебный календарь и Список обязанностей, Книга тайн и открытий, Журнал исследователя, Книга связей и пр.), но появилась тема Шаблонов, необходимых при постановке инструментов курса на компьютер. Введены две новые обязанности: куратор, который следит за выполнением обязанностей, и архитектор, который размечает пространство в Календаре, вносит дату и день недели). Когда мы занялись конструированием этих шаблонов, то сразу поняли, что это - новый уровень в сравнении с простым использованием методических инструментов. Еще одно значимое отличие этого года - появляется этап конструирования на бумаге, предшествующий прямому материальному конструированию, которое преобладало раньше. Продолжается совершенствование навыков работы с символами и систематизации: появилась новая задача для всего класса – собрать все виды пиктограмм для всех видов погоды.

В 3 классе от наблюдения, удивления, ознакомления мы вместе с детьми чаще переходим к исследованию, когда дети уже не принимают ничего на веру, а принимаются обсуждать увиденное и прожитое, что характерно для позиции исследователя, ученого. На собственном примере мы убедились, что наличие бурной дискуссии – верный признак исследовательского поведения :). Для учителя DASH иногда не так важен результат, как сама дискуссия, поведение ее участников. Учитель может провоцировать дискуссию и следит за соблюдением правил, которые регламентируют ее начало, ведение, подведения итогов. При этом решается задача: приучить детей к тому, что не следует стремиться получить один «правильный» ответ, а рассматривать все возможные.

Важнейший инструмент курса, Карту понятий (КП), можно рассматривать как инструмент выявления уровня актульного развития. В конце 70-х годов прошлого века Л.С. Выготский стал необычайно популярен в Штатах, которые внезапно «открыли» его для себя, как когда-то Станиславского и его систему. Ссылку на Выготского мы услышали впервые именно в применении к КП, но очевидно, что авторы курса находились под влиянием его работ.

Действительно, «исходная» КП составляется самими детьми при минимальном организующем участии педагога, и она характеризует как раз уровень актуального развития каждого из детей, каждый из которых вносит вклад в результат общей работы. Педагог может стимулировать влияние детей друг на друга, обмен жизненным опытом и взаимное обучение, если организует работу над КП в группах, которые после короткого «мозгового штурма» передают его результаты по кругу. При этом сама форма КП (ментальная карта Тони Бьюзена) предполагает конструктивное дополнение, уменьшая в этом случае возможность критики.

После формирования исходной КП педагог получает информацию об уровне актуального развития класса и отдельных детей, что позволяет ему организовать некоторую деятельность, в процессе которой дети формируют и проверяют гипотезы, могут что-то измерять, получают ответы на свои вопросы или информацию к размышлению. Затем полученные впечатления и опыт служат для уточнения КП и выработки Рабочих определений, которые после обсуждения заносятся в соответствующий словарь.

Таким образом, идеи Выготского получили воплощение в технологии, основанной на минимальном вмешательстве педагога (как мне кажется, в определении ЗБР не говорится о степени и содержании педагогической поддержки). Кэрол неоднократно повторяла нам и даже при помощи Гугл-переводчика самостоятельно перевела и старательно выписала по-русски на специально подготовленном для учителей 1 класса постере три ключевых вопроса, с которыми учитель постоянно должен обращаться к детям:

  1. А ты как думаешь? (How do you think?)

  2. Как ты можешь это определить? (How you can find it?)

  3. Чему ты научился? (What do you learn?)

Курс приучает детей к последовательности действий: задать вопрос себе – задать вопрос природе – а для получения ответа что-то сделать, измерить, обдумать и – дать Рабочие определения, которые тоже могут изменяться от года к году, показывая изменяемость научного знания. Например, Плутон много лет считался планетой, а сейчас лишился этого статуса, хотя, конечно, он сам не изменился :). Несовершенство самодельных приборов и моделей оставляет место для творческой неудовлетворенности, и это твое личное несовершенство, которое заставляет тебя стараться догнать остальных – в этом один из секретов индивидуализации обучения в курсе: если ты медленнее других, то это заставляет тебя работать интенсивнее, и часто при этом «отстающий» получает более богатый опыт, чем удачливый. Кстати, дети подвержены этому больше, чем взрослые: на одном из занятий к нам присоединилась дочь одной из учительниц, выпускница 11 класса, и ее пришлось буквально оттаскивать от сделанной ею модели моторной лодки, которая ей показалась менее удачной, чем у других.

После того, как учебная деятельность (наблюдение, измерение, изобретение и конструирование) завершится, рекомендуется задать детям следующие вопросы:

  • Где еще ты можешь воспользоваться этим (на уроке, в школе, дома, в жизни)? 
  • Кто еще может этим воспользоваться? 
  • Почему это важно – знать об этом?

Это должно подводить каждого к самому важному вопросу:

Зачем ты учишься?

Звездное небо

Как бы ни была увлекательна методология, но основное «урочное» время участников мастерской было отдано не ей, а вполне конкретным темам и проектам. Во исполнение принципа «Делать, а не рассказывать», даже такой предмет, как астрономия, и такой инструмент, как Карта звездного неба, был введен через действие: эту карту мы собирали из фрагментов, склеивая их и при этом разбираясь во взаимном расположении созвездий (нечто вроде собирания паззла). На том же занятии каждый из нас сделал свой собственный инструмент, помогающий определить время по звездам (два бумажных диска на одной оси со стрелкой-указателем). При этом мы получили ценную подсказку для практических наблюдений – оказывается, определить угол высоты звезды над горизонтом можно при помощи собственного кулака, которым можно отмерить угол, примерно равный 10 градусам. При этом Кэрол напомнила нам, что от детей 3 класса можно ожидать лишь качественного наблюдения того, что звезды, оказывается, меняют свое положение на небе от месяца к месяцу. А вот если понаблюдать за ними в течение одного вечера, то можно заметить вращение Земли вокруг оси, которая проходит через Полярную звезду. Опыт сбора данных в процессе наблюдения ребята получают, если им не объясняют все заранее, а дают возможность наблюдать и фиксировать изменения расположения звезд.

Планеты

Все начинается с выяснения того, что дети знают о них, то есть – с составления Карты понятий. Здесь Кэрол еще раз сослалась на Выготского, который рекомендовал собирать бытовые знания детей и выстраивать научное знание, опираясь на эти исходные знания. Затем следуют наблюдения самого яркого (после Луны) объекта на звездном небе – планеты Венера.

Садик

Это самый большой проект для 3 класса, который выполняется всем классом на протяжении учебного года. Класс делится на группы, каждая из которых получает одно из заданий:

  • Планирование и подготовка (анализ того выделенного места, того, как солнце будет освещать садик, как распределить работу между другими группами, какие подготовить инструменты и как обеспечить безопасность, как подготовить почву) 
  • Отбор и посадка растений (как выбрать растения, чтобы они обеспечивали в питании баланс белков, жиров и углеводов, когда их сажать или сеять и пр.) 
  • Наблюдение и уход за растениями (полив, культивация, подкормка, прореживание, прополка, борьба с вредителями, попдпорки, инструменты и пр.) 
  • Сбор урожая (что делать с овощами в перерыве между тем, когда их собрали, и ужином) 
  • Инструменты (обеспечение безопасности, ящик с песком для их очистки, как комнатный садик организовать в ящике на колесах, который можно передвигать вслед за солнечным освещением) 
  • Освещение (как организовать искусственное освещение, как сделать в ящике одну стеклянную стенку для наблюдений за почвой и тем, что в ней происходит) 
  • Дополнительные задания (зависят от видов растений, выращиваемых в садике)

Почва

Почвой мы уже занимались во 2 классе, и теперь это – хорошее дополнение к проекту Садик. Здесь необходимо заново сформировать Карту понятий, чтобы понять, что у детей осталось в памяти с прошлого года. Работа над КП организуется в группах, которые после 5 минут меняются листами КП по кругу и вносят в них изменения, пока не получат свой лист обратно с замечаниями коллег. Дети вспоминают тему 2 класса и возвращаются к КП Разложение. Что разлагается, и что не разлагается? Из чего можно создать почву? Как отмерить заданный объем для «рецепта» создания почвы? Например, 40 мл? Нужен инструмент, и по этому поводу Кэрол оглашает простое, но значимое правило учителя DASH: «Мы всегда изготавливаем инструменты по мере необходимости». Для садика нужна рулетка (которую в 1 классе дети делали из нехитрого набора «банка+шпагат+линейка») и мензурка (которую дети делали во 2 классе). В 3 классе при этом обсуждаются вопросы точности измерений этих приборов – пока на качественном уровне. Что касается ингредиентов почвы, то хорошим дополнением к теме становится практическое изготовление компоста.

Компост

Для изготовления компоста был приспособлен мусорный бак, а сырьем послужила сорная трава на заднем дворе учебного корпуса, которая была залита водой. Участники регулярно контролировали температуру смеси и перемешивали ее, выкладывая вилами из бака. При этом наблюдалось изменение запаха, цвета, объема и консистенции смеси. Исследования почвы, и в частности – ее кислотности, вызвали необходимость заняться химией.

Химия

Здесь все началось с техники безопасности и рассмотрения таких средств защиты, как перчатки, бахилы, фартук, бельевые прищепки, используемые в качестве пинцета, и конечно же, очки, которые участники довольно быстро изготовили из подручных средств (при этом защитный щиток для глаз из 5-литровой пластиковой бутыли выглядел даже элегантно). Несмотря на строгий запрет сильнодействующих реактивов, были рассмотрены правила поведения для случаев, когда кто-то пролил кислоту или щелочь. Обезопасив себя, участники приступили к определению кислотности окружающих веществ: при помощи рН-индикаторных бумажных полосок они измерили кислотность почти всего, что видели вокруг (сода, мел, сахар, соль, лимон, удобрение, почва, компост, мыло, моющие средства). При этом они познакомились с кислотами и веществами, свойства которых во многом противоположны свойствам кислот – щелочами, наблюдали действие кислот и щелочей на разные образцы (мясо, мел, жир, ткань, алюминий, гвозди, медный купорос). Они научились с помощью мензурки получать растворы различной концентрации и наблюдали, как кислотные и щелочные свойства растворов слабеют с уменьшением концентрации растворов, приближаясь к нейтральному значению рН=7. Задумались над тем, что происходит при растворении, и что в чем может растворяться? (твердые вещества, жидкости и газы в жидкостях). Научились наблюдать и фиксировать изменения, подумали над возможностью их измерять. Озадачились вопросами - Как убедиться, что одно растворилось в другом? Как влияет температура? По результатам наблюдений были введены рабочие определения: растворимое, растворитель, раствор, растворение. Куда исчезла соль, которую растворили в воде? На фольгу были помещены несколько капель этого раствора, а фольгу поместили на солнце, и через несколько минут вода испарилась, оставив на фольге мелкие кристаллики соли, которые были хорошо видны в лупу. Попутно участники обратили внимание на то, как лупа фокусирует солнечные лучи в яркое пятно, озадачились тем, как это происходит, и зафиксировали этот вопрос в Книге тайн и открытий.

Испарение

Участники обратили внимание на росу, которая образовалась на пленке, затягивающей банку с водой, и определили при помощи индикаторных бумажных полосок, что это – вода. Значит - в воздухе есть вода (пар). Кэрол предложила нам высказать свои предсказания о том, как меняется скорость испарения при изменении температуры, силы ветра и влажности воздуха? Все это можно проверить экспериментально. Вернувшись к фольге, где испарился раствор соли, участники обратили внимание на то, что кристаллики соли имеют такую же форму, как и соль из пачки.

Кристаллизация

Интересная тема для 3 класса на несколько недель - выращивание кристаллов. Основы технологии опробуются в классе, а затем дети выращивают дома свои кристаллы, наблюдая, как они растут, когда их «кормят», используя насыщенные растворы веществ.

Вещество и его состояния

При составлении КП Состояния вещества Кэрол рекомендует (в порядке исключения!) начать с того, что сразу задать три состояния: твердое, жидкое и газообразное (иначе дети «быстро навыдумывают множество несуществующих состояний») и рассмотреть в сравнении их свойства и возможности использования. Конечно, самое доступное для экспериментов вещество – вода, которую легко наблюдать во всех состояниях (особенно – в России) и исследовать переходы между этими состояниями: таяние и замерзание, кипение и конденсацию, а также испарение, которым мы уже занимались и которое приводит к образованию облаков, а облака – бесконечно разнообразный объект для наблюдений.

Оптика

Вернувшись к вопросу о том, что делает лупа с солнечными лучами, мы возвращаемся к прошлогоднему опыту с изготовлением камеры-обскуры и заново осмысливаем ее работу. Кэрол предлагает вспомнить, как лучи света, проходя через маленькую дырочку, создают перевернутое изображение. Зарисовав ход лучей на доске, мы обнаруживаем, что лупа так же собирает их где-то в одной точке, и если эта точка попадает на бумагу, то бумага может даже загореться. Используя зеркала и точечный диодный фонарик, мы еще раз убедились в том, что лучи света распространяются по прямой и поиграли в передачу сигналов на расстоянии.

Пузыри

Радуясь солнечному дню, мы в очередной раз возвращаемся к мыльным пузырям, но теперь используем их для исследования воздушных потоков: пузыри хорошо показывают, как нагретый воздух поднимается вдоль стены, освещенной солнцем, и как он ведет себя в тени. Вернувшись в класс, мы озадачились тем, как создать ветер в помещении? Исследуем потоки воздуха от веера, от сквозняка, от надутого воздушного шарика. Но самый мощный и управляемый поток воздуха можно получить от электрического вентилятора.

Пропеллер

Мы исследуем вентилятор и разбираемся, как работает пропеллер, толкая воздух своими наклоненными лопастями: быстро изготовив детекторы ветра из палочек и ниток, мы помещаем их сначала перед работающим вентилятором, а затем - позади него. Выясняется, что пропеллер может создавать ветер, который может «тянуть» и «толкать». Мы делаем свои пропеллеры, помещаем их в поток воздуха от вентилятора и наблюдаем их вращение. Кэрол достает привезенный с собой деревянный мини-вертолет – палочку с пропеллером на конце, и мы запускаем его, вращая между ладонями. Затем наступает очередь воды и гребного винта – нам предстоит построить моторную лодку.

Модель моторной лодки

Этот серьезный проект может занять у детей до недели. Сначала мы исследуем работу водяного колеса – древнейшего изобретения, которое под действием падающей воды приводило в движение жернова водяных мельниц. Мы конструируем водяное колесо, используя алюминиевую банку из-под колы и вырезав в ней крылышки, на которые можно направить струю воды из крана. Такой же механизм приводил в движение первые пароходы, пока не появился гребной винт, который на наших глазах Кэрол изготовила из консервной крышки и показала его работу в детской ванночке, наполненной подкрашенной водой. Затем мы получили задание: каждый участник должен изготовить модель моторной лодки, которая должна проплыть вдоль большей оси детской ванны от одного борта до противоположного (более полуметра!). Особенностью этого задания было то, что сначала нужно было разработать проект и спецификацию деталей, чтобы представить учителю на утверждение. Это нужно для того, чтобы дети почувствовали, как делается проект, и как он реализуется (включая заготовку материалов, технологию изготовления составных частей изделия и сборки). Цель – научить детей планированию. Критика учителя допускается только в случае опасности. По проекту Лодка все делается в школе, и нас удивило, что дети работают с довольно опасным материалом, на что мы получили четкий ответ, что дети в американских школах «имеют право на риск, могут поставить себя в условия реальной опасности, чтобы осознать необходимость соблюдения правил». Кэрол обратила внимание необходимость собирать острые обрезки, возникающие при вырезании гребного винта, объясняя это тем, что иначе они могут упасть на пол, а гавайские дети часто ходят в школу босиком весь учебный год. Все инженерные проекты DASH выполняются только самостоятельно, и учитель не дает точных инструкций, а вот в наблюдениях и исследованиях могут принимать участие взрослые, помогая вопросами. В нашем распоряжении была вагонка шириной около 7 см, из которой можно было пилой вырезать корпус лодки (не длиннее 10 см), банковские резинки для денежных пачек, ножовки, молотки, плоскогубцы и разные мелочи: коктейльные трубочки, гвозди, словом все, что обычно бывает в Коробке изобретателя. Для изготовления главной детали – гребного винта мы получили плоские крышки для домашнего консервирования и замечательные ножницы, которые применяются для снятия гипса после переломов конечностей (Кэрол привезла их с собой). Нужно отметить, что после изготовления и отдельного испытания гребных винтов мы зашли в тупик, поскольку никто не имел опыта моделирования судов. Но вскоре кто-то заметил готовую модель, которая скромно стояла на одном из столов в стороне от главных событий. Это оказало существенную помощь в конструировании, но все равно пришлось решать технологические задачи (например, у меня гвозди раскалывали тонкую дощечку, пока я не догадался фиксировать деталь двумя игольчатыми кнопками). Другая типовая проблема возникала при испытании лодок, когда лодка, помещенная в ванну, начинала двигаться задним ходом, и пришлось сообразить, что нужно изменить направление вращения винта, заворачивая резиновый жгут в противоположную сторону :).

Животные в классе

По разным причинам, которые обсуждались в прошлом году, в классе рекомендуется иметь животных, за которыми дети будут ухаживать. В этой роли могут выступать насекомые, рыбы, птицы, лягушки и жабы, а также цыплята, которых можно выращивать из яиц в полуавтоматическом инкубаторе. Перед тем, как поселить в классе живое существо, нужно всё подготовить, обсудить и распределить обязанности по кормлению и уходу, а также по наблюдению за ним. Карту понятий для каждого из животных можно составлять по шаблону: виды, где они живут, части тела, развитие по стадиям, польза и вред для человека. Цель наблюдения за лягушками и цыплятами – проследить за их развитием, начиная с оплодотворения до рождения и ранних дней жизни. Что касается насекомых, то здесь мы более подробно рассмотрели их метаморфоз. Методическая рекомендация учителю: стимулировать предсказания детей в отношении размеров живых существ при рождении, массы, поведения и пр.

Масса

Согласно правилам курса, здесь появляется необходимость в одном из уместных отступлений в область измерений (именно тогда, когда это понадобилось при исследовании по некоторой теме!) Вспомнив навыки, полученные во 2 классе, участники быстро сделали весы и экспериментально выяснили, что 100 мл воды = 100 г воды. Традиционный учитель может с сожалением вздохнуть: «целый урок взвешивать воду, когда за это время можно было бы столько рассказать!». В 4 классе дети будут делать собственные разновески, а в 3 классе – вместо этого используется вода и мензурки, которые были изготовлены ранее, при занятиях химией. Одна из главных дидактических задач наблюдения за животными и их развитием – установить связи: в чем сходство и различия развития разных животных?

Здоровье

От развития животных дети переходят к собственному развитию, проводя антропологические измерения и нанося результаты на график, чтобы анализировать изменения, которые происходят с ними от года к году. Используется также схема зубов, где каждый ребенок отмечает свои собственные изменения в ней. Пришла очередь буквы Н (Health – Здоровье) в аббревиатуре DASH.

Дыхание и кровообращение

Составляем КП Дыхание. Делаем спирометр из двух 5-литровых пластиковых бутылок. Что выходит с выдохом? Дышим на зеркальце и видим туман – что это? Полоска помогает определить воду, а специальный индикатор (бромтимоловый синий) – определить наличие углекислоты в выдыхаемом воздухе. Анатомия органов дыхания изучается при помощи плакатов или объемных наглядных пособий, мы наблюдаем, что двигается при дыхании (грудь, живот)? После этого уточняется КП Дыхание. Мы делаем модель «легкие + диафрагма» из 5-литровой бутылки и прозрачного полиэтиленового пакета, и на ней испытываем сигарету и дым, который она выделяет: стенки бутылки мутнеют от осевшей на них смолы, и их трудно отчистить от этого налета! Торжествует принцип Сначала делай – потом объясняй (причем объясняй через сократовские вопросы). Мы измеряем частоту дыхания и пульса - в покое и после разных нагрузок, нанося результаты на график. Делаем стетоскоп из воронки и пластиковой трубки и прикладываем к груди в области сердца. Что мы слышим? Удары сердца и пульс – связаны ли они и как? Что происходит, когда ты порезался? Как кровь доходит до раны? Как влияет тренировка на время возврата частоты пульса после нагрузки к исходному уровню – домашнее задание на весь учебный год.

Инфекции и болезни

Составляем КП Болезнь, проводим опыт с выращиванием культуры микробов на желатине. Выясняем, что микробы живут везде, и хотя полная стерильность недостижима, лучше ограничить возможности их проникновения в наш организм. Что происходит с ними в нашем организме? Обсуждаем, как работает иммунная система и полезные микроорганизмы в нашем кишечнике.

Лекарства

Составляем КП Лекарства, организуем экскурсию в аптеку или приглашение фармацевта в школу. Обсуждаем законные и незаконные лекарства, правила употребления лекарств и возможные опасности, вместе устанавливаем правила о том, что делать в экстренных случаях отравления детей лекарствами на конкретных примерах. Уточняем и дополняем Карту понятий.

СУПЕРМАРКЕТ

Учебный год заканчивается большой игрой, которая длится неделю и в которой можно использовать многое из того, что за год освоили дети, получающие при этом очередное подтверждение того, что «всё связано со всем». Класс делится на шесть групп: фермеры, переработчики продуктов, продавцы, покупатели, СМИ, банкиры. Работая все вместе, сначала мы разрабатываем план супермаркета и выстраиваем систему взаимосвязей. Мы моделируем важнейшую сферу жизни общества, доходя до конкретных технологий: рассматривается заказ продуктов у переработчиков, получение и размещение товара на полках, формирование цен, оборот денег, общение между бизнесами фермеров и переработчиков, включая контроль качества, доставку, фасовку и другие логистические операции, реклама и пиар, роль СМИ в торговле, роль банков (учет и обеспечение денежного оборота), и наконец, семейное планирование закупок еды с учетом финансовых возможностей, анализа цен (прайс-лист супермаркета) и соображений здорового питания, расчет того, сколько пищи можно приготовить из купленных продуктов и сколько из них пойдет в отходы, как утилизировать тару. Здесь широко используются игровые технологии для моделирования реальных операций связи, транспорта, денежного оборота (без лишних усложнений, связанных с обеспечением баланса доходов и расходов), и связь с реальностью через реальные действия – детям поручается выяснить дома реальные цены и посетить с родителями супермаркет, взять оттуда прайс-лист и проанализировать его. При обустройстве игры мы были восхищены игрой фантазии учителя DASH, представленной нам Кэрол. Здесь были и такие изощренные средства связи, как акустический телефон из двух банок и шпагата, натянутого между ними, гелиограф из зеркал и фонарика, пневмопочта, доставлявшая записки по пластиковым трубкам, и даже авиапочта, где маленький самолетик с резиновым мотором летал, подвешенный к леске. Транспортные операции обеспечивались наклонными плоскостями, работа которых нам была знакома с прошлого года. При этом роль учителя сводилась к выдаче заданий на организацию связи и транспорта тем или иным методом, а реализация целиком ложилась на плечи участников. Еще одна роль учителя – позаботиться о том, куда убирать все эти аксессуары, поскольку проект явно многодневный :)

Энергия и звук

Заодно при организации супермаркета была рассмотрена тема Передачи энергии и звука, и при этом (как и много раз ранее!) был задан типично американский вопрос: кому это будет полезно? :)

Групповая работа и общение

Групповая работа не всегда идет гладко, и на протяжении года по необходимости можно выделять время для анализа возникающих проблем общения. При этом для анализа можно использовать кукольную педагогику и создание соответствующих Карт понятия, например, КП Друзья, Как правильно себя вести, Чего не нужно делать? Учитель может стимулировать дискуссию на темы Отношения, Общее дело, Нарушение законов. Можно предложить для обсуждения и создания Карт понятия такие темы, как Давать и получать, Опасные подарки, Работаем вместе. Для последней КП можно рассмотреть дихотомию:

  • Когда лучше работать в группах и по каким причинам: высокая трудность, недостаточно инструментов, интереснее вместе, разные позиции детей. 
  • Когда лучше работать в одиночку: когда нужно, чтобы каждый получил результат и свой опыт, отработал навыки.

    Дети пишут список примеров для групповой и индивидуальной работы. Цель: научить детей самим выбирать формы работы.

Итоги 3 класса

Подводя итоги учебного года, Кэрол обратила внимание на организацию рефлексии детей по важнейшему классному проекту Садик, предложила обсудить с детьми их понимание различий между работой Ученого и Инженера, между изобретением и технологией, подумать вместе с ними над тем, как возникают и как проверяются гипотезы, посоветовала чаще использовать афоризмы, которые дети всегда примеривают на себя, напомнила простой сократовский прием – учитель спрашивает ребенка о том, что тот, как ему кажется, знает, и если учитель не согласен, то он просит ребенка научить его. Она обратила наше внимание на постеры, которыми по ходу мастерской заполнились стены класса: это могут быть не только созданные детьми Карты понятий и примеры, но и типографские справочные материалы и пособия, таблицы, содержащие инвентаризацию понятий и навыков. Мы еще раз все вместе вспомнили универсалии курса, которые получили подтверждение через деятельность: исследование и открытие, изобретение, ручной труд, взаимообучение и самообучение, работа в группах, продуктивная учебная деятельность, взаимодействие с родителями, локализация к местным условиям, связи между учебными дисциплинами (особенно – приложения математики), организация пространства класса через учебные центры (рабочие станции - например, «Учебный календарь и его окружение»), толерантность к ошибкам, постоянное внимание ко всем аспектам безопасности, педагогическое терпение и сдержанность в стремлении всё объяснять.

Рефлексия участника

Наиболее общее впечатление от мастерской как от целого: сотрудничество – основа работы ученых, взаимное обучение, обсуждение, диалог (учитель дает пример сократовского диалога). Можно выделить уровни учебной кооперации – когда она возможна, желательна, необходима. Одна из главных черт курса и его недекларируемых ценностей – нацеленность на результат: как в прошлом году автомобиль должен был поехать с горки, так и лодка должна была пересечь по реальной воде реальную ванночку. Здесь и выявлялись все проблемы проекта и конструкции – от правильно сделанного гребного винта (нужно, чтобы он создавал реальную тягу, и вода помогала сразу выявить ее наличие, которое не так ощущается в воздухе!) до правильного направления – часто лодка начинала двигаться задним ходом, и приходилось закручивать резиновый двигатель в противоположном направлении.

В последние годы на Западе инноваторы от педагогики открывают для себя Выготского и по-своему используют гениальную формулу Зоны Ближайшего Развития. Отсюда и рекомендация для учителя DASH: если ты видишь, что никто из детей не может даже сделать первый шаг к созданию лодки – молча подставь им вариант конструкции, размести его где-нибудь в сторонке, и рано или поздно кто-то из детей его обнаружит. После этого склонные к конформизму постараются его воспроизвести, а изобретатели воспримут это как вызов, начнут изменять и улучшать конструкцию, но главное – все увидят, что это возможно. В одном из философских фантастических рассказов (кажется, это был Роберт Шекли или Рей Бредбери, а может быть, Иван Ефремов или Станислав Лем) я помню посылку: группе ученых сообщают, что получены сведения, бесспорно подтверждающие факт наличия у инопланетян Машины Времени – и ученые через 5 лет создают такую Машину. Так и фантазии Жюля Верна и Алексея Толстого нередко воплощались в жизнь учеными и изобретателями – кто знает, какую роль сыграл толстовский «Гиперболоид инженера Гарина» в разработке лазера нашими нобелевскими лауреатами Басовым и Прохоровым.

Вот мы и подошли к главному отличию мастерской 2014 года: она все время заставляла задуматься, выходя из позиции учащегося в позицию исследователя. Незаметно Кэрол приглашала нас к сотворчеству уже не как любознательных перво- и второклассников, но и как учителей. Это делалось в полном соответствии с идеологией курса: обучение действием и вопросы вместо ответов. Неявно воплощался и главный принцип Монтессори-школы «Помоги мне сделать это самому» и идеи ЗБР Выготского. Естественно, каждый из участников мастерской задумывался о своем, и я задумался о том, как именно школа может перейти от культуры самообучающейся организации к культуре исследовательской организации: исследовать педагогические ситуации, изобретать все новые и новые задачи для учащихся, представляющие для них вызов, пробуждающие у них и у педагога новые ассоциации и связи между уже известным и только что увиденным, изобретенным, измеренным, опробованным в действии. А что же нас ждет в 4 классе? В какие глубины мы сможем погрузиться с капитаном Немо? – осталось жгучее любопытство. Хотелось бы, чтобы мы подошли к вопросу о проектировании занятий в стиле обучения действием...

Р.А. Лачашвили